Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Обществознание для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и письма Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» и на основе авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2014г.).
Рабочая программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, планируемые результаты изучения учебного процесса.
Программа ориентирована на использование учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 5 класс, который обращен к младшему подростковому возрасту и посвящен актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.
Курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении программы даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы раскрываются через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания программы являются моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания, определяет нравственные ориентиры, формирует образцы достойного поведения. Программа последовательно вводит учащихся в расширяющийся круг социальных институтов – от самых близких и значимых (семья и школа) до самого общественно значимого (Родина). Программа расширяет круг сведений учащихся не только о важнейших социальных институтах и об общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, моральные и гуманистические ценности.
Место учебного предмета в учебном плане
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, будут готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Для контроля уровня знаний используются устные и письменные опросы, тестовые задания, составление и решение кроссвордов по определенной теме, рефераты, доклады, презентации.
В ходе изучения программы учащиеся посещают урочные занятия, семинары, занимаются индивидуально.
При реализации программы предлагается использовать как традиционные, линейные формы изложения материала, так и дискуссии, беседы-рассуждения, самостоятельные работы с источником, игровые и творческие формы работы, групповые и индивидуальные формы работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования человеческих отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях;
- овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
При реализации программы решаются задачи овладения учащимися навыков:
- приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональной уровнях идеалов и ценностей общества;
- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
- овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями умениями и навыками:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели, а так же искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать ошибки;
- совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- проводить наблюдения под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определение понятиям:
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять общие цели, договариваться друг с другом;
- уметь выдвинуть аргументы и контраргументы в дискуссии;
- учиться критично относиться к своему мнению, признавать свои ошибки;
- понимать и различать мнение и позицию других;
- оценивать свои учебные достижения, поведение с учетом мнения других людей;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
Предметным результатом освоения программы является сформированность следующих умений:
В области познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания.
В области ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу оценке социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимания значения трудовой деятельности для личности и общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знакомство с техниками и приемами преодоления конфликтов;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее:
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения гуманистических и демократических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным происхождением.
В результате изучения, выпускники научаться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебного предмета
В 5 классе учебный предмет Обществознание включает следующие темы:
1. Введение 1 час.
1. Человек
2. Семья
3. Школа
4. Труд
5. Родина
Человек (5 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Семья (5 часов). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Самостоятельность – показатель взрослости. Тестирование по теме «Семья»
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа (6 часов). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Труд (6 часов). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина (12 часов). Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие права получает человек от рождения. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Итоговое обобщение и защита проекта (2 часов). Личностный опыт – социальный опыт. Значение обществознания в жизни каждого.
Описание учебно-методического, материально- технического и информационного обеспечения образовательного процесса по обществознанию
«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2012г.
Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г.
Людмила Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.
Средства обучения
Мультимидийная доска
Мультимидийная система
Видеоплеер
Телевизор
Компьютер
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
Научно-образовательные ресурсы Интернет
Требования к уровню подготовки в конце 5-го класса по обществознанию
интеллектуально-познавательные действия:
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
нравственно-оценочные, личностные действия:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).
Приложения к программе
УМК Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение» 2014 г
Темы проектов по обществознанию
Сроки реализации - от 2 недель до 1 года
1.Загадки человека - кто на кого похож
2. Моя семья – моя гордость.
А) Моя семья в годы войны
Б) Мои любимые бабушки и дедушки
В) Папа , мама ,я – дружная семья(досуг семьи).
Г) Мое хобби.
3. Трудовая деятельность
А) Профессии родителей.
Б) Кем я хочу стать
В) Помощь ближним.
4. Школьные годы чудесные.
А) Школа настоящего.
Б) Школа будущего.
В) Мои одноклассники.
5. Что такое Родина.
А) Моя малая Родина .
Б) Моя Родина – Россия.
В) Мы – многонациональный народ.
Формы проектов
Эссе, презентация, реклама, отчет, исследование, научный доклад .
Темы творческих работ: 1.Идеальное утро
2. Памятка покупателя
3. Семейный портрет
4. Идеальная школа
5. Мой микрорайон
6. Путешествие в страну Советов.
7. Письмо другу
8. Хочу все знать
№
| Тема курса, тематика уроков
| Целевая установка урока
| Тип урока
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС
| Оборудование и наглядность
| Сроки
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| план
| факт
| 1
| Введение
| Сформировать первоначальные представления о работе с учебников, введение в курс
| Урок изучения нового материала
| Знать значение, использование термина «обществознание».
Иметь представление о связи обществознания с другими науками
Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы
| Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»
| Работа с текстом учебника
|
|
| Глава 1 Человек (5 ч.)
|
| 2-3
| Загадка человека
| Сформировать первоначальные представления о происхождении человека
| Урок изучения нового материала
Урок практикум
| Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.
| Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам
| Усвоить, что труд является основой развития человека. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек
| Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 4-5
| Отрочество - особая пора жизни
| Сформировать первоначальные представления о подростковом возрасте
| Урок изучения нового материала
Комбинированный
| Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
| Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
| Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.
| Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
|
|
| 6
| Практикум по теме «Человек»
| Закрепить основные знания по теме «Человек».
| Урок-практикум
| Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Воспитание трудолюбия
| Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
|
|
| Глава 2 Семья (5 ч.).
| 7
| Семья и семейные отношения
| Сформировать первоначальные представления о семье и семейных отношениях
| Комбинированный
| Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека. Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, пути их разрешения. Называть основной документ— Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.
| Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
| Воспитывать
любовь и уважение к старшему поколению, семье.
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 8
| Семейное хозяйство
| Сформировать первоначальные представления о семейном хозяйстве
| Комбинированный
| Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме
| Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.
| Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.
|
|
|
| 9
| Свободное время
| Сформировать первоначальные представления о досуге
| Комбинированный
| Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.
| Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.
Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.
| Воспитание умение правильно использовать свободное время.
|
|
|
| 10-11
| Практикум по теме «Семья». Тестирование по теме «Семья».
| Закрепить изученный по теме материал
| Повторение и обобщение
| Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Составлять рассказы:
-учимся быть рачительными хозяевами;
-учимся помогать семье;
-мы - семья, а это значит...
| Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| Глава 3. Школа (6 ч.).
|
|
| 12-13
| Образование в жизни человека
| Сформировать первоначальные представления об основах образования
| Урок изучения нового материала
Урок игра
| Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование
| Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности
| Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 14-15
| Образование и самообразование
| Сформировать первоначальные представления о ценности самообразования
| Комбинированный
Урок практикум
| Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.
Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
| Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика
| Воспитание ответственности, умение учиться
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 16
| Одноклассники, сверстники, друзья.
| Сформировать первоначальные представления о дружеских отношениях.
| Комбинированный
| Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
| Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы
| Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 17
| Практикум по теме «Школа»
| Закрепить изученный ранее материал
| Урок-практикум
| Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
|
| Воспитание ответственности, умение учиться
| Решение познавательных задач
|
|
| Глава 4. Труд (6 ч.).
| 18-19
| Труд – основа жизни
| Сформировать первоначальные представления о трудовой деятельности
| Урок изучение нового материала
Урок - практикум
| Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека
| Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.
| Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 20-21
| Труд и творчество.
| Сформировать первоначальные представления о творчестве в труде
|
| Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
| Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера
| Творческий труд. Творчество в искусстве
| Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
|
|
| 22-23
| Практикум по теме «Труд»
| Сформировать умения применять знания по теме «Труд» на практике
| Урок-практикум
| Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
|
| Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки
| Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
|
|
| Глава 5. Родина (12 ч.).
| 24-25
| Наша Родина-Россия.
| Сформировать первоначальные представления о понятии Родина
| Урок изучения нового материала
| Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.
| Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи
| Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.
| Решение познавательных задач
|
|
| 26-27
| Государственные символы России.
| Сформировать первоначальные представления о государственной символике
| Комбинированный
| Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.
Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.
| Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время ВОВ. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России.
| Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 28-29
| Гражданин России
| Сформировать первоначальные представления о понятии гражданин
| Комбинированный
| Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
| Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
| Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 30-31
| Мы – многонациональный народ.
| Сформировать первоначальные представления о многонациональных отношениях
| Комбинированный
| Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.
| Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.
| Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.
| Моделирование ситуаций и их анализ.
|
|
| 32-33
| Практикум по теме «Родина»
| Закрепить ранее изученный материал
| Итоговый урок
Контрольный урок
| Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
| Характеризовать Россию как многонациональное государство.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям событиям, происходящим в нашей стране.
| Воспитывать уважение к своему народу. Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей.
| Решение познавательных задач
|
|
| 34-35
| Защита проекта
|
| Урок-практикум
| Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог
| Овладение различными видами публичных выступлений (и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
| Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
| Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности
|
|
| |