Пояснительная записка: Курс «Экология»





НазваниеПояснительная записка: Курс «Экология»
страница1/5
Дата публикации20.01.2015
Размер0.78 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ЕН. Ф. 3. ЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


030601 Журналистика

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры естественных наук

факультета естествознания, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности

(протокол № … от …………….20.. г.)

Зав. кафедрой


__________________ Митина Е.Г.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура программы учебной дисциплины
1.1. Авторы программы: к.б.н., доцент Луппова Е.Н.,

к.б.н., доцент Меньшакова М.Ю.

к.п.н., ст. преподаватель Александрова Е.Ю.

1.2. Рецензенты: к.б.н., доцент Е.Г. Митина, д.г.н., профессор В.В. Денисов
1.3. Пояснительная записка:
Курс «Экология» рассчитан на студентов небиологических специальностей университетов. Целью курса является знакомство с наиболее общими закономерностями и положениями экологии. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам педагогических университетов Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ. Основной задачей курса является овладение студентами необходимым объемом знаний о проблемах, решаемых современной экологией, о закономерностях функционирования природных экосистем различного уровня сложности и о возможности оптимального существования человеческой цивилизации в природной среде.

Курс включает часы на аудиторные занятия, которые подразделяются на лекционный материал и практические работы и часы на самостоятельное изучение. Распределение часов проведено в соответствии с рекомендациями «Примерного учебного плана ГОСВО».

Структурно курс состоит из трех разделов, соответствующих подразделению общей экологии: аутэкологии, демэкологии и синэкологии. В первом разделе обсуждаются проблемы воздействия на живой организм различных групп факторов. Рассматриваются принципы воздействия факторов на организмы и их сообщества. Затем рассматриваются популяции, их структура, основные характеристики. В третьей части рассматривается понятие сообщества, особенности становления и развития сообществ, закономерности превращения веществ и энергии в сообществах. В заключение курса даются основы учения о биосфере. Внимание студентов акцентируется на том, что только знание и соблюдение экологических законов обеспечивает возможность выживания организмов в современных условиях.

На семинарские занятия выносятся вопросы дискуссионного характера, предполагающие совместное обсуждение, и вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения. Кроме того, на практических работах студенты овладевают основными методами обработки экологических данных (расчет продукции, определение структуры популяций, расчет коэффициентов, характеризующих сообщества и др.).

При самостоятельной работе студентам рекомендуется изучать теоретический материал и выполнять специально подобранные задания для самостоятельной работы.

В результате изучения курса студенты должны знать:

  • характеристику уровней системной организации живой материи;

  • уровни, являющиеся предметом изучения экологии;

  • принципы воздействия экологических факторов на живые организмы и экологические формы организмов в зависимости от различных факторов, понятие экологической ниши;

  • основные экологические законы;

  • определение и структуру популяций, динамические и статические характеристики популяции;

  • понятие сообщества, структуру сообществ

  • основы учения о биосфере.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО.

Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания. Адаптивные стратегии видов в разных средах обитания. Жизненные формы. Адаптивные ритмы. Принципы экологических классификаций. Биотическая среда. Типы взаимосвязей организмов, их экологическое и эволюционное значение. Популяции. Системные свойства. Структура и динамика. Генеалогические, экологические и информационные связи. Законы роста популяций. Зависимость от плотности. Механизмы гомеостаза. Колебательные циклы. Биоценозы. Принципиальные черты надорганизменных систем. Структура сообществ. Видовое разнообразие. Концепция экологической ниши. Роль трофических отношений и конкуренции в устойчивости сообществ. Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов. Экосистемы и биогеоценозы. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Проблемы биологической продуктивности. Деструкционные блоки экосистем, их структура и значение. Биологический круговорот веществ как основа стабильности. Дигрессии в биогеоценозах и их причины. Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Основные геохимические функции жизни. Продукционная и регуляторная функции биосферы как основа жизнеобеспечения человечества. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наи-менование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020401 География

1-2

2-3

200

110

60

50




90

зачет, экзамен

2

050104 Безопас-ность жизнеде-ятельности

3

5-6

840

90

30

60

-

750

зачет,

экзамен

3

Журналистика

1

2




42

30

12

-




ЗАЧЕТ

4

050501 Техно-логия и предпри-нимательство

3

6


72

36

20

16

-

36

ЭКЗАМЕН

5

050502 Профессиональное обучение

1

2


80

44

20

4

20

36

ЗАЧЕТ


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ауд.

ЛК

ПР

САМ

Всего

ауд.

ЛК

ПР

САМ

1

Введение

10

6

4

18

14

2

12

150

2

Аутэкология

22

12

10

18

18

6

12

150

3

Демэкология

26

16

10

18

20

8

12

150

4

Синэкология

32

16

16

18

22

10

12

150

5

Основы учения о биосфере

20

10

10

18

16

4

12

150




Всего

110

60

50

90

90

30

60

750




№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего

ауд.

ЛК

ПР

САМ

Всего

ауд.

ЛК

ПР

САМ

1

Введение

2

2







4

2

2

4

2

Аутэкология

10

6

4




8

4

4

8

3

Демэкология

12

8

4




10

6

4

10

4

Синэкология

14

10

4




8

4

4

8

5

Основы учения о биосфере

4

4







6

4

2

6




Всего

42

30

12




36

20

16

36




№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 5

Всего

ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.










1

Введение

2

2







4










2

Аутэкология

10

4




6

8










3

Демэкология

12

6




6

8










4

Синэкология

12

4




8

8










5

Основы учения о биосфере

8

4

4




8













Всего

44

20

4

20

36











Примечание: Вариант 1 для специальности 020401 География

Вариант 2 для специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности

Вариант 3 для специальности Журналистика

Вариант 4 для специальности 050501 Технология и предпринимательство

Вариант 5 для специальности 050502 Профессиональное обучение
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение.

Предмет и задачи экологии. Роль экологических знаний в современном мире. Основные методы сбора и обработки экологического материала. Структура современной экологии. Исторический становления и развития. Уровни организации живой материи: системный подход. Характеристика каждого уровня: элементарная единица, элементарный процесс, механизм регуляции процессов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка курс по выбору «Экология культуры»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка Актуальность темы: в последние годы слово «экология»
Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце 19 века определивший экологию...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconРабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 120 часов. Из...
Новохатин В. В. Топография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804. 65 Гео экология очной...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка: Курс «Гидробиология»
Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности...
Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка: Курс «Экология» iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск