Урок по курсу ОРКСЭ (Основы светской этики)
Программа «Школа России»
4 класс
декабрь 2012 года
Тема: Справедливость
Цели:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по усвоению такого понятия, как справедливость, и совместно с учащимися вывести моральные правила справедливого человека; способствовать получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым моральным ценностям
Развивающие: создать условия для включения учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование такого понятия, как справедливость; способствовать формированию, через проблемную ситуацию, умения самостоятельно делать моральный выбор в реальной жизненной ситуации и давать правовую оценку поступкам людей и собственных действий;
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных чувств, таких, как справедливость, а также эмоциональная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, которые имеют пороки и недостатки; формированию представлений об этических идеалах и ценностях;
Формирование ОУУН:
Учебно – коммуникативные: умение договариваться при совместном обсуждении, умение аргументировать свое мнение, умение построить монолог по заданной теме, умение вступать в диалог, умение давать оценку своим поступкам и поступкам других людей с позиции общечеловеческих ценностей
Учебно – логические: умение переносить знания с одного предмета на другой, умение формулировать выводы
Учебно – управленческие: умение определять и удерживать цель на протяжении всего работы
Учебно – рефлексивные: умение соотносить результат с целью, задачей деятельности на уроке
Конспект урока:
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Определение темы урока.
| Учитель предлагает учащимся разделиться на небольшие группы. Предлагается текст сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», в котором слово, являющееся темой урока заштриховано и поставлены знаки вопроса.
Тема вывешивается на доску: СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
| Дети работают в группах:
знакомятся с текстом, вспоминают, что он им знаком и догадываются или вспоминают заштрихованное слово – справедливость.
| 2.Целеполагание.
| Тему определили. Какова же цель урока?
Учитель фиксирует на доске: ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Учитель предлагает задуматься над значимостью данной цели урока для учащихся.
| Ответы учащихся узнать, понять, что такое справедливость.
Учащиеся говорят о необходимости для них этой темы и задачи урока.
| 3.Основная часть урока.
| Учитель задают вопросы по содержанию сказки: что значит по справедливости?
Учитель, использую ответы учащихся, знакомит с одной из характеристик понятия «справедливость»:
РАВНОЕ ЗА РАВНОЕ (УРАВНИВАНИЕ) и вывешивает на доску.
Учитель актуализирует знания по притчам: что особенного в этом жанре.
Предлагает послушать притчу «Кому за что платят» и задуматься, на какие мысли она наталкивает.
С какой целью слушали?
Как называлась притча?
На какие мысли натолкнула притча?
Учитель приводит детей к выводу о том, что первая характеристика справедливости не подходит к оценке поступков героев притчи и, обобщая детские высказывания, знакомит с другой характеристикой понятия «справедливость»: ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ПО ЗАСЛУГАМ ( НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ) и вывешивает на доску.
ФИЗМИНУТКА.
Что нового узнали о справедливости?
Учитель предлагает посмотреть мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», но название фильма не указывает и обращается к детям: с какой целью будем смотреть?
После просмотра учитель задаёт вопросы:
По какому произведению создан мультфильм? Кто автор? Каков жанр произведения? Что особенного в баснях, как литературном жанре?
Учитель подводит детей к осознанию понятия: оценка поступков по заслугам может проявляться и в наказании.
Далее учитель просит детей отстраниться на время от басни и поступков героев и посмотреть на стрекозу и муравья, как на животных, которые являются частью природы.
Предлагает учащимся разбиться на две группы:
Кто считает, что Муравей прав в оценке поведения Стрекозы
Кто может Стрекозу за что –то оправдать
Учитель предлагает представителям каждой группы представить себя героями басни. Стрекозам даётся задание: сделайте так, чтобы муравьи к вам открылись душой, поняли вас, посочувствовали.
Учитель подводит детей к тому, что в жизни бывает очень тяжело судить по справедливости, и есть в этике МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
(вывешивается на доске табличка).
Какие уже узнали?
Учитель задаёт детям вопросы по басне и по заданию: встать на сторону одного из героев и знакомит с правилом справедливости: БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГОМУ, (ВЗГЛЯНУВ НА СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) и ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ) и вывешивает на доске.
Учитель предлагает поучаствовать экспромтом в сценке «В очереди на приёме к врачу».
С помощью данной сценки и активному участию детей учитель знакомит с ещё одним моральным правилом: СТРЕМИТЬСЯ НАЙТИ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УСТРОИТЬ ВСЕХ и вывешивается на доске.
Ещё раз вспоминая басню И. А. Крылова и участие в ситуации «Встань на сторону одного из героев», учитель знакомит детей с моральными правилами: СТРЕМЛЕНИЕ К БОРЬБЕ С ПОРОКАМИ И НЕДОСТАТКАМИ, А НЕ С ЛЮДЬМИ, У КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ и ПРИЗНАВАТЬ ПРАВОТУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, СОМНЕВАТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ПРАВОТЕ и фиксируются на доске.
| Ответы детей: Медведь рассудил по справедливости: всем поровну. Каждый из героев вложил что – то для того, чтобы получить яблоко с дерева. Медведь тоже получил награду.
Притча наталкивает читателя на какую –то мысль, заставляет задуматься и самому сделать выводы для себя.
Дети слушают или читают.
Ответы детей.
Учащиеся, используя карточки на доске, легко называют две характеристики справедливости.
Ответы детей: Какое отношение имеет эта история к справедливости.
Учащиеся дают ответы, используя знания с урока литературного чтения.
Дети с помощью учителя подводятся к выводу, что стрекоза и муравей выполняют свою роль, которая определена им природой.
Учащиеся делятся на две группы и располагаются в разных частях класса.
Дети вступают в диалог друг с другом.
Характеристики справедливости – это в тоже время и правила справедливости.
Выбираются три участника сценки:
мама с ребёнком (ученица берёт куклу)
пожилая женщина (участнику или участнице предлагается платок)
молодой человек – спортсмен, который только что получил травму головы (ученику предлагается повязка на голову)
Каждый участник сценки в очереди может отстоять своё право на первенство на приём к врачу. И учащиеся в классе предлагают своё решение по предлагаемой проблеме и обосновывают свой выбор.
Дети вспоминают, какие мнения они высказывали и какие предложения у них были по обсуждаемой теме урока.
| 4.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Работа по учебнику.
| Учитель акцентирует внимание учащихся на теме урока и цели.
Кто может сказать, что такое справедливость.
В дополнение к ответам детей учитель говорит о том, что справедливо поступать – это соблюдать моральные правила справедливости.
Использовали учебник на уроке?
Зачем используем учебник на уроке?
По выделенным словам в тексте по теме «Справедливость» (стр. 28 – 29) дети с помощью учителя обнаруживают, что основные моменты темы на уроке получены при совместной работе учителя и самих учащихся.
Где мы будем пользоваться полученными знаниями о справедливости и её моральных правилах в жизни.
| Дети озвучивают.
Дети высказываются, используя подсказки на доске и примеры ситуаций с урока.
Нет.
Находим главную, важную информацию, сравниваем свои выводы с теми, которые представлены в учебнике.
Ответы детей: в жизни, при оценивании в школе, в играх, устанавливая правила, которые помогут справедливо давать оценку.
| 5.Домашнее задание.
| В учебнике есть рубрика «Домашнее задание» стр. 29
| Учащиеся определяют для себя, какие задания можно выполнить и выбирают по желанию.
| 6.Заключительная часть урока.
| Нужен был вам сегодняшний урок? Почему?
| Нужен. Узнали, что такое справедливость и что с ней связано. Помогут знания в жизни, и приводят пример: в играх. Этот урок учит, как относиться к другим и к себе.
Эти знания важны.
| Оборудование:
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. по системе «Школа России» и «Перспектива».
Мультфильм «Стрекоза и Муравей» по басне И. А. Крылова.
Притча «Кому за что платят»
Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи – это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам.
Кому за что платят
ОДИН РАБОТНИК зашел к барину и говорит:
— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?
Барин смотрит в окно и говорит:
— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка посмотри.
Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.
Пошел работник. Снова входит:
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!
Вышел работник. Возвращается снова:
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, почем?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.
Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.
В этот момент входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по пять рублей. Сторговались по три рубля за воз. Я их загнал во двор, и уже разгружают.
Барин обратился к первому работнику и спросил:
— Теперь ты понял, почему тебе платят пять копеек, а Ивану пять рублей?
Текст сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», где слово – тема урока скрыто от учащихся (закрасить штрихом, заклеить и т. п.)
Карточки
-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
| ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
| МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОСТИ
| РАВНОЕ ЗА РАВНОЕ (УРАВНИВАНИЕ)
| ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ПО ЗАСЛУГАМ ( НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ)
| БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГОМУ, (ВЗГЛЯНУВ НА СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) и ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ)
| СТРЕМИТЬСЯ НАЙТИ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УСТРОИТЬ ВСЕХ
| СТРЕМЛЕНИЕ К БОРЬБЕ С ПОРОКАМИ И НЕДОСТАТКАМИ, А НЕ С ЛЮДЬМИ, У КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ
| ПРИЗНАВАТЬ ПРАВОТУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, СОМНЕВАТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ПРАВОТЕ
| ИЗБЕГАТЬ ЗЛА (УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ, ОБМАН, НАСИЛИЕ)
|
Атрибуты для сценки: кукла, шаль, эластичный бинт с липкой лентой
Составлено и проведено
учителем первой квалификационной категории
МБОУ «Яснэгская сош»
Сапуновой О. А. |