МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Проректор по ФПК и ППС ДГМА
|
| проф. Омаров Н.С-М.
|
| «______» __________________2014г.
|
|
|
|
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЦИКЛА ОБЩЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ» (144)
Форма обучения: очная
Всего учебных часов –144
Всего практических занятий –82 ч
Всего лекций –62 ч
Форма контроля, отчетности –экзамен
Махачкала – 2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Скорая медицинская помощь» по специальности «Скорая медицинская помощь» составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) Кардиология (квалификация (степень) «специалист»). Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 16 и учебного плана ГБОУ ВПО МУ МЗ России.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры поликлинической терапии, кардиологии и общей врачебной практики
от « » 201 г. Протокол №
Заведующий кафедрой д.м.н, профессор _________(А.А.Абдуллаев)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК
От «_____»___________201 г. Протокол №_________
Председатель ЦМК______________(_____________________)
подпись (Ф.И.О.)
Составители рабочей программы:
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.А.Абдуллаев
Ассистент кафедры, к.м.н. У.А.Исламова
Цель профессиональной переподготовки по скорой медицинской помощи - подготовка квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в качестве врача скорой медицинской помощи. Задачи послевузовского профессионального образования врача по специальности скорая медицинская помощь:
Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.
Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения врача скорой медицинской помощи с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в условиях скорой медицинской помощи.
Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.
Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов.
Сформировать знания об амбулаторно-поликлинической службе как звена организации лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по вопросам профилактики заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, принципам реабилитации больных.
Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания неотложной помощи при ургентных состояниях.
Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.
Сформировать умение оценки основных показателей состояния здоровья населения страны, региона. Совершенствовать знания по вопросам социально опасных заболеваний (ВИЧ и др.) и их профилактики.
Совершенствовать знания основ медицинского страхования.
Совершенствовать знания основ медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ» Врач-специалист по специальности «скорая медицинская помощь» должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
ОК-1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по специальности «скорая медицинская помощь»;
ОК-2: способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания по специальности «скорая медицинская помощь», осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
ОК-3: способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности «скорая медицинская помощь»;
ОК-4: способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются:
в диагностической деятельности:
ПК-1: способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области «скорая медицинская помощь»;
ПК-2: способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики конкретной группы заболеваний и патологических процессов;
ПК-3: способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний;
в лечебной деятельности:
ПК-4: способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеописание нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
ПК-5: способностью и готовностью назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;
в реабилитационной деятельности:
ПК-6: способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
ПК-7: способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
ПК-8: способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
ПК-9: способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
ПК-10: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;
ПК-11: способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений. Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по специальности «скорая медицинская помощь»
Врач-специалист по скорой медицинской помощи должен знать:
Конституцию Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей, обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
основы организации скорой медицинской помощи взрослым и детям;
организацию оказания и особенности работы службы скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
основы взаимодействия со службами гражданской обороны, медицины катастроф и МЧС России;
показания к вызову специализированных бригад скорой медицинской помощи;
основы реанимации при внезапной остановке кровообращения, острой дыхательной недостаточности, аллергических, коматозных состояниях, при повешении, утоплении, электротравме;
особенности реанимации и интенсивной терапии у детей и новорожденных;
основы общей анестезии, применяемой на догоспитальном этапе;
основы диагностики и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях респираторного тракта, болезнях органов брюшной полости, эндокринных заболеваниях, болезнях крови, аллергических заболеваниях, психических заболеваниях, инфекционных заболеваниях;
основы диагностики и неотложной помощи при травмах, поражениях и отравлениях;
методики применения лекарственных препаратов, находящихся на оснащении бригад скорой медицинской помощи, показания и противопоказания к их назначению;
дозы лекарственных препаратов для взрослых и для детей разного возраста, возможные побочные действия и методы их коррекции;
правила пользования диагностической и лечебной аппаратурой, находящейся на оснащении бригад скорой медицинской помощи;
правила по охране труда при работе с медицинской аппаратурой и медицинскими газами;
основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Врач-специалист по скорой медицинской помощи должен уметь:
Получить необходимую информацию о заболевании, отравлении или травме от пациента или окружающих лиц.
Выявить общие и специфические признаки неотложного состояния, в том числе психопатологического.
Оценить остроту и тяжесть состояния больного или пострадавшего.
Определять показания к вызову специализированных бригад.
Оказывать необходимую скорую медицинскую помощь в соответствии с отраслевыми нормами, правилами и стандартами для врачебного персонала по оказанию скорой медицинской помощи в зависимости от профиля специализированной бригады.
Определять необходимость применения специальных методов исследования, экстренность, объем, содержание и последовательность диагностических, лечебных и реанимационных мероприятий.
Обосновывать поставленный диагноз, план и тактику ведения больного, показания к госпитализации.
Обеспечивать щадящую транспортировку с одновременным проведением интенсивной терапии.
Вести учетно-отчетную документацию, характеризующую деятельность станции скорой медицинской помощи.
Врач-специалист по скорой медицинской помощи должен владеть:
интубацией трахеи;
аспирацией жидкости из дыхательных путей;
искусственной вентиляцией легких без аппаратов и с помощью аппаратов ИВЛ;
закрытым массажем сердца;
пункцией периферических вен;
венесекцией;
ингаляцией кислорода;
наркозом с закисью азота;
промыванием желудка;
трахеостомией и коникотомией;
техникой записи и расшифровки ЭКГ;
техникой электроимпульсной терапии (дефибрилляцией сердца);
методами временной остановки кровотечения;
пункцией плевральной полости при пневмо- и гемотораксе;
транспортной иммобилизацией (все виды шин);
выполнением блокад: вагосимпатической, паравертебральной, сакроспинальной, блокадами бедренного и седалищного нерва;
выполнением футлярной анестезии;
наложением бинтовых повязок;
передней и задней тампонадой при носовых кровотечениях;
катетеризацией мочевого пузыря.
|