Кафедра методики начального образования





Скачать 293.07 Kb.
НазваниеКафедра методики начального образования
страница1/4
Дата публикации14.10.2013
Размер293.07 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра методики начального образования
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

Теория и методика музыкального воспитания
Программа учебной дисциплины федерального компонента специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

(Заочная форма обучения)

Составитель : Арябкина И.В. д.п.н., профессор

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №676 пед/сп от 31.01.2005 г. и в соответствии с учебным планом.

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины


ДПП.Ф.13

Теория и методика музыкального воспитания

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства, его виды. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

260

часов


Актуальность дисциплины определяется тем, что в процессе проводимой в настоящее время образовательной реформы особое внимание следует обратить и на дальнейшее совершенствование форм и методов эстетического и, в частности, музыкально-эстетического воспитания.

Любовь к прекрасному, уважение к серьёзному искусству, хороший вкус, а затем и стремление самому творить и беречь красоту необходимо вырабатывать в детях с ранних лет. Прежде всего, нужно учить слушать музыку, уважать те музыкальные явления, которые на первый взгляд кажутся не совсем понятными, так как восприятие музыки, как известно,-основа музыкально-эстетического воспитания, его фундамент. Музыкальное восприятие - это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. «Активное восприятие музыки-основа музыкального воспитания в целом»,-писал Д.Б.Кабалевский. Известный венгерский композитор Ф. Лист дал ёмкую трактовку понятия: «Восприятие музыки - это познание самого себя». Именно поэтому целесообразно начать работу по Методике музыкального воспитания со студентами-будущими учителями начальных классов с воспитания у них активного восприятия музыки, психологическими механизмами которого являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, сформированность способности к творчеству. В процессе лекций и практических занятий студентам необходимо приобрести основные знания, умения, навыки, касающиеся разнообразных аспектов теории и методики музыкального воспитания, роли разнообразных видов музыкальной деятельности в процессе формирования музыкально-эстетической культуры у младших школьников.

Важнейшими составляющими занятий по теории и методике музыкального воспитания являются восприятие музыки, хоровое пение и музыкально-ритмические движения. На лекциях и семинарских занятиях необходимо познакомить студентов с основными приемами, законами, методологическими, психологическими основами данных видов музыкальной деятельности. Особое внимание уделяется методическим особенностям организации разнообразных видов музыкальной деятельности на уроках музыки и во внеурочной музыкальной работе в современной начальной школе.

Осознанная музыкальная деятельность невозможна без изучения музыкальной грамоты. Именно поэтому на занятиях должно уделяться большое внимание изучению музыкальной грамоты и методики ее преподавания в младших классах общеобразовательной школы.

Значение музыкально-эстетического воспитания в современной образовательной системе трудно переоценить, в связи с чем актуализируется проблема повышения музыкально-педагогической и культурно-эстетической компетентности будущих учителей начальных классов.





Цели и задачи дисциплины
Курс «Теория и методика музыкального воспитания» направлен на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Искусство». Главной целью дисциплины является формирование у будущих учителей начальных классов комплекса знаний, умений, навыков по теории и методике музыкального воспитания младших школьников, его методологическим основам, а также повышение уровня мотивации у студентов к собственному эстетическому саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. При этом важно решить комплекс задач, к числу которых относятся:

1.Формирование у студентов активного аналитического восприятия музыки, психологическими механизмами которого являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, сформированность способности к творчеству.

2. Приобретение знаний, умений, навыков, касающихся разнообразных аспектов теории и методики музыкального воспитания, роли разнообразных видов музыкальной деятельности в процессе формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников.

3.Овладение основными вокально-хоровыми навыками, а также приемами, законами, методологическими, психологическими и методическими основами различных видов музыкальной деятельности.

4.Овладение навыками рефлексии и самоанализа при постоянном общении с разнообразными музыкально-эстетическими объектами.

5.Вооружение будущих учителей начальных классов диагностическими и развивающими методиками, необходимыми при работе по формированию музыкально-эстетической культуры младших школьников. Акцент при этом делается на коррекционные возможности искусства, «погружение» в которое позволяет социально адаптироваться к жизни, творчески реализоваться ребенку с тем или иным отклонением в психическом или физическом состоянии или развитии.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен знать:

-теоретические и методологические основы важнейших компонентов музыкальной деятельности детей (восприятия (слушания) музыки, хорового пения, музыкальной грамоты, музыкально-ритмических движений, импровизации и творческого музицирования),

-свободно ориентироваться в программе по слушанию музыки для начальных классов общеобразовательной школы (с этой целью в середине и конце учебного года проводятся музыкальные викторины);

-различные подходы к организации музыкального образования в истории развития педагогической науки и практики;

-разнообразные современные методологические и методические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников;

-психологические и дидактические основы музыкальной деятельности, ее роль в общем развитии личности ребенка младшего школьного возраста;

-особенности различных программ по предмету «Музыка» для начальной школы;

-методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по музыкально-эстетическому воспитанию;

уметь:

-пользоваться методической литературой, монографиями, справочниками, фонохрестоматиями с целью подготовки к музыкальным викторинам и для составления конспектов к урокам музыки в начальной школе;

- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, образованности и воспитанности детей;

-организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования общественно значимых компетенций младших школьников;

-исполнять произведения из хорового репертуара для начальных классов общеобразовательной школы и организовать их разучивание с младшими школьниками;

- пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- разрабатывать структуру урока музыки и внеклассного мероприятия;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков музыки и внеклассных мероприятий;

- определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности;

владеть:

- современными педагогическими технологиями организации музыкально-эстетического образования младших школьников;

- приёмами развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки;

- системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников;

- всевозможными практическими приемами художественной деятельности;

- методами организации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в системе музыкально-эстетической деятельности;

- системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина изучается на 5-ом курсе в 9-ом и 10 семестрах. Программой предусматриваются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, итоговый контроль в форме зачёта в 10 семестре.


Вид учебной работы

Семестр (9-10)

Общая трудоёмкость дисциплины

(в академических часах)

260

Аудиторные занятия

28

Лекции

16

Практические (семинарские)

12

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

232







Вид итогового контроля

3ачёт (10 семестр)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра методики начального образования iconПедагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций...
Фгбоу впо «Забайкальский государственный университет», кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, заведующий...
Кафедра методики начального образования iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Кафедра методики начального образования iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Кафедра методики начального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основы теории текста», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Теория и практика обучения грамоте», «Концепции...
Кафедра методики начального образования iconДополнительного профессионального образования «институт развития...
К преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта
Кафедра методики начального образования iconКафедра литературы Учебные дисциплины, по которым кафедра обеспечивает учебный процесс
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Кафедра методики начального образования iconГаоу дпо «институт развития образования рт» кафедра методики преподавания...
Республиканская научно-практическая конференция для школьников им. Льва николаевича толстого
Кафедра методики начального образования iconИнформационная справка
Кафедра: теории и методики физической культуры и спорта, e-mail
Кафедра методики начального образования iconПроекта
Д. И. Менделеева, кафедра информатики, теории и методики обучения информатике, ведущий доцент
Кафедра методики начального образования iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Кафедра методики начального образования iconА / темы / урока
Региональной рабочей программы по биологии. 8-9 класс (кафедра методики преподавания миоо)
Кафедра методики начального образования iconА / темы / урока
Региональной рабочей программы по биологии. 8-9 класс (кафедра методики преподавания миоо)
Кафедра методики начального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и система управления кафедрой теории и методики начального образования 8
Кафедра методики начального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Спортивные сооружения»
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Кафедра методики начального образования iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Кафедра методики начального образования icon1. Общие сведения. Кафедра: Теории и методики гимнастики
Оздоровительная аэробика с элементами восточных видов единоборства (Martial Arts)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск