Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011





Скачать 359.97 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011
страница1/4
Дата публикации31.12.2014
Размер359.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Комитет по культуре Курской области

Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева



Служба Отечеству – гражданский долг молодежи

Методические рекомендации

для библиотек по работе с допризывной молодежью

Курск, 2011

Комитет по культуре Курской области

Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева

Служба Отечеству – гражданский долг молодежи

Методические рекомендации

для библиотек по работе с допризывной молодежью

Курск, 2011

ББК 78.381.1

С 49

Служба Отечеству – гражданский долг молодежи [Текст] : метод.-библиогр. сборник / Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева ; [сост. Иванова М. В., библиотекарь НМО]. – Курск, 2011. – 25 с.

Составитель:

М. В. Иванова, библиотекарь НМО КОНБ им. Н. Н. Асеева

Редактор:

Н. А. Шишкова, зам директора по библиотечной работе КОНБ им. Н. Н. Ассева

Ответственный за выпуск:

М. Н. Сойникова, директор КОНБ им. Н. Н. Асеева

Введение.

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних (терроризм) и внешних врагов Отечества - имеет общенародный характер, является духовным достоянием личности и государства, одним из важнейших элементов общественного сознания - фактором сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" говорится, что чувство патриотизма как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности, выступает в качестве необходимого условия эффективного функционирования государственных институтов в интересах укрепления экономического и военного могущества страны.

Патриотическое воспитание - воспитание народа в духе любви к своему Отечеству и готовности встать на его защиту от посягательств любого агрессора. Процесс патриотического воспитания это деятельность, направленная на передачу будущим поколениям общественно-исторического опыта, целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и готовности служить Отечеству, защищать его от врагов, быть подготовленным к общественной жизни и производительному труду.

В государственной Программе говорится, что образовательные учреждения испытывают недостаток в программно-методическом обеспечении по данному направлению. Основная цель патриотического воспитания - формирование у граждан готовности выполнять конституционные обязанности. Приоритетным направлением в Программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения, при этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях. Исходя из данных приоритетов возникает объективная необходимость совершенствования системы военно-патриотического и физического воспитания в общеобразовательной школе, а ухудшение физического состояния и медицинского контроля молодёжи в настоящее время усиливает эту необходимость.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялись с целью с изучения проблемы патриотического воспитания и физической подготовки старших учащихся школы. Анализировались работы, освещающие общетеоретические основы патриотического и физического воспитания учащихся, программы военно-патриотического и физического воспитания школьников, организационные формы работы с допризывной молодёжью. Преимущественно изучался материал военно-патриотического и физического воспитания учащихся старшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

Общие вопросы теоретических основ физического и военно-патриотического воспитания рассматривались в работах П. Ф. Лесгафта, Л. П. Матвеева, Ю. В. Верхошанского. Теоретические основы физического и военно-патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы исследовались в трудах В. И. Усакова, Л. К. Сидорова, И. Ф. Богоявленского, Е.Н. Литвинова, С.В. Петрова, А.Т. Смирнова, М. П. Фролова, В.А. Васнева. Аспекты совершенствования процесса допризывной подготовки представлены в исследованиях А. В. Стафеевой, К. В. Даурцева, Л. Ю. Цицирко, А. Г. Капустина и других. Тем не менее, мы не встретили работ, которые бы отвечали современным требованиям взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания.

Служба Отечеству – гражданский долг молодежи

(методические рекомендации)

Иванова М.В.,

библиотекарь НМО

КОНБ им. Н.Н. Асеева

     Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание читателей библиотек является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Одной из главных задач библиотек должна стать задача по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов общества.      

       Общественная и гражданская позиция личности - одно из немногих качеств, которое стойко формируется в юношеском возрасте и которое оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Нельзя выбрать страну, в которой суждено родиться. Настанет время, когда придется определить свое отношение к ней. И сегодня просто необходимо объяснять юным читателям специфику России, ее место и роль в мировой истории. Этой теме можно посвятить цикл мероприятий, особенностью которых является то, что они рассказывают молодежи не только об историческом прошлом нашей страны, но и о событиях современности, учат вырабатывать собственную позицию, свое отношение к происходящему, помогают увидеть собственный возможный вклад в историю России. Среди них: военно-патриотические чтения «Россия, которую мы не теряли», вечера -воспоминаний с ветеранами «Я забыть того не вправе», устные журналы «День Конституции», часы информации «Я - гражданин России», видео-беседы «От древней Руси до новой России».

В системе патриотического воспитания гражданско-патриотическое носит особенный характер. Историческая книга как неиссякаемый источник патриотизма, по - прежнему занимает одно из первых мест в деятельности библиотекарей. Интерес к книгам о великом прошлом страны библиотеки могут поддерживать способствуют мероприятиями самого различного характера: организацией книжных выставок «Воинская слава России», конкурсов стихов «Как мы неистово любили», «От клинка и штыка до могучих ракет».

Цель мероприятий – воспитание у молодежи исторического сознания, гордость за ратные подвиги отцов и дедов, чувства своей причастности к боевым традициям нашего народа.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию охватывает и такую важную ступень социализации личности, как подготовка к службе в армии. Для читателей допризывного возраста рекомендуем использовать игровые формы приобщения молодых людей к будущей службе. Мероприятия диалогового характера помогут юношам найти ответы на многие вопросы, главный из которых - формирование взгляда на службу в армии, как на свой гражданский долг: игровая программа «В родную армию служить», конкурсно – игровая программа «Тяжело в учении, легко в бою», развлекательно-игровая программа «Солдаты удачи», диспут «Я бы в армию пошел», час информации «Что такое армия», беседа «Вам повестка из военкомата», цикл мероприятий «Как я в армии служил», книжно- иллюстративные выставки «Уголок призывника», «Живая память России», урок мужества «Служит в армии солдат», исторический вернисаж «Возьми себе в пример героя», историческая экспедиция «Любовью к Родине дыша», тематический вечер «Победе посвящается…».

Библиотекам во время призывной кампании в Российскую армию рекомендуется необходимо оформить для читателей постоянно – действующий информационный стенд «Служат наши земляки», что будет являться наглядным примером для допризывной молодежи, а также рекомендуем организовать встречи представителей пограничных войск различных родов войск, базирующихся на территории города с молодежью города (села) в библиотеках «Пограничная застава»,3 названия где читатели узнают о службе в армии, об армейской дружбе, зададут вопросы.

В рамках гражданско-патриотического воспитания патриотов России рекомендуем и такие циклы тем, как «Да, я солдат, завидуй мне, дивись…», «Не будь к Отчизне холоден душой», «Я часть моей России», «Родина наша и нам ее защищать», «Годен к строевой», «На пути в солдатский строй», «Я твой верный солдат, Россия!», «Во славу Отечества», «Зовет солдатская труба», «Возьми себе в пример героя», в рамках, которых можно провести аудио-видео-беседы, , уроки мужества, исторические вернисажи, вечера – воспоминания, книжные выставки и др.

Мероприятия, проводимые библиотеками и посвященные призыву в армию, могут быть самыми разнообразными. Главное - чтобы они были направлены на усиление роли книги в формировании гражданственности и патриотизма у молодежи.
Библиотека как центр гражданского воспитания

( из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Шевченко И.В.,

зав. отд. абонемента КОНБ им. Н.Н.Асеева

Лучкина Е.Л.,

ведущий библиотекарь отд. абонемента КОНБ им. Н.Н.Асеева

Среди духовных качеств современного государства, в том числе и России, патриотизм занимает главенствующее положение, а любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества. Библиотекой определены основные задачи и пути совершенствования системы патриотического воспитания, указаны основные цели, позволяющие формировать настоящих патриотов Отечества.

Концепция работы по программе патриотического воспитания, понимание патриотизма, как одной из наиболее значимых ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства. Патриотизм — любовь к своему Отечеству, чувство связи с его историей, культурой, составляют духовно-нравственную основу личности.

Основными задачами в патриотическом воспитании являются:

  • формирование сознания молодёжи на основе культурно- исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение чувства гордости за свою страну;

  • формирование у молодёжи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно- полезной деятельности и защите государственных интересов страны;

  • развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже тогда, когда это понятие не употреблялось. В работе библиотек по патриотическому воспитанию необходимо объединение интеллектуального и эмоционального начал, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио и видеоматериалов, электронных носителей.

Многообразная деятельность библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Чтобы ни делала библиотека, главная её цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать с самого раннего возраста, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. В последние годы усилилась работа по продвижению среди молодых читателей литературы о героическом прошлом нашего народа, о Великой Отечественной войне.

Было проведено ГДЕ социологическое исследование «Чем дальше мы уходим от войны, тем ближе нам воспоминанья эти», которое показало, что молодое поколение высоко оценивает Победу советского народа в Великой Отечественной войне, и что чтение сохраняет устойчивое положение у курян.

В своём исследовании мы не претендуем на абсолютную истину. Но опросы всё же показали, что проблема "Патриотизм и молодежь" продолжает оставаться, хотя и острота её постепенно падает. Поэтому необходимо способствовать воспитанию у молодежи гражданского самосознания, любви к своей Родине, и только тогда у России будет будущее.

Наиболее распространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на раскрытие фонда библиотек. Стремясь повысить востребованность научно- исторической литературы, содержащей объёмную и объективную информацию об истории Отечества, сотрудники отдела абонемента подготовили рекомендательные пособия «Вам любители истории» и «Читаем книги о войне», так как воспитать интерес к такой литературе без своевременной информационной помощи невозможно.

В отделе созданы условия, гарантирующие свободный доступ к поиску и получению информации в электронном каталоге.

Среди форм работы — книжно- иллюстративные выставки, литературно- музыкальные композиции, литературные вечера, диспуты, и т.д.

В отделе абонемента были проведены презентации книжных выставок, посвящённых Дням боевой славы России: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», «Рубежи стойкости и мужества» (к годовщине Курской битвы), «Великие битвы Отечественной войны» и т.д. Много внимания уделяет библиотека возрождению славы российской армии для создания у молодых читателей положительного её образа. Большую образовательную нагрузку несут книжные экспозиции по патриотическому воспитанию «Писатели -фронтовики», «Маршалы Великой войны», «История в портретах», «Страницы прошлого читая».

В военно-патриотическом воспитании кроме интеллектуальной стороны (накопление знаний о военных событиях, военачальниках и героях), очень велико значение эмоционального воздействия на молодых читателей. Встречи с ветеранами и участниками - живыми свибеделями тех событий всегда много значат как для молодёжи, так и для сотрудников библиотеки.

Издавна русский патриотизм не отделялся от православия. Для русских людей Русь, Родина понятия святые, освящённые подвигами преподобных людей. Невозможна преемственность поколений без сохранения традиций прошлого. Проблема духовного возрождения Родины стоит в центре внимания библиотеки. На базе отдела абонемента создан Центр духовной литературы. Развитию у молодых читателей духовности и патриотизма содействовал цикл книжных выставок и обзоров по продвижению духовной литературы: «Мудрость небесная и земная», «Мы - христиане», «Драгоценные камни веры», «Школа православной семьи» и т.д. Особой популярностью среди молодых читателей пользуются обзоры книжной выставки «Новинки духовной литературы», которые проводятся Центром духовной литературы ежеквартально.

Большой интерес среди молодых читателей вызвал цикл тематических вечеров «Небесные защитники Отечества», которые были посвящены Сергию Радонежскому. Серафиму Саровскому, Александру Невскому. Наиболее крупные и значимые мероприятия широко освещались средствами массовой информации.

Таким образом, можно сказать о сложившиеся системе патриотического воспитания молодых читателей в КОНБ им Н.Н. Асеева. Накоплен достаточный опыт в использовании самых разных форм и методов раскрытия фондов, приобщения пользователей к чтению литературы, способствующей формированию гражданственности и патриотизма.
Святое дело – Родине служить!

Книжная выставка
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
Цель курса формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации Курск 2011 Составили: В. А. Кабанов, С....
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 220601 Управление инновациями при выполнении выпускной квалификационной...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специфика работы...
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация работы...
Цель освоения дисциплины «Организация работы с молодежью в трудовых коллективах»
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > психологические...
Организация работы с молодежью. Актуальность данного курса как и самого направления обусловлена современной ситуацией развития общества,...
Методические рекомендации для библиотек по работе с допризывной молодежью Курск, 2011 iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск