Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс





Скачать 378.48 Kb.
НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс
страница1/2
Дата публикации16.08.2013
Размер378.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ


Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030500 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР юриспруденции

Кафедра государственно-правовых дисциплин


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:
Е.А. Апольский – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:
Е.В. Плешков – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института;
В.Н. Цыганаш, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РЮИ РПА Минюста России.


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Муниципальное право России» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по направлению подготовки бакалавров юриспруденции.


© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право России» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Муниципальное право России» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые знания и успешно работать в избранной сфере деятельности. Целью преподавания Муниципального права России является расширение знаний о формах участия населения в решении вопросов местного значения, а также о видах и компетенции органов местного самоуправления.

В процессе преподавания Муниципального права России необходима систематическая координация с дисциплинами «Теория государства и права» и «Конституционное право», которые способствуют более четкому и глубокому уяснению муниципального права.

Муниципальное право изучается в течение 3 семестра и завершается экзаменом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система. Особенности формирования муниципального права на базе консти­туционного, административного, гражданского, финансового и земельного права. Предмет муниципального права. Общественные отношения, регули­руемые нормами муниципального права. Объекты отношений в муниципальном праве.

Нормы муниципального права: особенности, виды, механизмы и способы реализации, институты. Метод и способы правового регулирования в муниципальном праве. Сочетание публично-правовых и частно-правовых методов правового ре­гулирования.

Источники муниципального права. Основные институты муниципального права. Муниципальное право как наука. Основные функции и цели науки муниципального права. Методологические основы, источники науки муниципального права. Муниципальное право как учебная дисциплина.
Тема 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления и его природа. Общественная и государственная сущность местного самоуправле­ния. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «местное управ­ление».

Местное самоуправление как элемент конституционного строя Рос­сии. Местное самоуправление и государственное управление. Местное самоуправление в системе институтов гражданского обще­ства. Социальная сущность и политическое значение местного самоуправления.

Правовые основы местного управления и самоуправления в зарубежных странах. Основные модели местного самоуправления: англосаксонская и континентальная. Сочетание в них форм представительной и непосредственной демократии.

Организационно-правовые формы местного самоуправления в зарубежных странах. Компетенция органов местной власти в зарубежных странах. Основные тенденции современного развития местного самоуправления в зарубежных странах. Представительные и исполнительные органы мест­ного самоуправления.

Тема 3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России.
Местное управление в России до отмены крепостного права. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. Учреждение земского и городского самоуправления в России. Его значение для общественно-политической жизни страны. Правовое положение земских учреждений, порядок их формирования и компетенция. Особенности городского самоуправления в России после реформы 1870 г.

Советская доктрина и практика местного самоуправления. Советы как сочетание элементов государственной власти и самоуправления. Место и роль местных органов власти в советском государстве.

Конституция Российской Федерации 1993 г. о местном самоуправлении. Разделение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в вопросе определения статуса местного самоуправления. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Уставы (положения) о местном самоуправлении. Конституции республик, уставы краёв, областей, городов федерального значения о местном самоуправлении.
Тема 4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа и разновидность основных прав граждан. Право граждан на местное само­управление.

Законодательная основа местного самоуправления. Понятие муни­ципального образования. Устав муниципального образования.

Основные принципы местного самоуправления: самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам.

Вопросы местного значения: понятие, виды. Функции местного са­моуправления: обеспечение участия населения в решении местных про­блем; управление муниципальной собственностью и финансами; обеспече­ние развития территории; оказание населению культурно-бытовых, соци­альных, коммунальных и других услуг; охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на своей территории; защита интересов и прав местного самоуправления.
Тема 5. Формы осуществления местного самоуправления.
Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа и разновидность основных прав граждан. Право граждан на местное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправ­ление. Институты прямой демократии в местном самоуправлении. Референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) жителей, обращения граждан, народная правотворческая инициатива и др.

Правовое регулирование организации и проведения выборов в органы местного самоуправления. Законодательство субъектов Российской Федерации о муниципальных выборах. Активное и пассивное избирательное право при муниципальных выборах. Особенности выдвижения и избрания депутатов представительных органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление. Роль гражданских инициатив в местном самоуправлении. Добровольные объединения (ассоциации) органов местного самоуправления.
Тема 6. Основы местного самоуправления.
Законодательная основа местного самоуправления. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; акты органов местного самоуправления.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, территориальная и демографическая основы местного самоуправления. Территория муниципальных образований, установление границ. Наименование и переименование муниципальных образований.

Материальные и финансовые основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: порядок образования, владения, пользования и распоряжения.

Финансовая основа местного самоуправления: порядок формирования и структура, местные бюджеты; налоги и сборы, платежи и доходы, поступающие в местный бюджет. Отчисления от федеральных налогов и сборов. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами.

Организационная основа местного самоуправления. Общая характеристика и структура. Сочетание форм прямой и представительной демократии.

Представительные органы местного самоуправления. Порядок формирования, численный состав, наименование, полномочия представительных органов местного самоуправления и организация работы. Акты органов местного самоуправления.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальная служба: понятие и содержание. Муниципальные служащие: порядок прохождения службы, защита прав, гарантии.


Тема 7. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления. Понятие предметов ведения местного самоуправления. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления. Классификация предметов ведения местного самоуправления. Характеристика и анализ реализации орга­нами местного самоуправления вопросов местного значения. Соотношение компетенции представительного органа местного са­моуправления и местной администраций.

Полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления. Полномочия органов местного самоуправления в области строитель­ства и архитектурного контроля.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно­го хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи. Порядок формирования и деятельности предста­вительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере, организации здравоохранения, образования, социально­го обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, разви­тия культуры и спорта.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами внутренних дел, прокуратуры, судов, юстиции, муниципальной милицией. Акты органов местного самоуправления.
Тема 8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии и защита прав местного самоуправления.

Гарантии и защита прав органов местного самоуправления в отно­шениях с вышестоящими государственными органами. Разрешение споров между ними.

Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Обязатель­ность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, реше­ний органов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления. Ответственность за неиспользование или ненадлежащее ис­полнение решений, принятых на местном референдуме или органами ме­стного самоуправления.

Судебные и иные формы защиты местного самоуправления.

Ответственность индивидуальных и коллективных субъектов перед местным сообществом и государством. Основания ответственности и порядок привлечения к ней. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

8

2

2

4

2. Историко-теоретические основы ме­стного самоуправления

8

2

2

4

3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России

8

2

2

4

4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления

8

2

2

4

5. Формы осуществления местного самоуправления

10

4

2

4

6. Основы местного самоуправления

12

4

2

6

7. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления

10

2

2

6

8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

12

2

4

6

Итого по дисциплине:

72

20

18

38


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения. Срок обучения 3 года.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

8







8

2. Историко-теоретические основы ме­стного самоуправления

10




2

8

3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России

8







8

4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления

10

2




8

5. Формы осуществления местного самоуправления

10

2




8

6. Основы местного самоуправления

10




-

10

7. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления

10







10

8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

10







10

Итого по дисциплине:

72

4

2

70


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения. Срок обучения 5 лет.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

8







8

2. Историко-теоретические основы ме­стного самоуправления

10




2

8

3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России

8







8

4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления

10

2




8

5. Формы осуществления местного самоуправления

10

2




8

6. Основы местного самоуправления

10




2

8

7. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления

10







10

8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

10







10

Итого по дисциплине:

72

4

4

68


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения и литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе дисциплины, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Подготовка к экзамену. К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в истории науки;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
Вопросы:


  1. Понятие и предмет муниципального права, его комплексная природа.

  2. Муниципально-правовые нормы: понятие, структура, особенности.

  3. Понятие, принципы и основные теории местного самоуправления.

  4. Источники муниципального права.

  5. Местное самоуправление как элемент конституционного строя России.


Тема 2. Местное самоуправление в зарубежных странах.
Вопросы:


  1. Системы местного управления и самоуправления: понятие, структура, основные отличия.

  2. Компетенция органов местной власти в зарубежных странах.

  3. Контроль центрального правительства за деятельностью органов местного самоуправления.


Тема 3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России.
Вопросы:
1. Местное управление до XVI в.

2. Реформа местного самоуправления Ивана IV.

3. Земское самоуправление с 1864 г. по 1918 г.

4. Городское самоуправление с 1870 г. по 1918 г.

5. Местные органы власти с 1936 г. по 1989 г.

6. Местное самоуправление с 1990 г. по 1995 г.

Тема 4. Формы осуществления местного самоуправления.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» муниципальное право россии учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск