Опыта





Скачать 436.43 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/2
Дата публикации13.02.2015
Размер436.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2

Областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Борисовский агромеханический техникум»

ТЕМА ОПЫТА:
«Привитие интереса к общественным дисциплинам путем использования различных форм и методов обучения»
Скрылева Софья Александровна,

преподаватель общественных дисциплин

ОГАОУ СПО «Борисовский

агромеханический техникум»

2012-2013

«ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»
Автор: преподаватель общественных дисциплин

ОГАОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум»

Скрылева Софья Александровна
Актуальность. Чтобы ответить на вопрос как же активизировать интерес учащихся к общественным дисциплинам нужно разобраться в категории методов обучения.Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы формы - средства обучения» является определяющей.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе преподавателя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производными от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

Диапазон работы над опытом. Работа над опытом велась в течении трех лет с 2010 по 2012 год.

Технология опыта. Специальные исследования, посвященные проблеме привития познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов. В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии.

Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Перейдем к более подробному описанию всех основных групп методов обучения, которые способствуют активизации интереса учащихся к общественным дисциплинам.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Учебная лекция.Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Подобным методом легче всего пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Наглядные методы обучения достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых. Необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Примером такого сочетания являются проведенные преподавателем уроки. В 2009-2010 уч.году - урок обществознания в группе №19 «Хозяйка усадьбы» на тему: «Молодежь в современном обществе», где оценку «5» получило 6 человек, «4»- 8. ( Приложение №1)В 2011-2012 учебном году на открытом уроке по основам этики «Проблемы речевого этикета» в группе №1 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» количество студентов получивших оценку «5»- 8; «4»- 14. ( Приложение №2) В 2012-2013 уч.году на уроке истории «Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни людей» в группе №19 «Экономика и бухгалтерский учет» количество студентов получивших оценку «5»- 9; «4»- 11. ( Приложение №3)

В рамках предметной неделипроводились открытые внеклассные мероприятия – историческая игра «По дорогам предков» 2010г.; в 2012г. совместно с Кравченко О.М. - «Исторический турнир».

Активно применяются компьютерные тесты по темам: Древние цивилизации Европы, Мыслители прошлого и современного об обществе и его развитии,Что такое цивилизация, Общество и человек,Общество как сложная система.

Естественно все выше перечисленное позитивно влияет на динамику успеваемости учащихся. Сочетая различные формы и методы обучения, успеваемость составляет в группах СПО- 100%, качество знаний - 84%, НПО: успеваемость- 100%, качество знаний-74%.

Результатом работы автора является участие во Всероссийских, региональных конкурсах и олимпиадах.Преподаватель вместе со своим студентом Алейниковым Максимом участвовал в научно-практической студенческой конференции «Духовно-нравственные стремления 2011». Тема: «Чернобыльская катастрофа и ее последствия».Дважды принимал участие в областном конкурсе плакатов: в 2010 г. Луцкая Светлана – «Молодежь и выборы», 2011-2012гг. Кравченко Илья – «Мы будущие избиратели».Со студентом группы № 22 «Хозяйка усадьбы» Кравченко Ильей участвовал в областном конкурсе сочинений «Терроризм и экстремизм – проблемы современного общества».Со студентами группы № 22 «Хозяйка усадьбы» Кравченко Ильей и Кравченко Натальей участвовал во II Всероссийской интернет-викторине по истории, посвященной православной культуре.В 2009-2010 учебном году студентка группы № 17 «Экономика и бухгалтерский учет» Рудась Ирина была подготовлена преподавателем к районной олимпиаде по избирательному праву, где заняла 2 место. Так же был подготовлен реферат на тему «Молодежь и выборы», за что было получено Благодарственное письмо за активное участие в Областном конкурсе сочинений (рефератов) в 2009-2010 учебном году.

Автор участвовал во внутритехникумовском конкурсе «Поиск, инициатива и творчество молодых». Тема: «Молодежь в современном обществе» 2010г. и «Проблемы речевого этикета» в 2012г.Имеются публикации в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Современное школьное историческое образование: содержание и методические аспекты». Тема: «Метод проектов в преподавании истории» 2011г., статья в сборник «Учитель учителю» на тему: «Использование мультимедийных презентаций в преподавании общественных дисциплин», пять публикаций на сайте pedmir: Проблемы речевого этикета, Проблемы речевого этикета – 2, Молодежь в современном обществе, По дорогам предков, Киевская Русь.

Список использованной литературы:

  1. Методика преподавания истории в средней школе/ под ред. С.А.Ежова. – М., 2000. – С. 121-122.

  2. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 2001. – С. 23.

  3. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. – М., 1991. – С. 35.

  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001. – С. 102 – 104.

Использованные материалы и интернет ресурсы:

  1. http://www.researcher.ru/

  2. http://www.pedmir.ru/

Приложение №1
Областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Борисовский агромеханический техникум»


Методическая разработка

урока по дисциплине «обществознание»

Тема: «Молодежь в современном обществе»

Преподаватель общественных дисциплин

Скрылева С.А.

ТЕМА УРОКА. Молодежь в современном обществе

ЦЕЛИ УРОКА:

- познакомить учащихся с информацией, какая группа населения относится к молодежи, что означает гражданское совершеннолетие;

- с ситуацией в сфере образования и на рынке труда, проявлениями молодежной культуры в современном обществе;

- помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека, сформировать отрицательное отношение к курению, алкоголю и наркомании;

- продолжить формировать навыки работы с таблицей, извлечение из оригинальных источников знаний по проблеме, объяснение значения терминов.

ТИП УРОКА- комбинированный.

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, мультимедийнаяпрезентация, тест.

Эпиграф.Начиная свое поприще,

не теряй о юноша, драгоценного времени!Козьма Прутков





ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1

2

3



Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др.-М.: Просвещение, 2005.-281 с.

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для студентов педагогических высших заведений: в 2 ч.- М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.


1

2


Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др.-М.: Просвещение, 2005.-281 с.

Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч.3.- М.: Аванта+, 2004.


Организационный план урока время

  1. Орг. момент 2

  2. Проверка пройденного материала. 7

  3. Подготовка к изучению нового материала 3

  4. Изучение нового материала 25

  5. Закрепление 5

  6. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок 2

  7. Домашнее задание 1



1.Орг. момент.Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка пройденного материала по теме: «Социальная структура общества». Тестирование.



ВОПРОСЫ


ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

1. Подберите понятие к определению «социальная стратификация»:

А) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой;

Б) система признаков социального расслоения, неравенства;

В) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям;

2. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

А) изменение профессии: рабочий стал инженером;

Б) переезд из одного города в другой;

В) повышение квалификации;

Г) повышение уровня образования;

Д) понижение в должности.

3. Социальная стратификация – совокупность статусов и ролей.

4. Институт семьи – не основной институт общества.



1. Б

2. А

Б

В

Г

Д

3. Нет

4. Нет



3. Подготовка к изучению нового материала.

  1. Учитель говорит, что этот параграф для тех, кто устремлен в иную, большую жизнь, находится в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью. Этот взгляд на вас и ваши проблемы с позиций людей старших поколений. Возможно, он не полностью совпадает с вашим собственным представлением «о времени и о себе». Однако задумайтесь над приведенными здесь фактами и суждениями, возможно, это внесет определенные изменения в ваши взгляды и оценки.

  2. Пишет на доске тему урока «Молодежь в современном обществе».

3. План изучения нового материала:

3.1 От детства к взрослости.

3.2 Что означает гражданское совершеннолетие?

3.3 Образование и начало трудовой деятельности.

3.4 Молодежная культура: быть похожим или отличаться?
4.Сообщение новых знаний.

Приемы и средства преподавания учителя

Основные вопросы плана и

их краткое содержание

Познавательные задания и вопросы учащимся



Рассказ учителя сопровождается слайд презентацией.

Работа с документом.

Беседа по тексту документа.



1. От детства к взрослости.

В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет.

Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет.

Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.

Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода - открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир.
И. М. Ильинский «Молодежь – обновляющая сила»

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Умные реформаторы не могут не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

Ответы.

1. Молодежь – это один из скрытых ресурсов.

2. Статичные общества опираются на опыт старших поколений, такое общество боится стихии молодежи. Динамичные общества обращаются к молодежи.

3. Молодежь – обновляющая сила.


1. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе?

2. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества?

3. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?




Рассказ

Закрепляющая беседа.


2. Что означает гражданское совершеннолетие?

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.

Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества.

В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно короче.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат.младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе.

Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.




Что такое правоспособность?

Какими правами обладают несовершеннолетние?

Что такое «инфантилизм»?


Рассказ учителя сопровождается слайд презентацией.

Учащиеся составляют конспект.


3. Образование и начало трудовой деятельности.

Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000 профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведений, около 600 вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается около 5,5 млн. человек - почти треть молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования.

Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит дело и сегодня.

Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.

Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся же вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы.

Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно - индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудового стажа ужесточились.

В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Закон о занятости населения, принятый в 1991 г., закрепил право собственности граждан России на свою рабочую силу. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений.

Для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск протяженностью не менее 31 дня.

Конспект(примерный)

Социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи:

  1. Последнее десятилетие было периодом спада отечественного производства, снижался уровень оплаты труда.

  2. Появились частно - индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия.

  3. Отказ отпринципа всеобщей занятости.



Беседа

Работа с новыми понятиями.

Просмотр видеофильма.


4. Молодежная культура: быть похожим или отличаться?

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять ее фундаментальным ценностям - контркультура.

Молодежная культура далеко не однородна: в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия.

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты. Первое, это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Во - вторых, складываются так называемые неформальные молодежные группы.

В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е годы. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками.

Вызов общественному мнению чаще всего выражается и в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.
Вывод. Все эти виды отклоняющегося поведения в совокупности ведут к социальной и психологической деградации личности.

В частности курение разрушает здоровье; алкоголь ведет к утрате самоконтроля, агрессивности, несчастным случаям, потере трудоспособности, конфликтам в семье, потере уважения; наркомания является одним из самых разрушительных социальных зол, ее последствиями являются разрушение межличностных отношений, распад семьи, утрата профессиональных качеств, не редки случаи самоубийств. И это далеко не весь список негативного влияния курения, алкоголизма и наркомании на человека!



Что такое субкультура и контркультура?

Характерные черты молодежной культуры?

Что такое неформальные молодежные группы?

Что такое отклоняющееся поведение?

Сделать вывод по просмотренному.



4. Первичное повторение и обобщение нового материала.

Выполнение самостоятельной работы.

№1. Закончите предложение.

Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации

Б) классовой дифференциации

В) этнической стратификации

Г) возрастной стратификации

№2. Закончите предложение

Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет

Б) 18 лет

В) 20 лет

Г) 21 года

№3. Выберите верное суждение

Социальная функция образования заключается в том, что

А) в его процессе человек овладевает социальным опытом, культурными ценностями.

Б) оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.

№4. Выберите верные ответы

Каким правом, согласно закону, обладают несовершеннолетние граждане?

А) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки;

Б) устраиваться на любую работу;

В) распоряжаться своими доходами;

Г) быть избранным в органы политической власти

Д) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Е) вступать в брак без каких-либо ограничений.


Варианты ответов:

1. Г

2. Б

3. А

4. А, В, Д
5. Задание на дом:§18, стр. 209-218.

Оценки за урок.
Рефлексия.

Как вы относитесь к данной точке зрения?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не делает, а делает вид.

Оценочный лист.

Ф.И.О.

Тест.

Работа с документом

Сам. Работа.


Оценка за урок














































































































































































































































































































Повторение пройденного материала

по теме «Социальная структура общества».


ВОПРОСЫ


ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

1. Подберите понятие к определению «социальная стратификация»:

А) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой;

Б) система признаков социального расслоения, неравенства;

В) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям;

2. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

А) изменение профессии: рабочий стал инженером;

Б) переезд из одного города в другой;

В) повышение квалификации;

Г) повышение уровня образования;

Д) понижение в должности.

3. Социальная стратификация – совокупность статусов и ролей.

4. Институт семьи – не основной институт общества.








Приложение №2
Областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Борисовский агромеханический техникум»

Методическая разработка

урока по дисциплине «Основы этики»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск