Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»





Скачать 472.43 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»
страница1/3
Дата публикации25.02.2015
Размер472.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
юридическая антропология


Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


специальность 030501 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – юрист

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:
О.Ю. Колосова – д.ф.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:
И.О. Сорокин кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института;
В.Д. Грачев – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России.

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Юридическая антропология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности юриспруденция.


© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Юридическая антропология» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Юридическая антропология» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Юридическая антропология» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности юриста:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

Юридическая антропология развивает мировоззренческую и методологическую основу профессиональной деятельности юриста. Предусматривает углубленное знакомство с современными философскими и общенаучными подходами в исследованиях природы и структуры человека, его социокультурного бытия.

Юридическая антропология принадлежит к таким учебным дисциплинам, которые нацелены на формирование действенной правовой культуры у студентов, обучающихся по юридическим и иным социо-гуманитарным специальностям.

Курс «Юридическая антропология» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Гуманистическая философия XIX века: проблема сущности человека

Антропологический принцип в материалистической философии Л. Фейербаха. Критика спекулятивного гегелевского идеализма. Природа как базис человека, человек как высшая форма развития природы. Антропология как универсальная наука, предметом которой является человек. Учение о сущности человека. «Я» И «Ты» - клеточка социальности. Религия как самоотчуждение родовой сущности человека. Этика как «религия любви».

Марксистская оценка философии Фейербаха. Диалектико-материалистическое понимание общества, истории – основа марксистской трактовки сущности человека. Понятие о родовых сущностных силах и отчуждении человека. Анализ отчужденного труда. Преодоление отчуждения как общечеловеческая эмансипация. К. Маркс о творческом потенциале человека.

Свобода человека - главный антропологический принцип гуманистической философии XIX в.
Тема 2. Возникновение философской антропологии XX века: поиск основной структуры человеческого бытия

М. Шелер - основоположник философской антропологии как школы современной западной мысли. Проект создания единой концепции человека.Открытость миру и дистанцированность от него - человеческие способности.

Человек как духовная личность. Дуалистический характер философской антропологии М. Шелера. Фрейдистские и религиозные мотивы его антропологической концепции.

Попытка преодоления дуализма в философской антропологии Г. Плесснера. Человеческая телесность и ее экспрессивность. Герменевтика телесного. Позициональность -структура витальных взаимоотношений организма со средой. Эксцентричность как специфическая характеристика позициональности человека. Соотношение духа и тела.

Немецкая культурная антропология. Трактовка культуры как подлинной природы человека.

Э. Ротхакер о человеке как носителе и творце культуры. Человек - целостное существо. Преодоление крайностей эмпиризма и априоризма в трактовке природы человека. Человек - деятельное существо. Интересы вместо влечений. Культурный перспективизм Э. Ротхакера. Дистанцированность человека и его способность к трансцендированию - предпосылки свободы.

Антропологическая концепция М. Ландманна. Отрицание психобиологической основы - определяющая константа человеческого бытия.

Укорененность человека в культурной традиции. Человек - исторически изменчивое и творческое существо. Творческая фантазия вместо инстинкта. Объективный дух как мир человека, его формальные принципы: культурность, общественность, традиционность, историчность. Абстрактный характер историцизма М. Ландманна.
Тема 3. Биологический подход в юридической антропологии XX века

Концепция А. Гелена. Философская антропология - общая наука о человеке. Человек как биологически недостаточное существо. Биологическая предопределенность человека к социокультурному бытию. Теория влечений.

Избыточность возбуждения как следствие утраты инстинктивной регуляции поведения. Проблема атомарной агрессивности. Стабилизирующая и охранительная роль социальных институтов, культурных традиций. А. Гелен о роли государства. Примитивизация человека в индустриальном обществе.

Критика этики гуманитаризма. Биологическая антропология и глобальные проблемы современности. К. Лоренц о деградации человека. Современная цивилизация – смертельная болезнь, угрожающая существованию человечества как биологического вида.

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.
Тема 4. Функциональный подход и антропологическая мысль XX века

Э. Кассирер - основоположник функционального подхода. Культурно-философская переориентация учения И. Канта. Философия культуры как исследование различных типов реальности: языка, мифа, религии, искусства, науки. Понятие символической функции - центральное понятие философии Э. Кассирера. Самопознание человека - высшая цель философского исследования, его архимедова точка опоры. Проект синтетической концепции человека.

Символический универсум как система, опосредствующая связь человека с физической реальностью. Определение человека через его специфическую функцию - деятельность, продуцирующую символический универсум.

Антиномия функционалистской антропологии: человек как создатель и функция символического универсума.

Й. Хейзинга: образ Homo ludens. Игра - всеобщая структура и принцип становления основных социокультурных форм, универсальная основа человеческого общежития. Человеческое в человеке как функция игры.

Антиавторитаризм игры. Соотнесенность игрового и серьезного в истории человечества. Критика современности. Антитоталитарная направленность культурной антропологии Й. Хейзинги и ее смысловые парадоксы.

Исследование культурных априори в структурной антропологии К. Леви-Стросса. К. Леви-Стросс о системном характере социокультурных феноменов.

Объективность и синхронность как принципы их анализа. Социокультурная реальность как язык, система знаковых отношений. Значение положения о произвольности связи означающего и означаемого в языке для структурной антропологии. Коммуникативные системы культуры и роль символической функции в их образовании. Задача структурной антропологии -«прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая». Человек как функция, пункт пересечения структур, направляющих его действия. Проблема исчезновения человека. Признание поливариантности социокультурного развития. Критика антропоцентризма, тотализирующих концепций общественного прогресса. Антиисторизм.

Трактовка гуманизма.

Структурный психоанализ Ж. Лакана. Изначальная интегрированность бессознательного в культуру. Исследование роли языка и символа в структуре бессознательного. Язык как символический порядок и принцип структурирования бессознательного. Основные понятия концепции Ж. Лакана: «реальное», «воображаемое», «символическое». Значение анализа речи в аспекте связи означающего и означаемого. Теоретический антигуманизм Ж. Лакана: концепция децентрированного субъекта.
Тема 5. Исторический подход в социально-философской антропологии XX века

Неомарксизм основателей Франкфуртской школы. М. Хоркхаймер о догматизме философской антропологии. Критическая теория общества М. Хоркхаймера и Т. Адорно - основа неомарксистской антропологии. Критика коммерциализации и деградации культуры, универсального отчуждения, овеществления и духовного опустошения личности в современном обществе, анализ исторических истоков этих явлений. Просвещение как идейный фундамент капиталистической цивилизации. Проявления диалектики Просвещения, последствия реализации принципа господства: подчинение человека человеку, отчуждение человека и человечества от природы, от разума и науки, его тотальное порабощение. Критика классического рационализма, инструментального разума, отношение к философии истории Гегеля. Парадокс исторического подхода. Идеология Просвещения как тоталитарная система.

Авторитарная личность - основа тоталитарных режимов. Философия и задача формирования критического, нонконформистского сознания.

«Фрейдомарксизм» Г. Маркузе. Противопоставление культуры цивилизации. Проблема отчуждения. История как противоборство принципа наслаждения и принципа реальности, сфера проявления репрессивности разума.

Прибавочная репрессивность, принцип ее осуществления. Положение человека в индустриально развитом, одномерном обществе нашей эпохи.

Сублимированное рабство как единственно возможный, естественный, желаемый и даже высший способ жизнедеятельности. Одномерный человек: полная интеграция человека в систему, засилье мышления стереотипами и стандартами, отсутствие критического отношения к себе и окружающему миру. Репрессивная структура влечений и возможность антропологической революции. «Великий Отказ». Маргинальность и формирование новой чувственности, революционно-критического потенциала человека. Идеал нерепрессивной культуры: Орфей и Нарцисс против Прометея. Г. Маркузе и Й. Хейзинга: возможность смысловых параллелей.

Историческая антропология Ю. Хабермаса. Ю. Хабермас о роли философского осмысления политической реальности. Отношение Ю. Хабермаса к марксизму и критической теории общества М. Хоркхаймера и Т. Адорно. Ю. Хабермас о необходимости критики современных форм проявления отчуждения и насилия над человеком, эксцессов демократии.

Анализ структурных изменений общественности. Переосмысление роли инструментального разума и техники в истории общества. Противопоставление целерационального действия и коммуникации, анализ их исторических соотношений. Наука и техника как идеология индустриального общества. Ю. Хабермас и К.-О. Апель: проект антропологии познания, исследования условий возможности познания как осмысленного вопрошания и достижения взаимопонимания в коммуникативном сообществе. Учение о познавательных интересах. Задача критики идеологии и идеал эмансипативной науки. Теория коммуникативного действия: типология действий, исследование типов действия в связи с соответствующими им типами рациональности.

Гуманистический смысл теории коммуникативного действия. Проблема «колонизации жизненного мира» и способов противостояния ей. Взаимосвязь функционального и исторического подходов, критерии их обособления.
Тема 6. Комплексный подход: диалектический гуманизм Э. Фромма

Стремление к синтезу подходов. Человек как единство противоположностей природного и социокультурного, экзистенциально-предопределенного и конкретно-исторического. Анализ отношения человека к миру. Понятие человеческой ситуации. История человека как процесс саморождения. Экзистенциальные дихотомии как источник специфически человеческих потребностей. Исторические дихотомии. Целеполагающая деятельность и отчуждение человека от природы, другого человека, самого себя. Разрыв социальных связей, одиночество и конформизм как попытка восстановления утраченного единства. Невроз как реакция на отчуждение и процессы дегуманизации. Типология социальных характеров. Быть и иметь - две ценностно-мировоззренческие стратегии. Анализ человеческой деструктивности, ее социокультурных оснований. Критика капитализма как больного общества, способы социальной терапии. Проект здорового общества и пути движения к нему.
Тема 7. Поиски и открытия религиозной антропологии XX века

Диалогическая антропология М. Бубера. Задача философской антропологии - «постичь человеческую личность в ее целостной ситуации и в потенциальном отношении ко всему, что не есть она сама». Человеческое общение как предмет философского интереса. Двойственность человека и ее выражение в двойственности основных слов. Философский анализ диалога.

Одиночество и способы его преодоления. Возможность диалога человека с Богом. Проблема затмения Бога.

Персонализм Э. Мунье. Кризис человека в буржуазном обществе и проект обновления христианства. Личность - «единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри», «живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями». Три измерения личности: призвание, воплощение, объединение. Диалектика становления личности.

Необходимость личностной революции. Внутренний мир личности – поле созидания подлинности человеческой действительности. Чувство общности как первичный опыт личности. Значение «другого» в становлении личности.

Любовь как личностная форма бытия; идеал достижения всеобщего взаимопонимания. Э. Мунье о роли искусства в утверждении личностного существования. Критика фрейдистской трактовки бессознательного. Интенциональность человеческого бытия. Понятие божественной трансценденции. Духовный мир личности и его открытость высшему бытию. Экзистенциональный поворот: конкретная философия Г. Марселя. Человек как обеспечиваемое Богом единство тела и духа. Причастность к бытию как причастность к жизни «другого». Любовь и верность - основа подлинной социальности, прообраз отношения человека к божественному Ты. Антитеза бытия и обладания в человеческом существовании. Мир объективности и проблема утраты человеком своей человечности. Критика отчуждения человека от социума, самодовлеющего значения форм коллективного бытия. Проблема спасения человека и человечества от современного социального и нравственного кризиса. Критика мифа о коллективном разуме, коллективном субъекте. Человек как Homo viator, человек-пилигрим, постоянно ищущий пути к духовному совершенству. Необходимость тотальной евангелизации души.

Проблема защиты общечеловеческих, безусловных, вечных ценностей. Философская антропология Х.-Э. Хенгстенберга. Человек как существо, способное к предметной деятельности, к объективности. Критика экзистенциалистского субъективизма как проявления «Люциферовой гордыни». Человек - существо, способное понять смысл и обязанное задать вопрос о смысле. Основание культуры - это стремление человека к полноте осмысленного существования. Личностный смысл как ответ на смысл онтологический. Человек как существо, принужденное к свободе.

Неутилитарный исследовательский интерес - основа изначального технического отношения. Противоположность игры и «воли к господству». Современный техницизм как грехопадение. Критика утилитаризма в отношении человека к природе и человека к человеку. Массовое общество – сфера господства утилитарного способа поведения. Проблема человеческой телесности. Критика негативной антропологии А. Гелена. Плоть как возможность, которая актуализируется духом. Понятие личности.

«Теоцентрический гуманизм» Ж. Маритена. Понятие божественного творения и трактовка человеческой свободы. Человек как автономная личность. Противоречивость человеческого бытия, трагизм переживания этой противоречивости и проблема преодоления его в религии. Проблема связи человеческой личности с Богом. Познание человека как объективизация субъективного. Бог - трансцендентная субъективность, преодоление объективизации и одиночества человека. Онтологическое познание как восхождение к Богу. Отношение к классической гуманистической традиции, критика антропоцентризма и идеал интегрального гуманизма.

Неотомистская антропология Б. Лонергана.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск