Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации28.10.2013
Размер0.85 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


______________________________________________________________

Кафедра связей с общественностью и журналистики

3,7 п.л.

КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Одобрено УМС факультета

Социальных технологий

Протокол № ____

«___» ___________20__г.

Председатель____________________


Учебно-методический комплекс

для специальности

030602 – Cвязи с общественностью


Согласовано

Учебно-методическое

управление РГТЭУ

« » ___________2010 г.

Рекомендовано кафедрой

Протокол № ______

« » ____________ 20__ г.

Зав. кафедрой_____________



Москва 2011


Автор-составитель: к.псх.н. Славнова Татьяна Оскаровна
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030602 Связи с общественностью.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………...………

4

  1. Требования к уровню освоения дисциплины ..……….…..….…

6

  1. Объем дисциплины ………………………………………………....

7

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………..….......

7

    1. Распределение часов по темам и видам учебной работы ...

7

  1. Содержание курса …………………………………………..…..…..

10

  1. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий, игровых упражнений ………………………………....

14

  1. Лабораторные работы (лабораторный практикум) …………........

19

  1. Задания для самостоятельной работы студентов ……………….

20

  1. Тематика эссе и методические указания по их выполнению …….

23

  1. Вопросы для подготовки к зачету ……………..………………....

27

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………….….

29

    1. Литература ………………………………………….……..….

29

    1. Методическое обеспечение дисциплины ………….……....

32

    1. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ………………………………………..…………


32

  1. Глоссарий ……………………………………………………….…..

34

Приложения ...…………………………..…………………….……..

39















  1. Цели и задачи дисциплины


Дисциплина «Коммуникационный менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.

Изучение «Коммуникационного менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Основы теории коммуникации», «Конфликтология», «Теория и практика связей с общественностью», «Современный менеджмент», «Имиджелогия».

В свою очередь, «Коммуникационный менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как «Акмеолого-профессиональное развитие специалиста по связям с общественностью», «Организация работы отдела по связям с общественностью», «Корпоративная культура в системе связей с общественностью» и др.

Выписка из образовательного стандарта:

Суть коммуникационного менеджмента, сфера его применения, характеристика основных участников. Коммуникационный менеджмент как процесс: постановка цели, сбор, анализ и обработка управленческой информации, выявление альтернатив по решению задач, стратегическое планирование, выбор аудиторий и средств коммуникации, организация работ по реализации планов, мотивация участников, контроль результатов, сбор и анализ информации по предварительным итогам работы по реализации планов, формирование бюджета, оценка эффективности и результата.

Особенности коммуникационного менеджмента при подборе и приеме кадров и их адаптации, повышении квалификации, продвижении по службе, увольнении сотрудников. Работа с персоналом в кризисных ситуациях, разрешение конфликтов в рабочих коллективах.

Этнопсихологические особенности управления в многонациональных коллективах, оценка эффективности управления персоналом. Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, инвесторами, конкурентами, обществом, в мезо-среде фирмы, во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.

Связи с общественностью в государственных организациях, лоббизм, развитие форм работы с общественностью, в политических и общественных организациях. Управление политическим и социальным маркетингом.

Особенность коммуникационного менеджмента в международной деятельности. Эффективность и пути повышения совместной деятельности специалистов по связям с общественностью и их клиентов и агентств.
Целью курса является формирование у студентов системы знаний и целостного представления о сущности коммуникационного менеджмента, как одного из инновационных видов управленческой деятельности по изучению, проектированию, формированию и развитию коммуникационных систем (организации, проекта, бренда, личности и т.д.).

Задачи курса:

  1. Определение места, роли и функций коммуникационного менеджмента в структуре современного научного знания и практической деятельности.

  2. Изучение методик коммуникационного менеджмента и технологии проведения коммуникационного  исследования.

  3. Рассмотрение специфических моделей взаимодействий между субъектами коммуникаций.

  4. Поиск эффективных методов разрешения коммуникационных конфликтов.

  5. Оценка разнообразия коммуникационных технологий.

  6. Применение концептуальных основ коммуникационного менеджмента к различным сферам PR-деятельности.



Курс является практически ориентированным. Основной формой обучения являются занятия комбинированного типа, которые помимо теоретической части включают в себя открытые дискуссии по основополагающим проблемам коммуникационного менеджмента, а также по особенностям коммуникационной деятельности конкретных организаций.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины


Специалисты, после изучения курса должны будут:

иметь представление:

  • о понятии, концептуальных основах и сферах применения коммуникационного менеджмента;

  • о совокупности способов, методов, средств воздействия на коммуникационные процессы в организации, мотивировании поведения людей к творческой деятельности

знать:

  • теорию коммуникационных процессов и их значение в современном обществе;

  • специфику коммуникационных технологий общества, субъектов коммуникационной среды и отдельных социальных групп;

  • основы управленческой деятельности как процесса коммуникаций;

  • современные коммуникативные технологии;

  • основные направления прикладных исследований в коммуникационном менеджменте;

уметь:

  • проводить оценку проблемной ситуации в области коммуникационного менеджмента, выстраивать стратегию коммуникационного действия и находить методы решения коммуникационных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, политических, социальных и т. д.);

  • разрабатывать и внедрять инновационные методы решения коммуникативных проблем и получать оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования мотивационных ресурсов;

  • прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений в сфере коммуникационного менеджмента, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, так и решение институциональных задач,

а также приобрести навыки прикладного анализа коммуникационных процессов и коммуникативного пространства;

и овладеть:

  • основами научного анализа и прогнозирования различных явлений в управлении коммуникациями;

  • механизмами коммуникативного, когнитивного и семиотического воздействия на субъектов коммуникации.




  1. Объем дисциплины

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров


VIII

X

Аудиторные занятия:


64

8

лекции

34

6

практические и семинарские занятия

30

2

Самостоятельная работа


26

82

Всего часов на дисциплину

90

90

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)




контрольная работа - X семестр

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

зачет – VIII семестр

зачет – X семестр



    1. Распределение часов по темам и видам учебной работы


Форма обучения очная




п/п


Наименование тем


Всего (часов)

Аудит. занятия (час.),

в том числе

Самостоя-тельная работа (час.)

лекции

семинары, практичес-кие занятия

1

Предмет и содержание коммуникационного менеджмента.

6

4

2

2

2

Позиционное представление коммуникационного менеджмента.

14

4

2

4

3

Организационные отноше-ния в коммуникациионном менеджменте.

10

4

6

2

4

Технологии коммуникацион-ного менеджмента.

8

4

2

2

5

Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации.

6

2

2

2

6

Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации.

6

2

2

2

7

Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни.

6

2

2

2

8

Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления.

10

4

4

2

9

Деловая коммуникационная деятельность и общение.

6

2

2

2

10

Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента

6

2

2

2

11

Коммуникационный самоменеджмент

6

2

2

2

12

Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации.

6

2

2

2

ИТОГО:

90

34

30

26


Форма обучения заочная



№ п/п


Наименование тем


Всего (часов)

Аудит. занятия (час.),

в том числе

Самостоя-тельная работа (час.)

лекции

семинары, практичес-кие занятия

1

Предмет и содержание коммуникационного менеджмента.

19

1

0

8

2

Позиционное представление коммуникационного менеджмента.

0

10

3

Организационные отноше-ния в коммуникациионном менеджменте.

16

1

0

6

4

Технологии коммуникацион-ного менеджмента.

1

8

5

Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации.

13

1

0

6

6

Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации.

0

6

7

Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни.

9

1

0

8

8

Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления.

14

1

0

6

9

Деловая коммуникационная деятельность и общение.

1

6

10

Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента

19

1

0

6

11

Коммуникационный самоменеджмент

0

6

12

Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации.

0

6

ИТОГО:

90

6

2

82



  1. Содержание курса


Тема 1. Предмет и содержание коммуникационного менеджмента.

Понятие «коммуникация» и «коммуникации». Предмет и объект теории коммуникации. Классификация коммуникации. Место и роль деловой коммуникации в управлении персоналом. Коммуникационный менеджмент и коммуникационная политика.

Литература:

[1; 3; 7; 12; 15; 16]

Тема 2. Позиционное представление коммуникационного менеджмента.

Гуманитарный смысл коммуникационного менеджмента. Прикладная и целевая направленность коммуникационного менеджмента.

Литература:

[1; 7; 12; 15; 16; 21]

Тема. 3 Организационные отношения в коммуникационном менеджменте.

Модели коммуникаций: действие, взаимодействие, процесс. Основные этапы коммуникационного процесса в организации. Обратная связь в коммуникации. Коммуникатор: индивидуальный и институциональный аспекты деятельности. Виды, формы и стили коммуникатора. Коммуникативное пространство.

Литература:

[1; 5; 11; 19; 22; 23]
Тема 4. Технологии коммуникационного менеджмента.

Коммуникационная структура организации. Анализ коммуникационной ситуации. Формы и методы организационных коммуникаций: устная, письменная, электронная и их особенности.

Литература:

[1; 5; 7; 8; 23]
Тема 5. Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации.

Коммуникационная политика организации и основные принципы ее осуществления. Информационное взаимодействие со СМИ, потребителями, поставщиками, конкурентами, органами государственного регулирования, местного самоуправления, политическими группами, комитетами и т. п.

Инструменты и мероприятия в связях с внутренней и внешней общественностью, целевыми и ключевыми аудиториями.

Литература:

[1; 5; 11; 17; 18]

Тема 6. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации.

Коммуникации между уровнями управления и подразделениями. Коммуникационные каналы. Информационное, административное, техническое взаимодействие субъектов управленческой деятельности. Разнообразные способы коммуникационного воздействия:

методы убеждения и внушения, заражения и подражания в коммуникации, одноканальные и многоканальные, формальные и неформальные коммуникации.

Особенности коммуникационного менеджмента при подборе, приеме, адаптации кадров, повышении квалификации, продвижении по службе, увольнении сотрудников. Работа с персоналом в кризисных ситуациях, разрешение конфликтов в рабочих коллективах.

Литература:

[1; 2; 7; 9; 10; 13; 20; 23]
Тема 7. Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни.

Связи с общественностью в государственных организациях, лоббизм, развитие форм работы с общественностью в политических и общественных организациях. Управление политическим и социальным маркетингом. Коммуникационный менеджмент в сфере образования и высшей школы.

Литература:

[1; 5; 6; 14; 18; 23]
Тема 8. Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления.

Этнопсихологические, личностные, физические, семантические типы коммуникационных барьеров. Социальные, психологические, этнические и культурные различия между людьми как основа коммуникативных барьеров.

Литература:

[1; 5; 10; 19; 22; 23]
Тема 9. Деловая коммуникационная деятельность и общение.

Коммуникационные действия и их виды, уровни и формы. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория. Игры и псевдоигры. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.

Литература:

[1; 4; 5; 7; 10; 23]
Тема 10. Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента.

Повышение профессионализма в коммуникационном менеджменте. Самоорганизация коммуникаций на основе единой системы ценностей как результат формирования, изучения и оптимизации коммуникативной структуры. Разработка для каждой контактной аудитории своей гибкой коммуникационной стратегии. Классификация «жесткой» и «мягкой» организации управления коммуникативным пространством.

Литература:

[1; 2; 3; 5; 7; 9; 13]
Тема 11. Коммуникационный самоменеджмент.

Самомотивация за счет осознания целей организации, понимания своей роли в достижении этих целей, направление своих усилий на выполнение обязанностей. Самопознание и саморазвитие персонала как результат внешней и внутренней коммуникационной стратегии организации.

Литература:

[1; 2; 10; 13; 14]
Тема 12. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации.

Особенности коммуникационного менеджмента в международной деятельности. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции. Система международных коммуникаций организации. Интернет как новая коммуникативная среда.

PR-сопровождение участия организации в международных выставках, ярмарках. Особенности переговорного процесса. Задачи коммуникационного менеджмента в создании информационной привлекательности региона и предприятия.

Литература:

[1; 5; 6; 7; 8; 14; 23]


  1. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий, игровых упражнений


Семинарские и практические занятия имеют целью помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах коммуникационного менеджмента и изучить подходы к организации управления коммуникативным пространством, процессами.

Преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание, в пределах допускаемых программой дисциплины «Коммуникационный менеджмент», разработанной для студентов соответствующей специальности.

При подготовке к семинарам и практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания рефератов, докладов или эссе, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, или дискуссий. Кроме этого, на семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы в качестве текущей проверки усвоения теоретического материала, практические занятия в виде игровых упражнений, решений по конкретным ситуациям, тестирования, ситуативного моделирования.
Семинар 1. Предмет и содержание коммуникационного менеджмента. Вопросы:

  1. Суть коммуникационного менеджмента. Основные составляющие понятия коммуникации. Управление как деятельность.

  2. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Характеристика основных участников.

  3. Место коммуникационного менеджмента среди других дисциплин и в теории управления. Обзор литературы по курсу.

Литература:

[1; 7; 21]
Семинар 2. Позиционное представление коммуникационного менеджмента.

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте пропаганду как разновидность коммуникативной технологии.

  2. Каковы основные положения теории PR по Айви Ли?

  3. Какие идеи Э. Бернайса и С. Блэка считаются сегодня общепризнанными в сфере управления коммуникациями?

  4. Охарактеризуйте 4 модели паблик рилейшнз, предложенных Дж. Грюнигом и Т. Хантом.

  5. Что такое ситуационная модель управления коммуникациями? В каких случаях она применяется?

Литература:

[1; 11; 17]

Семинар 3. Организационные отношения в коммуникационном менеджменте.

Вопросы:

  1. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее

осуществления.

  1. Коммуникативное пространство.

Литература:

[1; 7; 12]
Семинар 4. Технологии коммуникационного менеджмента.

Вопросы:

  1. Специфика коммуникационного менеджмента в различных типах организаций: промышленных, финансовых, коммерческих, государственных, общественных.

  2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности.

  3. Выбор целевых аудиторий и средств коммуникации в определенной организационной среде.

  4. Деловое общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.

Литература:

[1; 11; 18]
Семинар 5. Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации.

Вопросы:

  1. Что представляет собой коммуникационный менеджмент и коммуникационная политика предприятия?

  2. Какова роль коммуникативных стратегий?

  3. Какие типы коммуникативных сетей предприятия наиболее эффективны?

  4. Каковы ресурсы эффективного коммуникационного менеджмента?

Литература:

[1; 5; 7;]
Семинар 6. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации.

Вопросы:

  1. Какие отличительные характеристики имеет неформальная коммуникация?

  2. Каковы особенности коммуникационного менеджмента при приеме и адаптации персонала?

  3. Каковы особенности коммуникационного менеджмента при повышении квалификации и продвижении по службе?

  4. Каковы особенности коммуникационного менеджмента по работе

с персоналом в кризисной ситуации?

Литература:

[1; 5; 13]
Семинар 7. Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни.

Вопросы:

  1. Каким образом соотносятся понятия «коммуникационный менеджмент» и «социальный менеджмент»?

  2. Каковы приоритетные технологии реализации коммуникационного менеджмента в различных сферах социальной жизни?

  3. Какие факторы приобретают решающее значение в современных политических и общественных организациях и почему?

Литература:

[1; 5; 11]

Семинар 8. Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления.

Вопросы:

  1. Какова классификация типов коммуникационных барьеров?

  2. Каковы приемы и методы преодоления коммуникационных барьеров?

  3. Каким образом соотносятся понятия «коммуникационный менеджмент» и «корпоративная культура»?

Литература:

[1; 8; 17]
Семинар 9. Деловая коммуникационная деятельность и общение.

Вопросы:

  1. Каковы базовые качества личности сегодня особенно необходимы в коммуникационном менеджменте?

  2. Каковы возможности и условия для развития личности, ее самопознания в коммуникационном менеджменте?

  3. Что мешает широкому использованию принципов самоменеджмента в управленческой практике в современной России?

Литература:

[1; 2; 14]
Семинар 10. Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента.

  1. Каков мотивационный ресурс коммуникационной структуры организации?

  2. Каков мотивационный ресурс межличностных коммуникаций?

  3. Каков мотивационный ресурс коммуникационной стратегии организации?

Литература

[1; 7; 21]

Семинар 11. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации.

  1. Каковы роль и значение коммуникационной деятельности. в управлении международной деятельностью организации.

  2. Каковы перспективы коммуникационного менеджмента в информационном обществе?

  3. Возможна ли сегодня реализация теории «открытого общества»?

Литература

[1; 14; 17]
Семинар 12. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции.

  1. Каковы специфика и особенности в управлении потоками информационного взаимодействия в межгосударственном, международном плане?

  2. Верно ли утверждение, что международные коммуникации протекают в агрессивной среде? Приведите примеры понятий/явлений, которые являются «плодами» международных коммуникаций.

  1. Почему специалисту ПР необходимо профессиональное знание Интернет-коммуникаций?

Литература

[1; 6; 17]


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск