Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ______________________________________________________________ Кафедра связей с общественностью и журналистики 3,7 п.л. КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Одобрено УМС факультета Социальных технологий Протокол № ____ «___» ___________20__г. Председатель____________________ Учебно-методический комплекс для специальности 030602 – Cвязи с общественностью
Москва 2011Автор-составитель: к.псх.н. Славнова Татьяна Оскаровна Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030602 Связи с общественностью. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «Коммуникационный менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста. Изучение «Коммуникационного менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Основы теории коммуникации», «Конфликтология», «Теория и практика связей с общественностью», «Современный менеджмент», «Имиджелогия». В свою очередь, «Коммуникационный менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как «Акмеолого-профессиональное развитие специалиста по связям с общественностью», «Организация работы отдела по связям с общественностью», «Корпоративная культура в системе связей с общественностью» и др. Выписка из образовательного стандарта: Суть коммуникационного менеджмента, сфера его применения, характеристика основных участников. Коммуникационный менеджмент как процесс: постановка цели, сбор, анализ и обработка управленческой информации, выявление альтернатив по решению задач, стратегическое планирование, выбор аудиторий и средств коммуникации, организация работ по реализации планов, мотивация участников, контроль результатов, сбор и анализ информации по предварительным итогам работы по реализации планов, формирование бюджета, оценка эффективности и результата. Особенности коммуникационного менеджмента при подборе и приеме кадров и их адаптации, повышении квалификации, продвижении по службе, увольнении сотрудников. Работа с персоналом в кризисных ситуациях, разрешение конфликтов в рабочих коллективах. Этнопсихологические особенности управления в многонациональных коллективах, оценка эффективности управления персоналом. Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, инвесторами, конкурентами, обществом, в мезо-среде фирмы, во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления. Связи с общественностью в государственных организациях, лоббизм, развитие форм работы с общественностью, в политических и общественных организациях. Управление политическим и социальным маркетингом. Особенность коммуникационного менеджмента в международной деятельности. Эффективность и пути повышения совместной деятельности специалистов по связям с общественностью и их клиентов и агентств. Целью курса является формирование у студентов системы знаний и целостного представления о сущности коммуникационного менеджмента, как одного из инновационных видов управленческой деятельности по изучению, проектированию, формированию и развитию коммуникационных систем (организации, проекта, бренда, личности и т.д.). Задачи курса:
Курс является практически ориентированным. Основной формой обучения являются занятия комбинированного типа, которые помимо теоретической части включают в себя открытые дискуссии по основополагающим проблемам коммуникационного менеджмента, а также по особенностям коммуникационной деятельности конкретных организаций.
Специалисты, после изучения курса должны будут: иметь представление:
знать:
уметь:
а также приобрести навыки прикладного анализа коммуникационных процессов и коммуникативного пространства; и овладеть:
Форма обучения очная
Форма обучения заочная
Тема 1. Предмет и содержание коммуникационного менеджмента. Понятие «коммуникация» и «коммуникации». Предмет и объект теории коммуникации. Классификация коммуникации. Место и роль деловой коммуникации в управлении персоналом. Коммуникационный менеджмент и коммуникационная политика. Литература: [1; 3; 7; 12; 15; 16] Тема 2. Позиционное представление коммуникационного менеджмента. Гуманитарный смысл коммуникационного менеджмента. Прикладная и целевая направленность коммуникационного менеджмента. Литература: [1; 7; 12; 15; 16; 21] Тема. 3 Организационные отношения в коммуникационном менеджменте. Модели коммуникаций: действие, взаимодействие, процесс. Основные этапы коммуникационного процесса в организации. Обратная связь в коммуникации. Коммуникатор: индивидуальный и институциональный аспекты деятельности. Виды, формы и стили коммуникатора. Коммуникативное пространство. Литература: [1; 5; 11; 19; 22; 23] Тема 4. Технологии коммуникационного менеджмента. Коммуникационная структура организации. Анализ коммуникационной ситуации. Формы и методы организационных коммуникаций: устная, письменная, электронная и их особенности. Литература: [1; 5; 7; 8; 23] Тема 5. Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации. Коммуникационная политика организации и основные принципы ее осуществления. Информационное взаимодействие со СМИ, потребителями, поставщиками, конкурентами, органами государственного регулирования, местного самоуправления, политическими группами, комитетами и т. п. Инструменты и мероприятия в связях с внутренней и внешней общественностью, целевыми и ключевыми аудиториями. Литература: [1; 5; 11; 17; 18] Тема 6. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями. Коммуникационные каналы. Информационное, административное, техническое взаимодействие субъектов управленческой деятельности. Разнообразные способы коммуникационного воздействия: методы убеждения и внушения, заражения и подражания в коммуникации, одноканальные и многоканальные, формальные и неформальные коммуникации. Особенности коммуникационного менеджмента при подборе, приеме, адаптации кадров, повышении квалификации, продвижении по службе, увольнении сотрудников. Работа с персоналом в кризисных ситуациях, разрешение конфликтов в рабочих коллективах. Литература: [1; 2; 7; 9; 10; 13; 20; 23] Тема 7. Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни. Связи с общественностью в государственных организациях, лоббизм, развитие форм работы с общественностью в политических и общественных организациях. Управление политическим и социальным маркетингом. Коммуникационный менеджмент в сфере образования и высшей школы. Литература: [1; 5; 6; 14; 18; 23] Тема 8. Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления. Этнопсихологические, личностные, физические, семантические типы коммуникационных барьеров. Социальные, психологические, этнические и культурные различия между людьми как основа коммуникативных барьеров. Литература: [1; 5; 10; 19; 22; 23] Тема 9. Деловая коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационные действия и их виды, уровни и формы. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория. Игры и псевдоигры. Правда и ложь в коммуникационной деятельности. Литература: [1; 4; 5; 7; 10; 23] Тема 10. Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента. Повышение профессионализма в коммуникационном менеджменте. Самоорганизация коммуникаций на основе единой системы ценностей как результат формирования, изучения и оптимизации коммуникативной структуры. Разработка для каждой контактной аудитории своей гибкой коммуникационной стратегии. Классификация «жесткой» и «мягкой» организации управления коммуникативным пространством. Литература: [1; 2; 3; 5; 7; 9; 13] Тема 11. Коммуникационный самоменеджмент. Самомотивация за счет осознания целей организации, понимания своей роли в достижении этих целей, направление своих усилий на выполнение обязанностей. Самопознание и саморазвитие персонала как результат внешней и внутренней коммуникационной стратегии организации. Литература: [1; 2; 10; 13; 14] Тема 12. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации. Особенности коммуникационного менеджмента в международной деятельности. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции. Система международных коммуникаций организации. Интернет как новая коммуникативная среда. PR-сопровождение участия организации в международных выставках, ярмарках. Особенности переговорного процесса. Задачи коммуникационного менеджмента в создании информационной привлекательности региона и предприятия. Литература: [1; 5; 6; 7; 8; 14; 23]
Семинарские и практические занятия имеют целью помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах коммуникационного менеджмента и изучить подходы к организации управления коммуникативным пространством, процессами. Преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание, в пределах допускаемых программой дисциплины «Коммуникационный менеджмент», разработанной для студентов соответствующей специальности. При подготовке к семинарам и практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе. Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания рефератов, докладов или эссе, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, или дискуссий. Кроме этого, на семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы в качестве текущей проверки усвоения теоретического материала, практические занятия в виде игровых упражнений, решений по конкретным ситуациям, тестирования, ситуативного моделирования. Семинар 1. Предмет и содержание коммуникационного менеджмента. Вопросы:
Литература: [1; 7; 21] Семинар 2. Позиционное представление коммуникационного менеджмента. Вопросы:
Литература: [1; 11; 17] Семинар 3. Организационные отношения в коммуникационном менеджменте. Вопросы:
осуществления.
Литература: [1; 7; 12] Семинар 4. Технологии коммуникационного менеджмента. Вопросы:
Литература: [1; 11; 18] Семинар 5. Коммуникационный менеджмент и внешняя среда организации. Вопросы:
Литература: [1; 5; 7;] Семинар 6. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации. Вопросы:
с персоналом в кризисной ситуации? Литература: [1; 5; 13] Семинар 7. Коммуникационный менеджмент в разных сферах социальной жизни. Вопросы:
Литература: [1; 5; 11] Семинар 8. Коммуникативные барьеры в сфере управления и способы их преодоления. Вопросы:
Литература: [1; 8; 17] Семинар 9. Деловая коммуникационная деятельность и общение. Вопросы:
Литература: [1; 2; 14] Семинар 10. Мотивационный ресурс коммуникационного менеджмента.
Литература [1; 7; 21] Семинар 11. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности организации.
Литература [1; 14; 17] Семинар 12. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции.
Литература [1; 6; 17] |