Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям





Скачать 293.49 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
страница1/3
Дата публикации20.04.2015
Размер293.49 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)

Кафедра «Общественные науки»

Автор Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук, доцент


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Культурно-религиозное наследие России

(название учебной дисциплины)



Москва 2012 г.
1. Общие указания

Структуризация учебного материала исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе. Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских) занятиях студенты приобретают новые знания, умения, навыки, совершенствуют и укрепляют их.

Известно, что овладение знаниями, навыками проходит через процесс усвоения, состоящий из взаимосвязанных звеньев: восприятия, осмысления, закрепления и применения знаний. Процесс усвоения считается законченным, если студент способен найти применение полученным знаниям на практике.

Основными формами проведения практических (семинарских) занятий являются: круглые столы, деловые игры, доклады с оппонированием, рефераты, аннотирование источников, дискуссии и диспуты, тестирование, интерактивный опрос, практическое решение задач, заслушивание и обсуждение устного доклада и др. Все занятия носят проблемно-поисковый харак­тер.

Подготовка студентов к практическому занятию (семинару) начинается с отработки лекционного материала и рекомендованной литературы. Кроме конспектов лекций, студент должен иметь конспекты к практическим (семинарским) занятиям. Конспекты – это, во первых, тот материал, который проработан студентом перед практическим занятием, во-вторых, теоретическая и психологическая основа для успешной сдачи зачета и экзамена по учебной дисциплине. Все виды конспектов проверяются преподавателем в индивидуальном порядке. Режим проверки зависит от преподавателя.

На практических (семинарских) занятиях студенты выступают с докладами, которые по времени не должны превышать 10 минут. Для того, чтобы быть допущенным к выступлению студент должен подготовить и представить перед занятием преподавателю его текст. Тема доклада заранее назначается преподавателем. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору материала по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения. Все доклады в обязательном порядке обеспечиваются мультимедийным сопровождением (слайды, аудио,- видеофрагменты).

В ходе занятия студент обязан записывать, фиксировать, отслеживать ход работы самого занятия. Дописывать в рабочую тетрадь ценные дополнения, лучшие ответы своих коллег. Рисуйте схемы, стройте таблицы, придумывайте свои знаки и символы, выделяйте главную идею, особенно если преподаватель повторил ее уже несколько раз. Все это – подспорье для будущего зачета и экзамена. По этим, только своим, «опорным сигналам» ваша память восстановит весь ход дискуссии.

Отсутствующие на практическом занятии (семинаре) обязаны ликвидировать задолженность в определенной форме, которой может являться письменная подготовка к выступлению по отдельному вопросу, либо индивидуальная беседа с преподавателем.

Раздел 1. Диалектика взаимосвязи религии и культуры
Занятие № 1 (семинар) по теме № 2

Тема 2. Дорелигиозная эпоха и возникновение религии
Тема занятия: Основные взгляды на возникновение религии
Целью проведения занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных в ходе самостоятельного изучения содержания темы; систематизация знаний о развитии религии и религиозных культов; формирование умений и навыков готовить устное выступление и его мультимедийное сопровождение, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «устный доклад».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Структура религии.

2. Ранние и родоплеменные формы религиозных верований.

3. Ранние религиозные культы.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Дорелигиозная эпоха и возникновение религии». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами структурных элементов религии и их характеристик (вероучение – во что верят, высший разум в кого верят, религиозные культ, мораль и нравственность – как верят, религиозная организация – как устроены).

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Возникновение религии и ее ранние формы». В ходе доклада студенты должны рассмотреть: светский и богословский подходы к возникновению религии, древнейшие формы религиозных верований (тотемизм, анимизм, шаманизм, фетишизм, магия, табу) и их основные характеристики и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Ранние религиозные культы». В ходе доклада студенты должны рассмотреть: классификацию ранних религиозных культов (культ вождей, земли, предков и др.) и их основные характеристики и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Литература

Основная литература

Зеленков М.Ю. Религиоведение. Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы. М.: Юридический институт, 2009. С. 26-37.

Элиаде, Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Академический проект, 2011.

Зеленков М.Ю. Религиоведение в тестах: учебное пособие. М.: Юридический институт, 2008. С. 41-65.

    Зеленков М.Ю. Лекции и методические материалы по учебной дисциплине «Культурно-религиозное наследие России». URL: http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.


Дополнительная литература

Белла Р. Социология религии / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Библейская энциклопедия Брокгауза / Сост. Ф. Ринекер и Г. Майер. Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994.

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

Гараджа В.И. Социология религии в России / Социология в России / Под ред. В.Н. Ядова. Гл. 18. М., 1998.

Зубов А.Б. История религии. М., 1995.

История религий. Энциклопедия: В 2 т. М., 1995.

Крывелев И.А. История религий. Т. 1, 2. М., 1988.

Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

Мень А. История религий. В 7 т. М.: Слово, 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Поликарпов В.И. История религии: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

Религиоведение : словарь / Отв. ред. Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2007.

Религиоведение : энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.

Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993.

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд., доп. и перераб.). М.: РАГС, 1997.

Словарь Античности / Пер. с нем. М., 1989.

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Принят Государственной Думой Российской Федерации 9 сентября 1997 г.). М.,1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1982; 1989.

Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2 т., СПб., 1999.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002.

Раздел II. Доктринальные и мировоззренческие основы

религий и культуры России
Занятие № 2 (семинар) по теме № 5

Тема 5. Иудаизм
Тема занятия: Иудаизм – возникновение и развитие

вероучения и культа
Целью проведения занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных в ходе самостоятельного изучения содержания темы; систематизация знаний о национальной религии иудаизм; формирование умений и навыков готовить устное выступление и его мультимедийное сопровождение, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «устный доклад».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общая характеристика и этапы возникновения иудаизма.

2. Догматика и культ иудаизма.

3. Иудаизм в России.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 5 «Иудаизм». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Общая характеристика и этапы возникновения иудаизма». В ходе доклада студенты должны: перечислить и раскрыть сущность и содержание этапов возникновения иудаизма как религии, перечислить иерархию священных книг и раскрыть их основное назначение и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Догматика и культ иудаизма». В ходе доклада студенты должны: раскрыть сущность и содержание основных положений догматики иудаизма, рассмотреть основные культовые обряды и праздники иудаизма и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Иудаизм в России: зарождение и современное состояние». В ходе доклада студенты должны: рассмотреть периодизацию возникновения и распространения иудаизма на территории России, охарактеризовать современное положение иудаизма в Российской Федерации и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Литература

Основная литература

Зеленков М.Ю. Религиоведение. Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы. М.: Юридический институт, 2009. С. 51-60.

Элиаде, Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Академический проект, 2011.

    Зеленков М.Ю. Лекции и методические материалы по учебной дисциплине «Культурно-религиозное наследие России». URL: http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.


Дополнительная литература

Азбука христианства. Словарь-справочник / Сост. А. Удовенко. МАИК Наука, 1997.

Белла Р. Социология религии / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Библейская энциклопедия Брокгауза / Сост. Ф. Ринекер и Г. Майер. Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999.

Библейская энциклопедия. М., 1998.

Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета / В русск. переводе с параллельными местами. М., 1992.

Введение в Ветхий Завет / Под ред. Э. Ценгера. М., 2008.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994.

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

Гараджа В.И. Социология религии в России / Социология в России / Под ред. В.Н. Ядова. Гл. 18. М., 1998.

Зубов А.Б. История религии. М., 1995.

История религий. Энциклопедия: В 2 т. М., 1995.

Крывелев И.А. История религий. Т. 1, 2. М., 1988.

Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

Мень А. История религий. В 7 т. М.: Слово, 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Поликарпов В.И. История религии: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

Протестантизм: Словарь атеиста / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1990.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

Религиоведение : словарь / Отв. ред. Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2007.

Религиоведение : энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.

Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993.

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд., доп. и перераб.). М.: РАГС, 1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1982; 1989.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2 т., СПб., 1999.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002.

Занятие № 3 (семинар) по теме № 6

Тема № 6. Буддизм
Тема занятия: Буддизм – возникновение и развитие

вероучения и культа
Целью проведения занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекции и самостоятельного изучения содержания темы; систематизация знаний по возникновению, вероучению и культу буддизма, его положению в современной России; формирование умений и навыков готовить устное выступление и его мультимедийное сопровождение, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «устный доклад».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Буддизм как религия общества.

2. Зарождение и развитие буддизма в России.

3. Современное состояние буддизма в России.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 6 «Буддизм». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами основных положений религии «Буддизм».

Работа при этом проводится по двум направлениям.

1. На доске работает 1 студент и раскрывает основные положения религиозного культа буддизма (молитва, медитация, чтение священных книг, посты, религиозные одежды, прическа, монастырская жизнь, праздники и т.д.).

2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения материала в ходе лекции и самостоятельной работы обучаемых по изучению причин и этапов возникновения и сущности вероучения буддизма. В ходе опроса студенты должны: рассказать о причинах возникновении буддизма, его основателе и основных этапах достижения им просветления; священных книгах и основных положениях вероучения (сансара, карма, дхарма, четыре благородные истины, восьмеричный путь и др.).

Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен раскрыть основные положения религиозного культа буддизма.

Далее проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Зарождение и развитие буддизма в России». В ходе доклада студенты должны: перечислить и охарактеризовать этапы возникновения буддизма в России с момента появления на территории Российской империи до наших дней.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.

Затем проводится заслушивание устного доклада с мультимедийным сопровождением, подготовленного обучаемыми на тему: «Современное состояние буддизма в России». В ходе доклада студенты должны: раскрыть, что сегодня представляет собой буддийская община в России, охарактеризовать места компактного проживания буддистов, основные монастыри и др.

После заслушивания устного доклада проводится его разбор и обсуждение. В случае появления у студентов вопросов по содержанию доклада, преподаватель вместе со студентами логическими наводящими вопросами выводит аудиторию на их разъяснение.
Литература

Основная литература

Зеленков М.Ю. Религиоведение. Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы. М.: Юридический институт, 2009. С. 62-79.

Элиаде, Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Академический проект, 2011.

Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. Ростов на Дону: Феникс, 2009. С. 10-41.

Зеленков М.Ю. Религиоведение в тестах: учебное пособие. М.: Юридический институт, 2008. С. 66-113.

    Зеленков М.Ю. Лекции и методические материалы по учебной дисциплине «Культурно-религиозное наследие России». URL: http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.


Дополнительная литература

Белла Р. Социология религии / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Буддизм. Карманный словарь / Под ред. Е. А. Торчинова. СПб., 2002.

Буддизм. Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской. М., 1992.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994.

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

Гараджа В.И. Социология религии в России / Социология в России / Под ред. В.Н. Ядова. Гл. 18. М., 1998.

Зубов А.Б. История религии. М., 1995.

История религий. Энциклопедия: В 2 т. М., 1995.

Крывелев И.А. История религий. Т. 1, 2. М., 1988.

Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

Мень А. История религий. В 7 т. М.: Слово, 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Поликарпов В.И. История религии: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

Протестантизм: Словарь атеиста / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1990.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

Религиоведение : словарь / Отв. ред. Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2007.

Религиоведение : энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.

Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993.

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2-е изд., доп. и перераб.). М.: РАГС, 1997.

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Принят Государственной Думой Российской Федерации 9 сентября 1997 г.). М.,1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1982; 1989.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2 т., СПб., 1999.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002.

Занятие № 4 (семинар) по теме № 7

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconИиаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconТема: гражданское право
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания для студентов 28 1 По подготовке к семинарским и практическим занятиям 28
Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям icon«Право социального обеспечения» «Social Security Law»
...
Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск