Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа





НазваниеРабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа
страница1/16
Дата публикации26.10.2015
Размер1.16 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

краеведение 6 – 9 классы

Структура документа

Рабочая программа включает шести разделов:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

  1. Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

  2. Дидактическое и методическое обеспечение учебного предмета;

  3. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих основную школу;

  4. Тематическое планирование с основными и дополнительными элементами содержания уроков, требованиями к уровню подготовки учащихся, c указанием типа урока и вида контроля на уроке.

  5. Контрольно измерительный материал;


1. Пояснительную записка
Изучение учебного предмета «Краеведение» осуществляется на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования»

2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Приказ Министерства образования инаукиРФот09.12.2008г №379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014учебный год»

4. Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004г №02-678 «ОБ утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области»

5. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от07.07.2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6. Документы МО Н Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2013-2014 учебном году.

7. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании обществознания в 2013-2014 учебном году».

8. Учебный план НОУ ООШ №52 ОАО «РЖД» на 2013-2014 учебный год.

9. Краеведение. Программа учебной дисциплины для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / Под редакцией канд. Ист. Наук В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2008.

Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области, под общей редакцией В.М. Кузнецова.

Согласно действующему Базисному учебного плана, рабочая программа для 6-9 классов предусматривает обучение краеведению в объёме одного часа в неделю. Программа выполняет две основные функции информационно-методичеркую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. В основу содержания программы положено понимание краеведения 'как учебного предмета, позволяющего учащимся увидеть родной край многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственноэкономические, социально-политические, правовые, исторические, культурологические элементы. Обращается внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни своего села, семьи. Педагогический синтез содержания основных учебных предметов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, формирует бережное отношение к природным богатствам, историй и культуре своего родного края.

Результатом краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний» сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к учебно-йозяавательной деятельности.

'

Цели

Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Изучение краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;

овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в областном базисном учебном плане

Областной базисный учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 - 9 классе по 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обращаем внимание на то, что в Областном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Челябинской области для организации изучения обучающимися содержания

-
2. Основное содержание

Введение в краеведение Челябинского Урала (6 класс, 34 час.)

Тема 1. Школа юного краеведа (65ч.).

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

История школы. Знаменитые люди района (города, села), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В.Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа - Азия». Географическое положение района (города, села). Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.

Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия.

Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образовательного учреждения об истории школы.

Беседа с родителями и родственниками о семейных реликвиях.

Экскурсии, походы:

Знаменитые географические пункты Челябинской области: обелиск «Европа - Азия» (г. Златоуст), мосты через р. Урал (г. Верхнеуральск, г. Магнитогорск, с. Кизильское) - граница между частями света; крайние южная, северная, западная и восточные точки; географический центр Челябинской Комплексная экскурсия по изучению территории своей местности, своего населенного пункта. Съемка плана местности.

Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.

Картинная галерея (фотовыставка). Виды города (села).

Практические работы:

Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села). Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

«Ориентирование». Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей школы, дома.

Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 час.)

«Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карта А. Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г.), Книга Большому чертежу (1627 г.). Знахменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Челябинский Южный Урал.

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (дизайне). Редкие и уникальные ископаемые, их практическое значение. Поделочные и драгоценные камни. «Яшмовый пояс». Способы обработки камней. Богатства недр Челябинского Южного Урала в искусстве, художественной литературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова. Картины П. Рейхета, А. Альховско- го, В.Чуднова, В. Романова, Т. Федоровой, В. Лукка об Ильменах.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с краеведом, спортсменом-туристом о восхождениях на горы Южного Урала.

2. Беседа с местными мастерами о камнерезном искусстве. Изделия из поделочных камней.

Экскурсии, походы:

Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

Школьный (краеведческий, геологический) музей; Ильменский заповедник. Минералогическая экспозиция.

Знаменитые географические пункты Челябинской области и местной территории: самая высокая (г. Б. Нургуш) или самая низкая (долина р. Уй на границе с Курганской областью) точки.

Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи.

Практические работы:

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час.).

Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Челябинского Урала. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района (города, села). Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области и района (города, села). Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явлениях.

Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Экскурсии, походы:

Фенологические наблюдения за погодой на местности.

Гидрометеоцентр (метеорологический пункт). Наблюдения за погодными явлениями.

Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные пейзажи в разные времена года.

Практические работы:

Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села). Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности.

Составление климатического очерка района (города, села).

Тема 4. Край рек и озер (6 час.).

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Челябинского Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озер на Челябинском Урале. Численность озер. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологические исследования водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Водные богатства Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными старожилами о местных источниках и водоемах. Легенды, предания и былины.

Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о местных водоемах и правилах безопасного поведения в разные времена года.

Экскурсии, походы:

Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.). Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

Зоопарк (живой уголок, аквариум). Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

Практические работы:

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города (села).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа История 5 9 классы Структура документа
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconПояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня...
Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconУрок «Оформление списков на Web-страницах»
Проверка знаний. Тест по теме «Структура документа html» Тест. Html «Тэги, структура документа»
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение»
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconУчебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся....
Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Рабочая программа краеведение 6 9 классы Структура документа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статус документа. Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск