1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" , обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Социальное партнерство».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательной программой подготовки магистров по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург подготовки магистра по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (магистерская программа «Управление образованием»).
2. Цели освоения дисциплины По мере развития российского общества, административной реформы, демократизации общественной жизни, интеграции России в мировое экономическое, культурное и информационное пространство, все более возрастает необходимость развития широкомасштабного эффективного социального партнерства – как на местном, региональном, так и на федеральном и международных уровнях.
Решение этой задачи создает основу для реальной консолидации российского общества, преодоления сложившихся общества и экономики недоверия, а тем самым и – дальнейшего развития российского общества.
К целям данного курса относятся:
Формирование у магистрантов обоснованных представлений о роли, значении социального партнерства;
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом социального партнерства, технологиями его обеспечения, анализ и оценка их применимости, проблем реализации;
Овладение профессиональным концептуальным и терминологическим аппаратом деятельности по организации эффективного социального партнерства;
Умение и навыки анализа социальной среды формирования и обеспечения социального партнерства, подготовки и оформления соответствующих организационных документов.
Отбор вместе с магистрантами материалов для подготовки учебного пособия по организации и оценке эффективности социального партнерства.
Содержание программы курса основывается на работах отечественных и зарубежных авторов, на материалах современных исследований и публикаций.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студенты должны:
владеть концептуальным и терминологическим аппаратом деятельности по организации и обеспечению социального партнерства;
знать историю формирования и развития социального партнерства за рубежом и в России;
понимать роль и значение, место социального партнерства в современном менеджменте;
осуществлять анализ социальной среды формирования социального партнерства;
иметь представление об основных областях востребованности и формирования социального партнерства;
иметь представление о необходимом информационном обеспечении социального партнерства;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по изучаемой проблематике.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и/или способы деятельности
| СК-1
| Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.
Демонстрирует умение:
формировать ресурсно-информационную базу для решения поставленных задач;
формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.
| Работа с кейсами, семинарские занятия, групповая проектная работа
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-4
| Демонстрирует знание о новных принципов и методов образовательной политик, их воздействия на качество образовательной системы системы
Применяет системный подход к определению задач кадрового обеспечения
| Работа с кейсами, дискуссионные технологии, технологии, включающие самопрезентацию
| Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| СК- 5
| Критически оценивает информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации.
Критически анализирует свои возможности.
| Групповая работа с кейсами, проектная деятельность
| Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
| ПК-1
| Демонстрирует готовность поступать в соответствии с этическими требования профессии и социальном взаимодействии.
Демонстрирует умение управлять собой, своими эмоциями и поступками.
Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.
Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.
| Деловые игры. Разбор кейсов.
| Способен осуществлять планирование и организацию мероприятий в различных сферах государственного и муниципального управления.
| ПК-10
| Демонстрирует знание:
основных методов государственного управления в контексте социального партнерства и общественно-государственного управления;
содержания основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;
основных направлений повышения эффективности государственного управления.
| Коллоквиумы: обсуждение докладов и сообщений.
Деловые игры
| Способен управлять кадрами государственной и муниципальной службы в различных сферах государственного и муниципального управления.
| ПК-11
| Демонстрирует умение принимать взвешенные решения и убеждать в целесообразности этих решений;
Демонстрирует знание кадровых технологий в системе государственного управления.
| Коллоквиумы: обсуждение докладов и сообщений
Групповая проектная работа.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к блоку выборных дисциплин для направления 038.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Изучение дисциплины связано с общей дисциплиной направления «Теория и механизмы современного государственного управления» и создаёт основу для освоения дисциплины программы, относящейся к её вариативной части: «Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: предполагается, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях, и монографии по темам курса.
Изучение дисциплины формирует способности слушателя применять и использовать корпус современных знаний в области экономических, политических, гуманитарных и социальных наук для:
постановки актуальных проблем в конкретном секторе современной российской реальности,
концептуализации данной проблемной области на современном уровне;
разработки исследовательских программ и методического инструментария анализа;
организации процесса прикладного исследования;
обработки и анализа эмпирической информации по теме исследования;
представления полученных результатов исследования в адекватной форме научных докладов, рефератов и публикаций.
5. Тематический план учебной дисциплины
-
№
| Наименование тем
| Лекц.
| Практ.
| Всего аудит.
| Самост. работа
| Всего
| 1.
| Понятие социального партнерства (СП) и его роль в консолидации и развитии общества
| 2
| 4
| 6
| 20
| 26
| 2
| Виды (сферы) СП
| 4
| 4
| 8
| 20
| 28
| 3
| Технологии СП
| 4
| 4
| 8
| 20
| 28
| 4
| СП и «хорошее общество»
| 4
| 4
| 8
| 20
| 28
| 5
| Критерии и методы оценки эффективности СП
| 8
| 4
| 12
| 22
| 34
|
| ИТОГО
| 22
| 20
| 42
| 102
| 144
|
6. Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год, 1-2 модули
| Параметры
| Текущий
| Контрольная работа
| К концу первого модуля
| Решение кейса
| Аудиторная и самостоятельная работа (накопительные бонусы)
| Микроисследование Собеседование по литературе
| Ноябрь-январь Ноябрь-февраль
| Аналитический отчет Сообщение по выбранной теме
| Итоговый
| Зачет
| Март
| Тест
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков Формами контроля знаний являются:
текущий контроль: контрольная работа;
итоговый контроль - зачет.
Оценки за текущий и итоговый контроль выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки контрольной работы и итогового теста. За каждое верно выполненное тестовое задание выставляется 1 балл, за неверно выполненное тестовое задание – 0 баллов Критерии оценки кейса
Критерий
| Требования к студенту
| Максимальное количество баллов
| Анализ и оценка информации, заложенной в кейсе
| - грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию ;
- дает личную оценку проблеме;
| 3 балла
| Построение суждений
| - ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
| 3 балла
| Оформление выводов и решения проблемы, заданной в кейсе
| - четко формулирует выявленную проблему ( пролемы);
- оценивает сложность ситуации и возможность решения проблемы;
-аргументирует предложенное решение проблемы, основываясь на нормативной базе, аналогах решения и пр.
| 4 балла
|
Критерии оценки самостоятельной работы (на семинарских занятиях)
Уровень владения знаниями:
современных подходов к решению проблем социального партнерства;
основных направлений повышения эффективности социального партнерства;
основных инструментов социальной политики государства ;
современных тенденций развития социального партнерства, зарубежных практик в данном направлении.
работать с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;
осуществлять анализ социальной среды формирования социального партнерства;
структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы;
осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;
критически оценивать достигнутые в личной практической работе результаты.
рефлексивной деятельности;
проектной деятельности;
готовность к компромиссам для достижения результата;
формированию проектов в части социального партнерства.
Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.
Набор критериев оценки работы на семинарских и практических занятиях определяется конкретным видом деятельности (например, выступление студента, групповая работа студентов и т.д.). Максимальная оценка по каждому критерию - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки за конкретный вид деятельности студента на семинарских занятиях необходимо определить сумму баллов по всем критериям, использованным для оценки работы студента, и разделить ее на количество критериев.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка по дисциплине формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на зачете (экзамене). При этом вес накопленной оценки – 0,6; полученной на экзамене – 0,4.
Орезульт = 0,6·Онакопл + 0,4·Оэкз , где Орезульт - результирующая оценка по дисциплине;
Онакопленная - накопленная оценка;
Оэкз - оценка, полученная за экзамен. Накопленная оценка формируется путем сложения произведений баллов, полученных по текущему контролю, самостоятельной и аудиторной работе на коэффициент, присвоенный каждой форме .
Онакопл = 0,3·О аудиторная + 0,3·Осам/раб + 0,4 О к/р ,
где Онакопл - накопленная оценка;
Оаудиторная - оценка за работу на семинарах ;
Осам/раб - оценка за самостоятельную работу;
Ок/р - оценка за контрольную работу; Оценка за самостоятельную работу, состоит из оценки за реферат по заданной теме. Выполнение реферата относится к бонусной составляющей накопительной системы и выполняется по желанию студента. Реферат должен быть размещен в системе LMS и должен быть выполнен в соответствии с требованиями, размещенными преподавателем в системе LMS. Экзамен проводится в форме тестирования .
От сдачи экзамена освобождаются студенты, набравшие по накопительной системе в общей сложности более 7,5 баллов, с выставлением им оценки «отлично» (8, 9, 10 баллов). Округление оценок производится по простому арифметическому правилу округления.
7. Содержание дисциплины |