МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель ШМО:
_____________С.И. Булыкина.( (
Протокол №___________ . «___ »______________20_ г
| «Согласовано»
Зам. руководителя по УВР МОУ «СОШ с. Теликовка» _____________ М. А. Морозова
«____» ___________ 20 ___ г.
| «Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ с. Теликовка»:
___________ Е. В. Балтаева
Приказ №__
от «___» __________ 20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Балтаевой Юлии Петровны
(I категория)
по предмету «Основы здорового образа жизни»
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___
от «__»_________20_ г.
2011-2012 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс. Необходимость введения образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ.
Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки, молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Актуальность программы. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
ЗАДАЧИ:
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Методы и формы работы
На протяжении всего курса обучения используются такие методы:
- объяснительно- иллюстративный (подача готовой информации);
- репродуктивный (формирование знаний, умений, навыков, через систему упражнений, многократное воспроизведение по образцу с помощью инструкций, алгоритмов и т.д.);
- метод проблемного изложения материала (педагог ставит проблему, показывает пути решения, а учащийся включается в этот процесс);
- частично-поисковый (отдельные этапы выполняются учащимся самостоятельно).
А также методы стимулирования, порицания, контроля.
Используются формы работы:
- занятие-беседа;
- занятие-игра;
- экскурсии;
- выход на природу;
- конкурсы;
- анкетирования.
Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.
Программа состоит из пяти блоков: этический, психологический, правовой, семьеведческий, медико-гигиенический блоки.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, красота, любовь, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока формирует понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы, тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Каждый год обучения имеет девиз, который определяет общую направленность занятий.
Прогнозируемый результат
Реализация программы создает возможность педагогу сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении учащийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся. Учебно-методический комплекс:
Выполнение программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом: Учебники и учебные пособия. 1. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева и др. Саратов, 2001.с 2. Рабочая тетрадь по ОЗОЖ для учащихся 5-6 классов. Учебно-тематическое планирование
по курсу «ОЗОЖ» Классы: 5
Учитель: Балтаева Ю.П.
Количество часов 35
Всего __35___ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков _нет__, зачетов ___, тестов 2 ч.;
Административных контрольных уроков _1__ч.
Уроков с использованием ИКТ – 10 ч. (29%)
Проектная деятельность – 6 ч. (17%)
Планирование составлено на основе Программы для средних классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной экспертным научно-методическим советом Министерства образования Саратовской области
№ п/п
| Наименование раздело и тем
| Всего часов
| Этический блок (5 часов)
| 1.
| Непрерывность и цикличность жизни.
| 1
| 2.
| Красота жизни. Красота мира.
| 1
| 3.
| Цикличность жизни человека.
| 1
| 4.
| Красота внешняя и внутренняя. Красота человеческих отношений
| 1
| 5.
| Преемственность поколений.
| 1
| Психологический блок (8 часов)
| 6.
| Влияние эмоций на поведение человека
| 1
| 7.
| Словесный язык чувств
| 1
| 8.
| Познавательная раскрепощенность. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого.
| 1
| 9.
| Интеллектуальная и поведенческая креативность
| 1
| 10.
| Знакомство с навыками саморегуляции
| 1
| 11.
| Развитие навыков общения
| 1
| 12.
| Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора
| 1
| 13.
| Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.
| 1
| 14.
| Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек.
| 1
| 15.
| Дружба мальчиков и девочек
| 1
| Правовой блок (6 часов)
| 16.
| Культура поведения. Этика. Этикет.
| 1
| 17.
| Уважение к старшим. Забота о младших
| 1
| 18.
| Знакомство с декларацией прав ребенка. Права и обязанности детей.
| 1
| 19.
| Права ребенка в Российской Федерации.
| 1
| 20.
| Реализация прав в повседневной жизни.
| 1
| 21.
| Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте)
| 1
| Семьеведческий блок (4 часа)
| 22.
| Дом, где ты живёшь
| 1
| 23.
| Семья и ее функции.
| 1
| 24.
| Гигиена тела и жилища
| 1
| 25.
| «Мужские» и «женские» обязанности
| 1
| Медико-гигиенический блок (10 часов)
| 26.
| Проект «Моя программа здоровья»
| 1
| 27.
| Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух.
| 1
| 28.
| Как легче болеть и быстро выздоравливать. Режим дня. Закаливание.
| 1
| 29.
| Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья
| 1
| 30.
| Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях.
| 1
| 31.
| Роль органов чувств в познании окружающего мира
| 1
| 32.
| Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как её приготовить
| 1
| 33.
| Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и их влияние на здоровье.
| 1
| 34.
| Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека
| 1
| 35.
| Заключительный урок
| 1
|
|
|
|
| | |