Скачать 1.11 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра акушерства и гинекологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Акушерство и гинекология для специальности 060103.65 педиатрия Всего ЗЕТ – 9 Всего часов – 324, из них:
- лекций – 48 часов - практических занятий – 144 часа
- экзамен - 10 семестр, (36 час) г. Ставрополь 2014 г. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения по специальности 060103.65 Педиатрия, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1122; - рабочим учебным планом по специальности 060103.65 Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 26 июня 2013 г. протокол № 11, - типовой учебной программой по акушерству и гинекологии. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры акушерства и гинекологии. 27 июня 2014 года протокол № 12 Зав. кафедрой, профессор _________________ В.А. Аксененко Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин. «18» мая 2012 года протокол № 9 Председатель ЦМК, профессор _________________ И.В. Суздальцев Согласовано: Декан факультета педиатрического доцент____________ Л.Я. Климов Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский Руководитель ЦУКО, доцент _________________ С.В.Новиков Рецензенты: Зав. кафедрой акушерства и гинекологии Кубанского государственного медицинского университета, профессор Н.И. Куценко Доцент кафедры акушерства и гинекологии Астраханской государственной медицинской академии, д.м.н Р.В. Павлов Пояснительная записка Программа по акушерству и гинекологии для педиатрического факультета предусматривает преподавание предмета с учетом специфики педиатрических факультетов. Врачу-педиатру – специалисту, ориентированному в основных врачебных специальностях, необходимо знание процессов зачатия, течения беременности, родов и раннего неонатального периода, которые определяют здоровье детей в перинатальном периоде и последующей жизни. В системе подготовки врача - педиатра дисциплина акушерство и гинекология занимает одно из ведущих мест. Проблема охраны здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья является на сегодняшний день проблемой общегосударственной значимости. Главной целью является дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, рождение здорового потомства, снижение материнской и перинатальной смертности, гинекологической заболеваемости и оптимизация, в конечном итоге, неблагоприятной демографической ситуации. Дисциплина «акушерство и гинекология» относятся к профессиональному циклу и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, с оценкой состояния плода, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий. Дисциплина изучается в течение 7-8-9-10 – семестров в объеме 324 часов с лекционным курсом (48 часов), практическими занятиями (144 часа) и самостоятельной работой (96 часов). Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, применяются информационные технологии и технические средства обучения. Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры, отделениях клинических баз. Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, необходимый для самостоятельной работы набор акушерского инструментария, на каждую группу переносной ультразвуковой аппарат для регистрации сердечной деятельности плода. Учебные помещения кафедры оснащены необходимым для осуществления учебного процесса оборудованием: муляжи, фантомы, акушерский и гинекологический инструментарий, микроскопы, ноутбуки. Количество студентов в клинической группе составляет 6-12 человек. На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), зачеты, защита историй родов и болезни, УИРС. В ходе практического занятия студенты самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. Коечный фонд клинических баз, функциональные особенности СККПЦ, многообразие различных форм патологии беременных позволяют осуществлять ведение процесса обучения, самостоятельную курацию и клинические разборы беременных и гинекологических больных в соответствии с тематикой занятий. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студента, в соответствии с набранными баллами, по решению коллектива кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки. Итоговый экзамен для студентов 5 курса проводится в три этапа в форме – тестирование, прием практических навыков и собеседование (ответ на билет и решение ситуационной задачи). Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время имеется специально выделенная учебная комната, оснащенная необходимым инструментарием и дополнительной литературой (методические указания и разработки, приказы). Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Для работы студентов на кафедре имеется ряд учебно-методических пособий по наиболее актуальным проблемам акушерства «Гестозы», «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», «Беременность и роды при различных видах экстрагенитальной патологии», «Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания», «Сепсис», «Заболевания перинатального периода». Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования. При этом акцентируется внимание на характере физиологических изменений в организме беременной, рассматривается понятие «норма беременности», освещаются особенности патофизиологических и морфологических изменений в организме при различных видах акушерской патологии, рассматриваются особенности течения экстрагенитальных заболеваний у беременныхи их влияние на развитие плода и состояние новорожденного, особенности фармакокинетики и фармакотерапии у беременных. Ряд студентов активно участвует в работе студенческого научного кружка. Результаты научной деятельности студентов представляются на заседаниях кружка, ежегодной студенческой научной конференции. На кафедре акушерства и гинекологии широко практикуется проведение открытых практических занятий и показательных лекций, контрольные посещения занятий. Посещение занятий оформляется протоколом, результаты посещений рассматриваются на методических совещаниях кафедры. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – научить студентов владеть фундаментальными знаниями в области акушерства и гинекологии, осуществлять первичное обследование женщин с физиологическим и патологическим течением беременности. Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности 060103.65. Педиатрия высшего профессионального медицинского образования, изучается в седьмом, восьмом, девятом и десятом семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: – в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, психология и педагогика; – в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская информатика; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология, иммунология; фармакология; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология; – в цикле профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение; медицинская реабилитация; дерматовенерология; судебная медицина; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургия, урология; онкология, лучевая терапия.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: 1. Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук при осуществлении профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии; (ОК 1) 2. Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционнного и секционного материала у беременной, плода и новорожденного, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного взрослого и подростка (беременной, гинекологической больной); (ПК 5) 3. Способен и готов выявлять у пациентов (беременных, гинекологических больных) основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (осложнениях беременности и гинекологических заболеваниях), использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; (ПК 17) 4. Способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков (беременных, гинекологических больных), способных вызвать тяжелые последствия и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (акушерское кровотечение, кома, шок, гестоз, разрыв матки, острая гипоксия плода), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; (ПК 19) 5. Способен и готов назначать больным (беременным и гинекологическим больным) адекватное (терапевтическое и хирургическое)лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями с учетом возможного тератогенного влияния препаратов на плод; (ПК 20) 6. Способен и готов осуществлять взрослому населению (беременным, гинекологическим больным, девочкам-подросткам) первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; (ПК 21) 7. Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (МКБ-10), и т.д.), а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических (родовспомогательных) учреждений; (ПК 27) В результате изучения дисциплины студенты должны Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Матрица формирования компетенций, знаний, умений.
5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет: 9 зачетных единиц (ЗЕТ), 324 часа
6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Содержание разделов дисциплин Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература. |
Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Рабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | ||
Планы семинарских занятий по биоэтике для педиатрического факультета... Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) | Дисциплины ... | ||
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | Учебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие... Учебно-методическое пособие подготовили сотрудники кафедры акушерства и гинекологии | ||
Вопросы к экзамену по акушерству для студентов 5 курса педиатрического факультета 2013 г Понятие о готовности организма к родам. Физиологический прелиминарный период. Клиника, фазы 1 периода родов, течение, ведение | К вопросу о методологии преподавания философии на факультете мтд Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета, различных... | ||
Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный медицинский... | Пояснительная записка рабочая программа для студентов 5-го и 6-го... Рабочая программа для студентов 5-го и 6-го курсов педиатрического факультета составлена с учетом преемственности в обучении будущих... | ||
Пояснительная записка Данная программа соответствует федеральному... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание... | Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | ||
Вопросы для сертификационного экзамена по акушерству и гинекологии Предраковые заболевания шейки матки. Клиника. Диагностика. Лечение. Диспансеризация больных | Тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) |