Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология
страница1/9
Дата публикации03.08.2015
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра_Неврологии и нейрохирургии_ (название кафедры)

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Неврология

(название)


Основная образовательная программа _060201 Стоматология
(наименование ООП)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой, д.м.н.

Свирский А.В. _________


Автор-составитель:

Зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии,

д.м.н. Свирский А.В.
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)

Приложение 1






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой неврологии Декан стоматологического

и нейрохирургии, д. м.н. факультета, д.м.н. А.С. Оправин _____________Свирский А.В. ____________.

«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ______Неврология______________

По направлению подготовки_060201 Стоматология

Курс ___4______________________________________

Вид промежуточной аттестации _зачет

Кафедра _неврологии и нейрохирургии____

Трудоемкость дисциплины 108 (час.)/ 3_(зач. ед.)

Архангельск, 2013 г.

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины

Неврология имеет своим предметом неврологические заболевания; изучение их этиологии и патогенеза, симптомокомплексов и течения, лечения и профилактики. Основной целью преподавания неврологии у студентов факультета медицинской психологии является формирование представления о синдромокомплексах при страдании головного мозга и клинических проявлениях наиболее распространенных заболеваний нервной системы.
Задачи изучения дисциплины

1. Формирование представлений об основах топической диагностики поражений нервной системы

2. Формирование представлений о клинических проявлениях основных видов неврологических заболеваний

3. Формирование представлений о показаниях к назначению основных методов исследования в неврологии

4. Углубленное представление о нарушениях ВПФ, возникающих при очаговых и диффузных поражениях головного мозга

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__060201 Стоматология _

Преподавание «Неврологии» входит в Профессиональный цикл (С 3) Базовая часть
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, нормальная физиология;; микробиология, вирусология;; фармакология, патологическая физиология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения;, пропедевтика внутренних болезней).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-5

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК- 5

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного ^материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК-9

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач




диагностическая деятельность:

ПК-20

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом




лечебная деятельность:

ПК- 27

способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях




реабилитационная деятельность:

ПК-43

способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых




организационно-управленческая деятельность:

ПК-47

способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

1. Основы топической диагностики двигательных и чувствительных расстройств.

2. Основы топической диагностики и симптомы поражения ЧМН.

3. Клинические проявления нарушений высших психических функций: агьэзии, апраксии, афазии.

4.Особенности нарушений памяти и внимания при очаговых и диффузных поражениях головного мозга

5..Основные клинические проявления наиболее распространенных страданий нервной системы: сосудистые заболевания ЦНС, последствия травматических и инфекционных страданий ЦНС, эпилепсия, неврологические проявления остеохондроза позвоночника.

6.Диагностические возможности основных методов диагностики: MPT, PKT, ЭЭГ, ЭНМГ
Владеть:

1. Ориентировочно локализовать очаг повреждения в нервной системе по клинической симптоматике

2. Проверить двигательные функции: сила, тонус, сухожильные рефлексы

3. Проверить чувствительность.

4. Проверить функции ЧМН (2,3,4,6,7,9,10,12). Наличие бульбарного и псевдобульбарного паралича.

5. Проверить гнозис, праксис и речевые функции

6. Проверить память, внимание

7. Локализовать очаг повреждения в ЦНС по клинической симптоматике нарушения высших психических функций.

8. Ориентироваться в возможных нарушениях высших психических функций, возникающих при заболеваниях ЦНС.

7. Поставить предварительных клинический диагноз при основных видах патологии ЦНС: сосудистые заболевания, эпилепсия, последствия инфекционных и травматических заболеваний ЦНС

8. Определить показания к назначению основных методов исследования нервной системы: МРТ, РКТ, ЭЭГ. ЭНМГ, УЗДГ

З.Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3_ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

7

В том числе:







Лекции (Л)

22

22

Практические занятия (ПЗ)

50

50

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

36

36

Экзамен

-




Общая трудоемкость (час.)


108

108


5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Топическая диагностика заболеваний нервной системы,


Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных рефлексов.

Схема истории болезни.

Топическая диагностика расстройств чувствительности

Черепно-мозговые нервы 2, 3, 5, 6, 9, 10, 12 пары. Анатомия, клиника поражения. Бульбарный и псевдобульбарный параличи. Вегетативные ганглии лица.

Топическая диагностика экстрапирамидных и мозжечковых расстройств







Высшие корковые функции. Симптомы поражения долей головного мозга. Симптомы поражения мозжечка и экстрапирамидной системы.

Симптомы поражения и диагностика вегетативных нарушений

2.

Заболевания нервной системы (частные вопросы)

Эпилепсия

Остеохондроз. Отдаленные рефлекторные синдромы: миотонический, вегето-сосудистый, нейродистрофический. Патогенез. Компрессионные синдромы: корешковые, сосудистые. Лечение больных с неврологическими осложнениями остеохондроза позвоночника.

Сосудистые заболевания головного мозга

Нейростоматологические синдромы. Невралгия тройничного и языкоглоточного нервов, крылонебного узла. Синдром Костена, глоссалгия. Лицевой нерв (анатомия, клиника поражения). Невропатия лицевого нерва, лицевой гемиспазм. Клиника и лечение данных состояний.

Болезни периферической нервной системы-невропатии, полиневропатии, невралгии, Клиника, диагностика, лечение

Закрытая черепно-мозговая травма

Методы функциональной диагностики в неврологии


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Топическая диагностика заболеваний нервной системы,


8











30

16

54

2.

Заболевания нервной системы (частные вопросы)

16










25

13

54







24










55

29

108



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Топическая диагностика заболеваний нервной системы,


Ситуационные задачи

Разбор конкретных ситуаций

2,5

2.

Заболевания нервной системы (частные вопросы)

Ситуационные задачи

Разбор конкретных ситуаций

3

Итого (час.)

5,5

Итого (% от аудиторных занятий)

7%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Топическая диагностика заболеваний нервной системы,


Подготовка конспекта, реферата, перевод иностранной литературы по теме занятия,

Подготовка клинического случая с презентацией,


Устные (доклад, презентация)

Письменная (проверка реферата, конспекта)

2.

Заболевания нервной системы (частные вопросы)

Подготовка конспекта, реферата, перевод иностранной литературы по теме занятия,

Подготовка клинического случая с презентацией,


Устные (доклад, презентация)

Письменная (проверка реферата, конспекта)


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач, написание истории болезни).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения экзамена

1. Этап - __тестирование__

(название этапа)

2. Этап - __сдача практических навыков__

(название этапа)

3. Этап- __собеседование__

(название этапа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология. Учебник. Москва, «Медиа»,2007.

2. Скоромец А. А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Москва 2005.

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А. Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5. Нервные болезни под редакцией М.Н Лузина Москва, «Медицина», 2002.

9.2. Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. www.consilium-medicum.comМедицинский сервер с обширной базой данных новостей, публикаций и ссылок на другие профильные ресурсы.

  2. www.medicusamicus.com – Медицинская газета для врачей. Области интересов издания: организация здравоохранения, социальная медицина, клиническая медицина, фармакология и фармация, медицинская техника, медицинское образование, новости медицинской науки, случаи из практики, юридическая консультация, книжная полка, профессиональные научные события, история медицины, многие другие проблемы, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности врач.

  3. http://remedium.ru – информационно-аналитический портал.

  4. www.mediasphera.ru – медицинские журналы, периодические издания, электронная подписка, новости.

  5. http://www.it-med.ru – справочная информация, статьи, рефераты, консультации онлайн, рассылка информации.

  6. www.medportal.ru – самые свежие новости, комментарии, научные статьи, пресс-релизы. На сайте раздел "Медэнциклопедия", содержащий архив научно-популярных статей.

  7. http://www1.worldbank.org/hnp/

  8. http://www1.worldbank.org/hnp/publichealth.asp

  9. http://www.undp.org

  10. http://www.who.int

  11. http://www.euro.who.int/observatory

  12. http://www1.worldbank.org/hnp/

  13. http://www1.worldbank.org/hnp/publichealth.asp

  14. http://www.undp.org

  15. http://www.who.int

  16. http://www.euro.who.int/observatory


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится перечень:

- оборудованных аудиторий (студенческие практикумы ());

Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мульти­медийный проектор).

Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных. Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях:

- аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения;

1. Таблицы (по всем разделам).

  1. Фотографии.

  2. Учебные фильмы

- наглядные пособия

  1. Учебные истории болезни

2.Образцы анализов (кровь, моча)

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии, д.м.н.

Свирский Алексей Викторович
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись




































  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Неврология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск