Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью»
страница1/7
Дата публикации10.11.2014
Размер1.12 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью»

направления подготовки 040700.62 «Организация работы с молодёжью»

Автор программы: Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук ФГБОУВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет»,

Матюхина Л.А., ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

Цели освоения дисциплины – сформировать у студентов систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью, научить эффективному и целесообразному применению данных технологий в личной и профессиональной деятельности, привить навыки самостоятельного поиска информации.

.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в работе с молодежью

1.

Исторические предпосылки информатизации современного общества

2

2

-

-

4

2.

Понятие информационно-коммуникационных технологий

6

2

4

-

4

3.

Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды

6/2

2

4/2

-

4

4.

Информирование молодежи и развитие ее информационной компетентности

8/4

2

6/4

-

4

5.

Средства ИКТ, применяемые в работе с молодежью

6/2

2

4/2

-

4

6.

Общие вопросы технологии дистанционного образования

6

2

4




4

Раздел 2. Образовательные электронные издания и ресурсы

7.

Компонентный состав и классификация образовательных электронных изданий

2

2

-

-

4

8.

Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий

6

2

4

-

4

9.

Оценка качества образовательных электронных изданий

2

2

-

-

4

Раздел 3. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью

10.

Методика применения информационно-коммуникационных технологий в работе с молодежью

2

2

-

-

4

11.

Использование ИКТ в различных сферах деятельности молодежи

8/2

2

6/2

-

4

12.

Обеспечение прав и возможностей молодых людей как основных участников формирования информационного общества

6/2

2

4/2

-

4




Итого:

60

24

36

-

48


Практическое занятие №1 (4 часа)
Тема: Понятие информационно-коммуникационных технологий
План

  1. Понятие информационно-коммуникационных технологий

  2. Исторические этапы развития информационных технологий

  3. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что относится к информационным и коммуникационным технологиям?

  2. Какие средства ИКТ применялись в образовании в разные годы?

  3. Каковы тенденции развития ИКТ?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Дайте определения основным понятиям темы: информационное общество, информационные процессы, информационная революция, информационно-коммуникационные технологии.


Основная литература

  1. Абрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абрахманова, Г.Г. Ковалева // Форсайт, 2009. - №4 (12). – С. 44-55

  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  3. Мячина, Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы / Е.В. Мячина // Информатика и образование. - 2007. - №12. – С.100-101.

  4. Пасмурова, Л.Э. Использование информационных технологий в нравственном воспитании детей / Л.Э. Пасмурова // Информатика и образование. - 2007. - №2.

  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед.спец.: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования/ Под ред.Е.С.Полат. – М.: Академия, 2006. – 392 с.

  6. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –400 с.

  7. Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 454 с.

  8. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2007. – 279 с.

  9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед. спец./ А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 255 с.

  10. Швед, Л.В. Использование информационных технологий в физическом воспитании детей / Л.В. Швед // Информатика и образование. - 2007. – №2.


Дополнительная литература

  1. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 23–35.

  2. Бондаренко, Е.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы / Под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. – 416 с.

  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998

  4. Преподавание в сети Интернет: Учеб. Пособие / Отв. Редактор В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

  5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено Учеб.-метод. объединением по спец. пед. Образования / Е.С. Полат, С.А. Бешенков, Ю.П. Господарик и др.; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 413 с.

  6. Туличкина, Е. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения / Е.А. Туличкина // Педагогическая информатика. - 2003. – № 3. – С. 64–70.



Практическое занятие №2 (4 часа)
Тема: Формирование и развитие единой информационно образовательной среды
План

  1. Региональный ресурсный центр

  2. Образовательный портал как технологическая основа ЕИОС

  3. Сайт учебного заведения – интегрирующий фактор образовательного процесса


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие определяющие условия необходимы, на Ваш взгляд, для создания и развития ЕИОС региона?

  2. Что такое образовательный сайт?

  3. Какие сайты и порталы, ориентированные на обучение, Вы знаете?

  4. Какие основные принципы должны быть заложены при создании и развитии ЕИОС?

  5. Что может дать ЕИОС для индивидуализации обучения, и как Вы себе это представляете?

  6. Что является технологической основой создания ЕИОС?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Сделайте обзор и анализ наиболее популярных образовательных порталов глобальной сети.

  3. Опишите информационно-образовательную учреждения, в котором Вы учились или проходили практику.

  4. Предложите систему критериев оценки эффективности работы портала.


Основная литература

  1. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  2. Красильникова, В.А. Методология создания единой информационно образовательной среды университетского округа / В.А. Красильникова // Вестник ОГУ. - 2002. - № 2. - С.105-110.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие /под ред. Е.С. Полат - М.: Академия. - 2001. – 272 с.

  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


Дополнительная литература

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

  2. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 432 с.

  3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатизация и образование. – 2003. - №4. -С.21-27.

  4. Красильникова, В.А.. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография/ В.А. Красильникова.- М.: РАОИИО, 2002.- 174 с.

  5. Леонтович, О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию/ О.А. Леонтович – Волгоград: Перемена, 2003.

  6. Открытое образование – объективная парадигма XXI века» /под ред. В.П. Тихомирова - М.: Международная академия открытого образования, 2000. – 288с.

  7. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт - М.: Школа-Пресс, 1994. – 187с.

  8. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984.- 344с.



Практическое занятие №3 (6 часов)
Тема: Информирование молодежи и развитие ее информационной компетентности
План

  1. Государственная поддержка молодежи в сфере поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе. «Стратегия государственной молодежной политики» (2006-2016 гг.). Проект Стратегии государственной молодежной политики «Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд”». Цели проекта. Основные виды работ.

  2. Молодежь как специфический адресат информации. Информационные потребности и предпочтения молодежи. Принципы отбора содержания информации для молодежи. Выбор источников информирования; стиля обращения; формы получения обратной связи.

  3. Каналы и ресурсы информирования молодежи: телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет и др. Различные формы получения молодежью информации.

  4. Характеристика молодежных СМИ и их развитие в современной России.

  5. Причины недоступности информации (информационные барьеры).



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как происходи реализация информационного обеспечения средствами государственной молодежной политики?

  2. Приведите примеры реализации Стратегии ГМП, проекта «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"» в Вашем регионе (в Мурманской области)

  3. В чем специфика молодежи как адресата информации?

  4. Каковы информационные потребности моложежи и возможности их удовлетворения в современном обществе?

  5. Оцените значимость каждого канала распространения информации для молодого человека. Выделите приоритетные средства присущие каждому каналу и проблемные стороны.

  6. Как информационно-комуникационные технологии помогают преодолевать информационные барьеры и обеспечивать информационную оснащенность молодых людей?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Сделайте обзор и анализ наиболее популярных каналов распространения информации, которые использует молодежь.

  3. Выделите критерии информационной компетентности молодежи.

  4. Попробуйте предложить наиболее рациональные пути формирования информационной компетентности молодежи в современном обществе при использовании информационных и коммуникационных ресурсов и средств ИКТ.


Основная литература

  1. Зенкина, О.Н. О состоянии московских студенческих Интернет-порталов // Педагогическая информатика. – 2008. – №3. – С. 70-82.

  2. Зенкина, О.Н. Электронное обучение в системе студенческих информационных порталов// Педагогическая информатика. - 2009. - №2.

  3. Иконников, Д.В., Пойманова З.И., Селиванов Л.И. Информационные ресурсы в сфере молодежной политики, воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей. Интернет-порталы: содержание и технологии. Сборник научных статей. Выпуск 3. / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2005.

  4. Постановление Госкомстата РФ от 15.07.2002 N 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2002 N 3744)

  5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р).

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; отметьте сильные и дискуссионные стороны данного закона.

  7. Яламов, Г.Ю. О состоянии и развитии Всероссийского студенческого информационного портала// Педагогическая информатика. - 2008. - №1 - С.76-80.


Дополнительная литература

  1. Абрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абрахманова, Г.Г. Ковалева // Форсайт, 2009. - №4 (12). – С. 44-55

  2. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов – СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. – 96 с.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 №1756-р.

  4. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатизация и образование. – 2003. - №4. -С.21-27.

  5. Красильникова, В.А.. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография/ В.А. Красильникова.- М.: РАОИИО, 2002.- 174 с.

  6. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984.- 344с.



Практическое занятие №4 (4 часа)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Использование современных...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconРабочая программа дисциплины «использование современных информационных...
«использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconПрограмма дисциплины использование современных информационных и коммуникационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
Цель курса формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconПрограмма 8 февраля 2012 года
Методический семинар «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в условиях введения фгос»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск