Скачать 378.48 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030500 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР юриспруденции Кафедра государственно-правовых дисциплин МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года Автор-составитель: Е.А. Апольский – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Рецензенты: Е.В. Плешков – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института; В.Н. Цыганаш, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РЮИ РПА Минюста России. Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Муниципальное право России» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по направлению подготовки бакалавров юриспруденции. © Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право России» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Муниципальное право России» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые знания и успешно работать в избранной сфере деятельности. Целью преподавания Муниципального права России является расширение знаний о формах участия населения в решении вопросов местного значения, а также о видах и компетенции органов местного самоуправления. В процессе преподавания Муниципального права России необходима систематическая координация с дисциплинами «Теория государства и права» и «Конституционное право», которые способствуют более четкому и глубокому уяснению муниципального права. Муниципальное право изучается в течение 3 семестра и завершается экзаменом. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система. Особенности формирования муниципального права на базе конституционного, административного, гражданского, финансового и земельного права. Предмет муниципального права. Общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права. Объекты отношений в муниципальном праве. Нормы муниципального права: особенности, виды, механизмы и способы реализации, институты. Метод и способы правового регулирования в муниципальном праве. Сочетание публично-правовых и частно-правовых методов правового регулирования. Источники муниципального права. Основные институты муниципального права. Муниципальное право как наука. Основные функции и цели науки муниципального права. Методологические основы, источники науки муниципального права. Муниципальное право как учебная дисциплина. Тема 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления. Понятие местного самоуправления и его природа. Общественная и государственная сущность местного самоуправления. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «местное управление». Местное самоуправление как элемент конституционного строя России. Местное самоуправление и государственное управление. Местное самоуправление в системе институтов гражданского общества. Социальная сущность и политическое значение местного самоуправления. Правовые основы местного управления и самоуправления в зарубежных странах. Основные модели местного самоуправления: англосаксонская и континентальная. Сочетание в них форм представительной и непосредственной демократии. Организационно-правовые формы местного самоуправления в зарубежных странах. Компетенция органов местной власти в зарубежных странах. Основные тенденции современного развития местного самоуправления в зарубежных странах. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Тема 3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России. Местное управление в России до отмены крепостного права. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. Учреждение земского и городского самоуправления в России. Его значение для общественно-политической жизни страны. Правовое положение земских учреждений, порядок их формирования и компетенция. Особенности городского самоуправления в России после реформы 1870 г. Советская доктрина и практика местного самоуправления. Советы как сочетание элементов государственной власти и самоуправления. Место и роль местных органов власти в советском государстве. Конституция Российской Федерации 1993 г. о местном самоуправлении. Разделение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в вопросе определения статуса местного самоуправления. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Уставы (положения) о местном самоуправлении. Конституции республик, уставы краёв, областей, городов федерального значения о местном самоуправлении. Тема 4. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа и разновидность основных прав граждан. Право граждан на местное самоуправление. Законодательная основа местного самоуправления. Понятие муниципального образования. Устав муниципального образования. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам. Вопросы местного значения: понятие, виды. Функции местного самоуправления: обеспечение участия населения в решении местных проблем; управление муниципальной собственностью и финансами; обеспечение развития территории; оказание населению культурно-бытовых, социальных, коммунальных и других услуг; охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на своей территории; защита интересов и прав местного самоуправления. Тема 5. Формы осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа и разновидность основных прав граждан. Право граждан на местное самоуправление. Территориальное общественное самоуправление. Институты прямой демократии в местном самоуправлении. Референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) жителей, обращения граждан, народная правотворческая инициатива и др. Правовое регулирование организации и проведения выборов в органы местного самоуправления. Законодательство субъектов Российской Федерации о муниципальных выборах. Активное и пассивное избирательное право при муниципальных выборах. Особенности выдвижения и избрания депутатов представительных органов местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление. Роль гражданских инициатив в местном самоуправлении. Добровольные объединения (ассоциации) органов местного самоуправления. Тема 6. Основы местного самоуправления. Законодательная основа местного самоуправления. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; акты органов местного самоуправления. Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, территориальная и демографическая основы местного самоуправления. Территория муниципальных образований, установление границ. Наименование и переименование муниципальных образований. Материальные и финансовые основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: порядок образования, владения, пользования и распоряжения. Финансовая основа местного самоуправления: порядок формирования и структура, местные бюджеты; налоги и сборы, платежи и доходы, поступающие в местный бюджет. Отчисления от федеральных налогов и сборов. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами. Организационная основа местного самоуправления. Общая характеристика и структура. Сочетание форм прямой и представительной демократии. Представительные органы местного самоуправления. Порядок формирования, численный состав, наименование, полномочия представительных органов местного самоуправления и организация работы. Акты органов местного самоуправления. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальная служба: понятие и содержание. Муниципальные служащие: порядок прохождения службы, защита прав, гарантии. Тема 7. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Понятие предметов ведения местного самоуправления. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления. Классификация предметов ведения местного самоуправления. Характеристика и анализ реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администраций. Полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства и архитектурного контроля. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи. Порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере, организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развития культуры и спорта. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами внутренних дел, прокуратуры, судов, юстиции, муниципальной милицией. Акты органов местного самоуправления. Тема 8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Гарантии и защита прав местного самоуправления. Гарантии и защита прав органов местного самоуправления в отношениях с вышестоящими государственными органами. Разрешение споров между ними. Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность за неиспользование или ненадлежащее исполнение решений, принятых на местном референдуме или органами местного самоуправления. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления. Ответственность индивидуальных и коллективных субъектов перед местным сообществом и государством. Основания ответственности и порядок привлечения к ней. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения. Срок обучения 3 года.
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения. Срок обучения 5 лет.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения и литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки. Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
Подготовка к экзамену. К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Вопросы:
Тема 2. Местное самоуправление в зарубежных странах. Вопросы:
Тема 3. Возникновение и развитие муниципальных учреждений в России. Вопросы: 1. Местное управление до XVI в. 2. Реформа местного самоуправления Ивана IV. 3. Земское самоуправление с 1864 г. по 1918 г. 4. Городское самоуправление с 1870 г. по 1918 г. 5. Местные органы власти с 1936 г. по 1989 г. 6. Местное самоуправление с 1990 г. по 1995 г. Тема 4. Формы осуществления местного самоуправления. |
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... |