Доклад





НазваниеДоклад
страница1/27
Дата публикации10.03.2015
Размер3.03 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ


ДОКЛАД

об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Москва 2012
Содержание
I. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере труда ....... 5
II. Организация федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права……………………………………….9
III. Финансовое и кадровое обеспечение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
Кадровое обеспечение ………………………………………………….…. 27

Финансовое обеспечение ……………………………………………..………30
IV. Проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ............................................................ 36

Сведения о состоянии производственного травматизма в хозяйствующих субъектах Российской Федерации ……………………………………………..43
Сведения об обеспечении соблюдения прав работников на получение своевременной и в полном объеме оплаты труда …………………………….51
Сведения о результатах работы федеральной инспекции труда по рассмотрению жалоб, заявлений и иных обращений граждан по вопросам трудового законодательства…………………………………………………… 54
Сведения о результатах работы по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам трудового законодательства……………………………………………………………… 58
Сведения о результатах работы по оказанию гражданам правовой помощи по защите трудовых прав…………………………………………………………61
Анализ результатов надзорной деятельности федеральной инспекции труда по основным институтам трудового права:
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам трудового договора …………………………………………………………..63
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам рабочего времени и времени отдыха …………………………………………66
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам оплаты труда…………………………………………………………………………… 67
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам гарантий и компенсаций ………………………………………………………70
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам трудового распорядка и дисциплины труда ………………………………..73
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по охране труда .. ……………………………………………………………………………………74
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора ………….82
Результаты осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий работников:
Особенности регулирования труда работающих женщин ………………..83
Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет ………………………………………………………………………………87
Особенности регулирования труда работников с ограниченными возможностями………………………………………………………………..89
Использование труда иностранных работников …………………………….92
V. Анализ результатов деятельности федеральной инспекции труда по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений …………………………………………….96
VI. Анализ и оценка эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права… ………………………………………………………………………………….110
VII. Выводы и предложения по результатам федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права …………………………………………………………………..…….. 116

Приложение 1:

Сведения о нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленных в 2011 году уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности…….. 122
Приложение 2:

Сведения о средней нагрузке на уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда по результатам осуществленных в 2010-2011 гг. мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности…………………………………………………………………..124
Приложение 3:

Сведения о реализации государственными инспекциями труда утвержденных планов проведения в 2010 – 2011 годах плановых проверок хозяйствующих субъектов………………………………………………………………………127
Приложение 4:

Сведения о соотношении количества проведенных уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда в 2010 – 2011 годах плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов…………130
Приложение 5:

Сведения о привлечении уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда виновных лиц к административной ответственности в 2010 – 2011 годах……………………………………….133


Приложение 6:

Сведения о результатах осуществления федеральной инспекцией труда в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства …………….………………………………..…136



I. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере труда
Человеческое достоинство работника и права человека в сфере труда в числе других прав рассматриваются как высшая ценность в преамбуле к уставу ООН и в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования.

Трудовое право Российской Федерации, соблюдение которого является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, характеризуется многообразием источников. Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Помимо указанных законов нормы трудового права содержатся в указах Президента Российской Федерации; постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти; нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также принимаемыми в хозяйствующих субъектах коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Основу действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров (статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации). До настоящего времени в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР, как из-за отсутствия нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующих новой общественно-экономической системе, так и из-за неполноты последних.

О назревшей потребности упорядочения существующего нормативно-правового материала отмечалось в прошлогоднем докладе Федеральной службы по труду и занятости. За прошедший год ситуация качественно не изменилась. До настоящего времени должным образом так и не урегулировано правовое положение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации). В трудовом законодательстве так и не урегулирован вопрос о применении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда.

Проблемами, оказывающими негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, и существенно ограничивающими возможность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, оперативно находить и правильно применять необходимые нормы права являются:

- отсутствие должной систематизации трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;

- неопределенность правового регулирования, вызванная: наличием в трудовом праве пробелов и коллизий, отсутствие подкрепления отдельных норм Трудового кодекса Российской Федерации соответствующим понятийным аппаратом, а также наличие норм, носящих декларативный характер, необеспеченных конкретными гарантиями;

- непринятие уполномоченными органами государственной власти нормативно-правовых актов в развитие бланкетных норм Трудового кодекса Российской Федерации;

- низкая степень имплементация норм ратифицированных международных актов.

Примером неопределенности правового регулирования может служить вопрос о правомерности вынесения государственными инспекциями труда предписаний о восстановлении работников на работе. Упоминание о восстановлении на работе по решению государственной инспекции труда содержат следующие положения Трудового Кодекса Российской Федерации: пункты 2 и 11 части 1 статьи 83, статьи 234, части 3 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации. В то же время, в части 2 статьи 391 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена исключительная подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров о восстановлении на работе. Такие споры независимо от оснований прекращения трудового договора или перевода на другую работу должны рассматриваться только в судах. Избежать противоречивости положений Трудового кодекса Российской Федерации в части разграничения компетенции между судами и государственными инспекциями труда можно, если рассматривать индивидуальный трудовой спор как неурегулированное разногласие между работником и работодателем, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (статья 381 Трудового кодекса Российской Федерации). В таком случае получается, что до момента подачи одной из сторон трудового договора заявления в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возможна административная защита нарушенных прав работника. Для исключения разногласий по данному вопросу следует в Трудовом кодексе Российской Федерации четко прописать полномочия федеральной инспекции труда по восстановлению работников на работе.

В федеральную инспекцию труда поступает большое количество жалоб от государственных гражданских служащих о нарушении их трудовых прав нанимателями. В соответствии с положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Однако в силу неконкретности законодательства, из-за отсутствия надлежащего урегулирования полномочий федеральная инспекция труда не рассматривает по существу поступившие жалобы, содержащие вопросы, связанные с прохождением государственными гражданскими служащими государственной гражданской службы.

В Республике Башкортостан судом по жалобам работодателей отменено 16 предписаний, выданных по итогам проверок государственными инспекторами труда, в связи с тем, что предписания выданы по истечении 3-х месячного срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации для обращения работников за восстановлением нарушенных прав. Решения районных судов были обжалованы в Верховный суд Республики Башкортостан, который оставил в силе решения районных судов об отмене предписаний по указанным основаниям. Вместе с тем, статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлены сроки обращения за разрешением индивидуального трудового спора исключительно в суд. Положения данной статьи не должны подлежать распространительному толкованию. Государственная инспекция труда не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации). В том случае, если работник обратится в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении в комиссии по трудовым спорам, государственным инспектором не будет решаться индивидуальный трудовой спор, будет оцениваться наличие или отсутствие в действиях (бездействии) работодателя состава административного правонарушения. Давность привлечения к административной ответственности установлена статьей 4.5. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Независимо от возможности привлечения работодателя к административной ответственности в случае установления факта нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения (за исключением случаев, когда дело о рассмотрении индивидуального трудового спора находится в суде, или когда по вопросам, явившихся предметом индивидуального трудового спора, имеется решение суда). Законодательством не установлена давность для выдачи названного предписания, что является средством обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека в сфере трудовых отношений.

В 2011 году был принят ряд изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство. В частности, в Трудовой кодекс Российской Федерации введена специальная глава, посвященная регулированию труда работников, занятых на подземных работах (вступит в силу 31 марта 2012 года). Изложена в новой редакции статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок организации и проведения проверок работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 342н утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утверждены: перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные перечни и порядок введены в действие с 1 января 2012 года.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад iconДоклад Стендовый доклад
Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад iconПубличный доклад
Публичный доклад о деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум сервиса»...
Доклад iconПредлагаем вашему вниманию Публичный доклад, в котором представлены...
Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся), самих обучающихся, учредителя и общественность об основных...
Доклад iconПубличный доклад
Данный доклад составлен с использованием разнообразных статистических материалов, характеризующих работу школы
Доклад iconДоклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами
Доклад iconДоклад
Доклад предназначен для органов государственного управления, природо­охранных и природоресурсных служб, образовательных учреждений...
Доклад iconДоклад составили
Публичный доклад мбоу «сош» пст. Чернореченский представляет собой итоги работы школы за 2012-2013 учебный год
Доклад iconЕжегодный публичный доклад
Доклад отражает состояние дел в колледже и результаты его деятельности за последний отчетный (2010-2011) учебный год
Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доклад о символизме В. В. Набокова в романе «Машенька». Доклад сопровождается компьютерной презентацией
Доклад iconДоклад подготовила директор моу «Бужаровская сош»
Предлагаем Вашему вниманию публичный доклад нашей школы за 2012-2013 учебный год по направлениям деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск