Скачать 436.43 Kb.
|
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борисовский агромеханический техникум» ТЕМА ОПЫТА: «Привитие интереса к общественным дисциплинам путем использования различных форм и методов обучения» Скрылева Софья Александровна, преподаватель общественных дисциплин ОГАОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум» 2012-2013 «ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» Автор: преподаватель общественных дисциплин ОГАОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум» Скрылева Софья Александровна Актуальность. Чтобы ответить на вопрос как же активизировать интерес учащихся к общественным дисциплинам нужно разобраться в категории методов обучения.Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы формы - средства обучения» является определяющей. Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе преподавателя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производными от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы. Диапазон работы над опытом. Работа над опытом велась в течении трех лет с 2010 по 2012 год. Технология опыта. Специальные исследования, посвященные проблеме привития познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов. В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. Перейдем к более подробному описанию всех основных групп методов обучения, которые способствуют активизации интереса учащихся к общественным дисциплинам. Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция.Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Подобным методом легче всего пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета. Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Наглядные методы обучения достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых. Необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание. Примером такого сочетания являются проведенные преподавателем уроки. В 2009-2010 уч.году - урок обществознания в группе №19 «Хозяйка усадьбы» на тему: «Молодежь в современном обществе», где оценку «5» получило 6 человек, «4»- 8. ( Приложение №1)В 2011-2012 учебном году на открытом уроке по основам этики «Проблемы речевого этикета» в группе №1 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» количество студентов получивших оценку «5»- 8; «4»- 14. ( Приложение №2) В 2012-2013 уч.году на уроке истории «Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни людей» в группе №19 «Экономика и бухгалтерский учет» количество студентов получивших оценку «5»- 9; «4»- 11. ( Приложение №3) В рамках предметной неделипроводились открытые внеклассные мероприятия – историческая игра «По дорогам предков» 2010г.; в 2012г. совместно с Кравченко О.М. - «Исторический турнир». Активно применяются компьютерные тесты по темам: Древние цивилизации Европы, Мыслители прошлого и современного об обществе и его развитии,Что такое цивилизация, Общество и человек,Общество как сложная система. Естественно все выше перечисленное позитивно влияет на динамику успеваемости учащихся. Сочетая различные формы и методы обучения, успеваемость составляет в группах СПО- 100%, качество знаний - 84%, НПО: успеваемость- 100%, качество знаний-74%. Результатом работы автора является участие во Всероссийских, региональных конкурсах и олимпиадах.Преподаватель вместе со своим студентом Алейниковым Максимом участвовал в научно-практической студенческой конференции «Духовно-нравственные стремления 2011». Тема: «Чернобыльская катастрофа и ее последствия».Дважды принимал участие в областном конкурсе плакатов: в 2010 г. Луцкая Светлана – «Молодежь и выборы», 2011-2012гг. Кравченко Илья – «Мы будущие избиратели».Со студентом группы № 22 «Хозяйка усадьбы» Кравченко Ильей участвовал в областном конкурсе сочинений «Терроризм и экстремизм – проблемы современного общества».Со студентами группы № 22 «Хозяйка усадьбы» Кравченко Ильей и Кравченко Натальей участвовал во II Всероссийской интернет-викторине по истории, посвященной православной культуре.В 2009-2010 учебном году студентка группы № 17 «Экономика и бухгалтерский учет» Рудась Ирина была подготовлена преподавателем к районной олимпиаде по избирательному праву, где заняла 2 место. Так же был подготовлен реферат на тему «Молодежь и выборы», за что было получено Благодарственное письмо за активное участие в Областном конкурсе сочинений (рефератов) в 2009-2010 учебном году. Автор участвовал во внутритехникумовском конкурсе «Поиск, инициатива и творчество молодых». Тема: «Молодежь в современном обществе» 2010г. и «Проблемы речевого этикета» в 2012г.Имеются публикации в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Современное школьное историческое образование: содержание и методические аспекты». Тема: «Метод проектов в преподавании истории» 2011г., статья в сборник «Учитель учителю» на тему: «Использование мультимедийных презентаций в преподавании общественных дисциплин», пять публикаций на сайте pedmir: Проблемы речевого этикета, Проблемы речевого этикета – 2, Молодежь в современном обществе, По дорогам предков, Киевская Русь. Список использованной литературы:
Использованные материалы и интернет ресурсы: Приложение №1 Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борисовский агромеханический техникум» Методическая разработка урока по дисциплине «обществознание» Тема: «Молодежь в современном обществе» Преподаватель общественных дисциплин Скрылева С.А. ТЕМА УРОКА. Молодежь в современном обществе ЦЕЛИ УРОКА: - познакомить учащихся с информацией, какая группа населения относится к молодежи, что означает гражданское совершеннолетие; - с ситуацией в сфере образования и на рынке труда, проявлениями молодежной культуры в современном обществе; - помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека, сформировать отрицательное отношение к курению, алкоголю и наркомании; - продолжить формировать навыки работы с таблицей, извлечение из оригинальных источников знаний по проблеме, объяснение значения терминов. ТИП УРОКА- комбинированный. Оборудование. Компьютер, проектор, экран, мультимедийнаяпрезентация, тест. Эпиграф.Начиная свое поприще, не теряй о юноша, драгоценного времени!Козьма Прутков
Организационный план урока время
1.Орг. момент.Сообщение темы и цели урока. 2. Проверка пройденного материала по теме: «Социальная структура общества». Тестирование.
3. Подготовка к изучению нового материала.
3. План изучения нового материала: 3.1 От детства к взрослости. 3.2 Что означает гражданское совершеннолетие? 3.3 Образование и начало трудовой деятельности. 3.4 Молодежная культура: быть похожим или отличаться? 4.Сообщение новых знаний.
4. Первичное повторение и обобщение нового материала. Выполнение самостоятельной работы. №1. Закончите предложение. Выделение молодежи как социальной группы относится к… А) профессиональной стратификации Б) классовой дифференциации В) этнической стратификации Г) возрастной стратификации №2. Закончите предложение Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с… А) 16 лет Б) 18 лет В) 20 лет Г) 21 года №3. Выберите верное суждение Социальная функция образования заключается в том, что А) в его процессе человек овладевает социальным опытом, культурными ценностями. Б) оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе. №4. Выберите верные ответы Каким правом, согласно закону, обладают несовершеннолетние граждане? А) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; Б) устраиваться на любую работу; В) распоряжаться своими доходами; Г) быть избранным в органы политической власти Д) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; Е) вступать в брак без каких-либо ограничений. Варианты ответов: 1. Г 2. Б 3. А 4. А, В, Д 5. Задание на дом:§18, стр. 209-218. Оценки за урок. Рефлексия. Как вы относитесь к данной точке зрения? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не делает, а делает вид. Оценочный лист.
Повторение пройденного материала по теме «Социальная структура общества».
Приложение №2 Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борисовский агромеханический техникум» Методическая разработка урока по дисциплине «Основы этики» |
Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических... «Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта | Конкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета... Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года | ||
Опыта Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Опыта Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | ||
Опыта Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара" | Опыта Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига» | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы | Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | ||
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | 1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность |