План-конспект занятия
Класс 2г Дата 18 октября 2007г.
Ученица: Чаплыгина Маша
Тема: Парные согласные по звонкости-глухости. Дифференциация Ж-Ш.
Цели и задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
Учить различать парные согласные по звонкости-глухости и правильно употреблять их в письменной речи.
Формировать умение развёрнуто отвечать на вопросы.
Учить различению голосов разных дикторов.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т.д.) путём слуховой тренировки.
Развивать слуховую дифференциацию Ж-Ш.
Коррекция операций мыслительной деятельности (восприятие и воспроизведение) через упражнения с использованием речевого материала (слова, словосочетания, фразы).
Осуществление контроля над произношением с помощью приёмов беглой коррекции.
Работать над расширением активного словаря через ознакомление с новыми словами.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
Поддерживать в течение всего занятия уверенность в себе и своей успешности.
Чередовать виды деятельности на занятии (слушание, чтение-понимание, говорение, письмо, самостоятельная работа).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Развивать навыки самоконтроля над произношением.
Развивать у ученицы потребность в речевом общении, через формирование умения развёрнуто отвечать на вопросы и создание ситуации успешности.
Оборудование:
таблички с буквами, слогами, словами, фразами, предложениями;
наушники;
ПК;
CD диски с программами «Фраза», ПМК «Семейный наставник. Русский язык. 2 класс».
Содержание работы
| Учебные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие и воспитательные цели и задачи
| Организационный момент.
- Здравствуй, Маша.
- Как ты слышишь? Как ты себя чувствуешь? Какое настроение?
- Взять друг друга за руки, посмотреть в глаза. Установка: «Слушай внимательно, думай, и всё у тебя получится!»
- Посмотри на жёлтый цвет, сосредоточься.
- Какую тему вы сейчас изучаете по русскому языку?
- Мы сегодня будем слушать, правильно произносить и употреблять слова, словосочетания и предложения с парными согласными.
- Посмотри и назови парные по звонкости-глухости согласные звуки парами (Табличка с парными согласными, где выделена пара Ж-Ш) (как ты думаешь, слова с какими буквами будут чаще всего встречаться нам на занятии?).
- Правильно, мы сегодня будем учиться различать в речи согласные Ж и Ш.
| Создание заинтересованности, позитивного настроя на общение с учителем, конструктивное сотруд-ничество.
Активизация мозговой деятельности.
Различение материала разговорного характера.
Беглая коррекция при неправильном произношении.
Развитие умения анализировать и делать выводы.
| Речевая зарядка с использованием фонетической ритмики.
Смотри на меня и делай как я (упражнения Ш и Ж), почувствуй, как произносятся звуки.
Дадим характеристику этим звукам (по схеме Оли К.)
Карточки вклеить в тетрадь.
Игра «Эхо».
1) Слушай внимательно и повторяй за мной.
Жа — ша, ша — жа, жа — жа — ша, ша — жа — ша, жа — ша
Жа — ша — жа — ша, ша — жа — жа — ша, жу — шу — щу — жу.
2) Прочитай слоговые дорожки, какой слог в последней дорожке лишний?
Вычленение звука из речевого материала.
а) Назови первый звук в словах и подними карточку с нужной буквой:
Шум, жук, шарф, жираф, шиповник, жара, школа, шнур, желудь, шишка, животное, шмель, жаворонок.
б) Игра «Хлоп-топ». Услышишь Ш – топни, Ж хлопни.
Шуба, жар, каша, жизнь, шорты, жимолость, малыш, лужа, шайба, кража.
в) Сколько раз в стихотворении встретился звук Ж?
Выложи столько фишек, сколько услышишь звук Ж.
Жизнь природы интересна,
Много в ней нам не известно.
Почему у рыбы — жабры?
Почему в болоте жабы? (3)
г) Выложи столько фишек, сколько услышишь звук Ш.
Щедр к шипящим наш язык:
Шоколад, щербет, шашлык,
Шея, шарф, щека и шерсть,
Шапка, шубка, цифра шесть. (11)
Если Маша не справилась с заданием с первого раза, выложить перед ней таблички со стихами и повторить задание.
Можно предложить карточку со словами (выбери – будешь определять на слух или возьмешь карточку).
Промежуточный контроль усвоения знаний по теме.
Чем отличаются звуки Ж и Ш?
Зачем надо уметь различать эти звуки и буквы, которые их обозначают? (Чтобы правильно писать).
Закрепим наши знания на практике.
Тренажёр «Фраза»..!! Читай сама, проверочное слово подбираем вместе.
| Работа над правильным произношением.
Восприятие речи учителя на слуховой основе.
Восприятие на слух и выделение звука из речевого материала. *Слухо-зрительное восприятие речевого материала.
* Восприятие на слух и выполнение инструкции учителя.
Формирование умения отвечать на вопросы, вести диалог с учителем. Упражнение в примене-нии полученных навы-ков на практике.
|
Физкультминутка.
1) Зарядка для глаз. Движения глазами из стороны в сторону, 5 раз, затем сильно зажмуриться а потом сильно удивиться.
2)Интонационное упражнение + динамическая пауза.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
| * Развитие слухового восприятия с использованием элементов фонетической ритмики.
| Игра с мячом.
Звук Ж – хитрый смышлёный звук. Он поможет нам сделать из большого предмета маленький: флаг – флажок, снег -…, берег - …, друг - …, рог - …Т.Н.Х., сапог - …, стог - …Т.Н.П., утюг - …, порог - …, О.В.
А теперь превратим 1 предмет во много: нож - …, ёж - …, морж - …, гараж, экипаж - …
Проверка усвоения знаний по теме.
а) Игра-диктант
Послушай внимательно, скажи, кто говорил и вставь букву в слово (дикторы говорят, Маша слушает, стоя спиной, затем угадывает, кто говорил и что, берёт карточку и вставляет букву. После каждого ответа Маша отодвигается дальше от говорящих).
О.В.: СЕРЫЙ ЁЖ
Т.Н.: ВЕСЁЛЫЙ ЕРАЛАШ
Н.С.: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ
Т.Н.: ЛЕСНОЙ ШАЛАШ
Молодец! Ты научилась правильно вставлять нужную букву в слово!
б) В диктанте буква может стоять и в середине слова. ПМК «Семейный наставник». Диктант № 9.
Надень наушники и внимательно слушай! В словах вставь пропущенную букву.
| * Восприятие речевого материала на слух.
*Слуховая тренировка.
Эмоциональная разрядка.
Использование игровых форм работы.
Использование ПК.
Расширение активного словаря.
| 7. РЕЗЕРВ! Играем вместе. Игра –рассуждение «Всего одна буква».
А теперь повтори за мной два слова шар – жар .
Чем они отличаются? Что такое Шар? …жар? Всего одна буква в начале, а какие разные значения! Составь короткое предложение со словами. Моё предложение. У маленького Вани был сильный жар.
Шаль – жаль. Сравнить. Моё предложение Жаль, что подходит к концу наш урок.
Я прочитаю стихи, а если что-то перепутаю, ты меня исправь.
С другом мы играли в чашки
Пили чай из белой … шашки. На неё упала … мышка! И наряды куклам … мыли!
Горько плачет бедный шарик,
Улетел воздушный …Гарик.
| Итог занятия.
Скажи, что было самым интересным на занятии?
Что было самым трудным?
Ты всё сегодня поняла?
Как ты себя чувствуешь? Всё это, если останется время.
Наше занятие подошло к концу. Оцени свою работу. Тебе помогут вот эти карточки. Прочитай и выбери одну из них.
Если девочка недооценивает или переоценивает свои достижения, посчитать задания и смайлики, которые она получила за каждое успешно пройденный этап занятия.
| Развитие умения четко сформулировать и выразить словами свои мысли.
Рефлексия.
| Домашнее задание.
Выборочный диктант.
Выпиши слова с буквами Ж, Ш в середине слова, объясни их правописание.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали ёлочные игрушки. Петя Сёмушкин сделал шесть флажков.
Подчеркни незнакомые слова и объясни их значение (вместе с мамой).
| Самостоятельное закрепление материала.
| Примечание: значком * выделены цели и задачи, направленные на развитие слухового восприятия. Литература: 1. Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.П. Обухова Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов, и родителей. М., ООО «5 за знания», 2005, стр. 38-45.
2. Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации» стр. 44-45
3. Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. Практикум по работе со слабослышащими детьми. М., «Учебная литература», 1997, стр.372-373.
4. Л.П. Назарова, Методика развития слухового восприятия. М. Владос, 2005, стр. 63-65.
5. Е.З. Яхнина, Методика обучения произношению. Лекционный материал. 2002.
!
| Очень хорошо работала на занятии!
|
| Хорошо работала на занятии!
| +
| Были трудности. Справилась.
| !
| Очень хорошо работал на занятии!
|
| Хорошо работал на занятии!
| +
| Были трудности. Справился.
| Приложение к конспекту занятия
Жизнь природы интересна,
Много в ней нам не известно.
Почему у рыбы — жабры?
Почему в болоте жабы? Щедр к шипящим наш язык:
Шоколад, щербет, шашлык,
Шея, шарф, щека и шерсть,
Шапка, шубка, цифра шесть.
жа — ша
|
| ша — жа
|
| жа — жа — ша
|
| ша — жа — ша
|
| жа — ша
|
| жа — ша — жа — ша
|
| ша — жа — жа — ша
|
| жу — шу — щу — жу
|
| Шум, жук, шарф, жираф, шиповник, жара, школа, шнур, жёлудь, шишка, животное, шмель, жаворонок.
|
| стрижи – стриж
| Исправь ошибки у нерадивого ученика и объясни ему написание слов.
Мишка, чертеж, мыжка, варешка, подрушка, клюшка, морж, сапошки, у петушка, орешки, шижка, лягушка, снешки, чиж, рубажка.
Подсказка: ошибки допущены в 7 словах.
|
| серый ё…
|
| верхний эта…
|
| весёлый «Ерала…»
|
| лесной шала…
|
| серый ё…
|
| верхний эта…
|
| весёлый «Ерала…»
|
| лесной шала…
|
|
| Ш
| Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш___.
|
|
| Ж
| Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении ж________.
|
|
| Ш
| Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш___.
|
|
| Ж
| Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении ж________.
|
|
| Ш
| Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш___.
|
|
| Ж
| Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении ж________.
|
| Домашнее задание.
Выборочный диктант.
Выпиши слова с буквами Ж, Ш в середине слова, объясни их правописание.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали ёлочные игрушки. Петя Сёмушкин сделал шесть флажков.
Подчеркни незнакомые слова и объясни их значение (вместе с мамой).
|
Домашнее задание.
Выборочный диктант.
Выпиши слова с буквами Ж, Ш в середине слова, объясни их правописание.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали ёлочные игрушки. Петя Сёмушкин сделал шесть флажков.
Подчеркни незнакомые слова и объясни их значение (вместе с мамой).
|
Домашнее задание.
Выборочный диктант.
Выпиши слова с буквами Ж, Ш в середине слова, объясни их правописание.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали ёлочные игрушки. Петя Сёмушкин сделал шесть флажков.
Подчеркни незнакомые слова и объясни их значение (вместе с мамой).
|
Игра «Хлоп-топ».
Услышишь Ш – топни, Ж хлопни.
| Шуба, жар, каша, жизнь, шорты,
жимолость, малыш, лужа, шайба,
кража.
|
Звук Ж – хитрый смышлёный звук. Он поможет нам сделать из большого предмета маленький:
флаг – флажок,
рог (Т.Н.Х.) –
снег –
берег –
стог (Т.Н.П.) –
друг –
порог (О.В.) –
сапог –
утюг –
| А теперь превратим 1 предмет во много:
нож
ёж
морж
гараж
этаж
|
Шар – жар. Шаль – жаль.
| С другом мы играли в чашки
Пили чай из белой … шашки. Вылезла из норки шишка,
На неё упала … мышка! Мы с сестрой посуду шили
И наряды куклам … мыли! Горько плачет бедный шарик,
Улетел воздушный …Гарик.
| |