Программа «Школа России» 4 класс





Скачать 86.81 Kb.
НазваниеПрограмма «Школа России» 4 класс
Дата публикации25.09.2013
Размер86.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок по курсу ОРКСЭ (Основы светской этики)

Программа «Школа России»

4 класс

декабрь 2012 года

Тема: Справедливость

Цели:

  • Обучающие: организовать деятельность учащихся по усвоению такого понятия, как справедливость, и совместно с учащимися вывести моральные правила справедливого человека; способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым моральным ценностям

  • Развивающие: создать условия для включения учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование такого понятия, как справедливость; способствовать формированию, через проблемную ситуацию, умения самостоятельно делать моральный выбор в реальной жизненной ситуации и давать правовую оценку поступкам людей и собственных действий;

  • Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных чувств, таких, как справедливость, а также эмоциональная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, которые имеют пороки и недостатки; формированию представлений об этических идеалах и ценностях;

Формирование ОУУН:

  • Учебно – коммуникативные: умение договариваться при совместном обсуждении, умение аргументировать свое мнение, умение построить монолог по заданной теме, умение вступать в диалог, умение давать оценку своим поступкам и поступкам других людей с позиции общечеловеческих ценностей

  • Учебно – логические: умение переносить знания с одного предмета на другой, умение формулировать выводы

  • Учебно – управленческие: умение определять и удерживать цель на протяжении всего работы

  • Учебно – рефлексивные: умение соотносить результат с целью, задачей деятельности на уроке

Конспект урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Определение темы урока.

Учитель предлагает учащимся разделиться на небольшие группы. Предлагается текст сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», в котором слово, являющееся темой урока заштриховано и поставлены знаки вопроса.

Тема вывешивается на доску: СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Дети работают в группах:

знакомятся с текстом, вспоминают, что он им знаком и догадываются или вспоминают заштрихованное слово – справедливость.

2.Целеполагание.

Тему определили. Какова же цель урока?

Учитель фиксирует на доске: ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Учитель предлагает задуматься над значимостью данной цели урока для учащихся.

Ответы учащихся узнать, понять, что такое справедливость.

Учащиеся говорят о необходимости для них этой темы и задачи урока.

3.Основная часть урока.

Учитель задают вопросы по содержанию сказки: что значит по справедливости?

Учитель, использую ответы учащихся, знакомит с одной из характеристик понятия «справедливость»:

РАВНОЕ ЗА РАВНОЕ (УРАВНИВАНИЕ) и вывешивает на доску.

Учитель актуализирует знания по притчам: что особенного в этом жанре.

Предлагает послушать притчу «Кому за что платят» и задуматься, на какие мысли она наталкивает.

С какой целью слушали?

Как называлась притча?

На какие мысли натолкнула притча?

Учитель приводит детей к выводу о том, что первая характеристика справедливости не подходит к оценке поступков героев притчи и, обобщая детские высказывания, знакомит с другой характеристикой понятия «справедливость»: ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ПО ЗАСЛУГАМ ( НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ) и вывешивает на доску.

ФИЗМИНУТКА.

Что нового узнали о справедливости?

Учитель предлагает посмотреть мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», но название фильма не указывает и обращается к детям: с какой целью будем смотреть?

После просмотра учитель задаёт вопросы:

По какому произведению создан мультфильм? Кто автор? Каков жанр произведения? Что особенного в баснях, как литературном жанре?

Учитель подводит детей к осознанию понятия: оценка поступков по заслугам может проявляться и в наказании.

Далее учитель просит детей отстраниться на время от басни и поступков героев и посмотреть на стрекозу и муравья, как на животных, которые являются частью природы.

Предлагает учащимся разбиться на две группы:

  • Кто считает, что Муравей прав в оценке поведения Стрекозы

  • Кто может Стрекозу за что –то оправдать

Учитель предлагает представителям каждой группы представить себя героями басни. Стрекозам даётся задание: сделайте так, чтобы муравьи к вам открылись душой, поняли вас, посочувствовали.

Учитель подводит детей к тому, что в жизни бывает очень тяжело судить по справедливости, и есть в этике МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

(вывешивается на доске табличка).

Какие уже узнали?

Учитель задаёт детям вопросы по басне и по заданию: встать на сторону одного из героев и знакомит с правилом справедливости: БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГОМУ, (ВЗГЛЯНУВ НА СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) и ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ) и вывешивает на доске.

Учитель предлагает поучаствовать экспромтом в сценке «В очереди на приёме к врачу».

С помощью данной сценки и активному участию детей учитель знакомит с ещё одним моральным правилом: СТРЕМИТЬСЯ НАЙТИ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УСТРОИТЬ ВСЕХ и вывешивается на доске.

Ещё раз вспоминая басню И. А. Крылова и участие в ситуации «Встань на сторону одного из героев», учитель знакомит детей с моральными правилами: СТРЕМЛЕНИЕ К БОРЬБЕ С ПОРОКАМИ И НЕДОСТАТКАМИ, А НЕ С ЛЮДЬМИ, У КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ и ПРИЗНАВАТЬ ПРАВОТУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, СОМНЕВАТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ПРАВОТЕ и фиксируются на доске.


Ответы детей: Медведь рассудил по справедливости: всем поровну. Каждый из героев вложил что – то для того, чтобы получить яблоко с дерева. Медведь тоже получил награду.

Притча наталкивает читателя на какую –то мысль, заставляет задуматься и самому сделать выводы для себя.

Дети слушают или читают.

Ответы детей.

Учащиеся, используя карточки на доске, легко называют две характеристики справедливости.

Ответы детей: Какое отношение имеет эта история к справедливости.

Учащиеся дают ответы, используя знания с урока литературного чтения.

Дети с помощью учителя подводятся к выводу, что стрекоза и муравей выполняют свою роль, которая определена им природой.

Учащиеся делятся на две группы и располагаются в разных частях класса.

Дети вступают в диалог друг с другом.

Характеристики справедливости – это в тоже время и правила справедливости.

Выбираются три участника сценки:

  • мама с ребёнком (ученица берёт куклу)

  • пожилая женщина (участнику или участнице предлагается платок)

  • молодой человек – спортсмен, который только что получил травму головы (ученику предлагается повязка на голову)

Каждый участник сценки в очереди может отстоять своё право на первенство на приём к врачу. И учащиеся в классе предлагают своё решение по предлагаемой проблеме и обосновывают свой выбор.

Дети вспоминают, какие мнения они высказывали и какие предложения у них были по обсуждаемой теме урока.

4.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Работа по учебнику.

Учитель акцентирует внимание учащихся на теме урока и цели.

Кто может сказать, что такое справедливость.

В дополнение к ответам детей учитель говорит о том, что справедливо поступать – это соблюдать моральные правила справедливости.

Использовали учебник на уроке?

Зачем используем учебник на уроке?

По выделенным словам в тексте по теме «Справедливость» (стр. 28 – 29) дети с помощью учителя обнаруживают, что основные моменты темы на уроке получены при совместной работе учителя и самих учащихся.

Где мы будем пользоваться полученными знаниями о справедливости и её моральных правилах в жизни.

Дети озвучивают.

Дети высказываются, используя подсказки на доске и примеры ситуаций с урока.

Нет.

Находим главную, важную информацию, сравниваем свои выводы с теми, которые представлены в учебнике.

Ответы детей: в жизни, при оценивании в школе, в играх, устанавливая правила, которые помогут справедливо давать оценку.

5.Домашнее задание.

В учебнике есть рубрика «Домашнее задание» стр. 29

Учащиеся определяют для себя, какие задания можно выполнить и выбирают по желанию.

6.Заключительная часть урока.

Нужен был вам сегодняшний урок? Почему?

Нужен. Узнали, что такое справедливость и что с ней связано. Помогут знания в жизни, и приводят пример: в играх. Этот урок учит, как относиться к другим и к себе.

Эти знания важны.

Оборудование:

  • Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. по системе «Школа России» и «Перспектива».

  • Мультфильм «Стрекоза и Муравей» по басне И. А. Крылова.

  • Притча «Кому за что платят»

Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи – это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам.

Кому за что платят

ОДИН РАБОТНИК зашел к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

— Правда, барин. Вроде сено.

— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

— Не знаю.

— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит:

— Барин! Точно, с Семеновских.

— А не знаешь, сено первого или второго укоса?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова:

— Барин! Первого укоса!

— А не знаешь, почем?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

— Барин! По пять рублей.

— А дешевле не отдают?

— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по пять рублей. Сторговались по три рубля за воз. Я их загнал во двор, и уже разгружают.

Барин обратился к первому работнику и спросил:

— Теперь ты понял, почему тебе платят пять копеек, а Ивану пять рублей?

  • Текст сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», где слово – тема урока скрыто от учащихся (закрасить штрихом, заклеить и т. п.)

  • Карточки

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОСТИ

РАВНОЕ ЗА РАВНОЕ (УРАВНИВАНИЕ)

ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ПО ЗАСЛУГАМ ( НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ)

БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГОМУ, (ВЗГЛЯНУВ НА СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) и ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ)

СТРЕМИТЬСЯ НАЙТИ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УСТРОИТЬ ВСЕХ

СТРЕМЛЕНИЕ К БОРЬБЕ С ПОРОКАМИ И НЕДОСТАТКАМИ, А НЕ С ЛЮДЬМИ, У КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ

ПРИЗНАВАТЬ ПРАВОТУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, СОМНЕВАТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ПРАВОТЕ

ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ)



  • Атрибуты для сценки: кукла, шаль, эластичный бинт с липкой лентой

Составлено и проведено

учителем первой квалификационной категории

МБОУ «Яснэгская сош»

Сапуновой О. А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Школа России» 4 класс iconТематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России»...
Программа: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина Литературное чтение Школа России. Концепция и программы для начальных...
Программа «Школа России» 4 класс iconАннотация 1 класс. Ос «Школа России»
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального...
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Программа «Школа России» 4 класс iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Программа «Школа России» 4 класс iconШикняева Елена Олеговна. Школа №579 Приморского района Санкт-Петербурга....
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа по предмету «Физическая культура» по предмету «Физическая...
Образовательной системы «Школа России». В основе авторская программа В. И. Ляха «Физическая культура» утвержденная мо РФ в соответствии...
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «цветновская средняя общеобразовательная школа»
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа по курсу «мир вокруг нас» 3 класс умк «школа россии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Программа «Школа России» 4 класс icon«Живая и неживая природа» 1 класс система Занкова Цели урока
Л. М. Зеленина и др. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 М.: Просвещение, 2008...
Программа «Школа России» 4 класс iconГ. Красноярск 10 класс, базовый уровень
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Программа «Школа России» 4 класс iconТема (для уроков обобщения из Окружающего мира 1 класс)
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Программа «Школа России» 4 класс iconВопросы для подготовки к итоговой работе по биологии. 7 класс
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы...
Программа «Школа России» 4 класс iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения
Охватывает все направления воспитания ребенка. В детскую организацию «Школьная республика» входят 3 объединения «Семицветик» 2-4...
Программа «Школа России» 4 класс iconРабочая программа Предмет литературное чтение Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом Минобрнауки России от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск