Скачать 438.67 Kb.
|
Городское Бюджетное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №2573 Физкультурно-оздоровительная работа в ГБОУ: проблемы, поиски, находки. ( в помощь воспитателям ГБОУ) Г.Москва, 2013г Здоровье детей в ГБОУ: правовой аспект. В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей:
Согласно «Типовому положению о ДОУ», принятому в 1995г., дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как-то: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В соответствии с этим документом детские сады комбинированного вида могут включать в себя различные группы, в том числе и оздоровительные. В законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников» Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1). Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В теории физического воспитания используются различные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физические упражнения, спорт, физическая культура и др. Отражая различные явления; они тесно связаны между собой. Понятия, которые используются в настоящее время, возникли в разные эпохи исторического развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития науки о физическом воспитании и ее практического осуществления. Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни. Термин «физическое развитие» применяется в узком значении, обозначая уровень развития организма, который определяется антропометрическими и биометрическими показателями: рост, вес, окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза), жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника, состояние осанки, расстояние между углами лопаток, показатели измерения сводов стопы, сила мышц правой и левой кисти, становая сила, объем головы и др. Рассматривая термин «физическое развитие» в широком понимании, в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, гибкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость). Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется нормативными показателями по всем основным видам физических упражнений и требованиями к качеству их выполнения («Программа воспитания в детском саду»). Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья, всесторонней физической подготовленности к жизни, труду и защите Родины. Физическое воспитание — направлено к достижению физического совершенства, т. е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности. Это определение отражает специфику физического воспитания как относительно самостоятельного вида. Оно связано с другими видами воспитания — нравственным, эстетическим, умственным, трудовым. Поэтому в процессе физического воспитания в нашей стране решаются и педагогические задачи, вытекающие из цели коммунистического воспитания. Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями. Физическая подготовка — прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности (например, физическая подготовка актера, летчика, космонавта, спортсмена и др.). Физическая подготовка характеризуется спецификой задач, средств и методики проведения физических упражнений в зависимости от особенностей конкретной профессии, той или иной деятельности. Физические упражнения — это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. Спорт — это специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований. Физическая культура— часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно-исторической практики. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных выше понятий. Базовая цель физкультурно-оздоровительной деятельности: совершенствование основных систем жизнеобеспечения организма, охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма в целом. Система физического воспитания определяет три направления в работе: оздоровительное, воспитательное и образовательное. Основные цели оздоровительного направления решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребёнка. Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Задачи:
Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, её эволюцию с учётом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающая нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности. Задачи:
В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств. Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребёнка; внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приёмов, направленных на потребность движения и развития физических качеств. Задачи:
Принципы В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы, которые представляют собой наиболее важные положения педагогики и выражают методические закономерности единого педагогического процесса воспитания и обучения. Систематичности и последовательности: -постепенная подача материала от простого к сложному; -частое повторение усвоенных правил и норм. Повторения вырабатываемых двигательных навыков: -вариативность повторения упражнений; -различие формы и содержания занятий в целом. Наглядности: - учёт особенностей мышления; - образец выполнения упражнений. Постепенного повышения требований: -постановка новых заданий; -увеличение объёма и интенсивности нагрузок. Осознанности: - формирование телесной рефлексии; -мотивация здорового образа жизни. Индивидуализации: - учёт индивидуальных особенностей; - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком. Доступности: -учёт возрастных особенностей детей; - адаптированность материала к возрасту. Динамичности: -постепенное повышение требований; -интеграция в разные виды деятельности. Условия Успешность усвоения детьми необходимых знаний и двигательных навыков во многом зависит от организации условий, в которых происходит обучение. Знание нормативно-правовых документов Использование новых образовательных программ и технологий Создание благоприятных материально-технических и социальных условий Личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком Профессионализм педагогов Контакт с семьёй, привлечение к ЗОЖ Методы и приёмы В обучении используются: наглядные методы, обеспечивающие яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребёнка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей; словесные методы, обращённые к сознанию детей, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практические методы, связанные с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Наглядные методы Словесные методы Практические методы Методы проблемного обучения и воспитания
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и др.). Однако физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность. ФОРМЫ РАБОТЫ Физкультурное занятие — на воздухе 2 раза в неделю, в помещении 1 раз в неделю. Продолжительность — 40— 60 мин. Проводят инструктор с воспитателем. Конспекты занятий составлены по разным игровым видам Оздоровительно-профилактическая гимнастика — в спортивном зале 3 раза в неделю по 30 мин. Проводят инструктор и воспитатель. Разработана в соответствии с рекомендациями педиатра, ортопеда и психолога Индивидуально профилак-тическая работа по развитию движений вне занятий — в спортивном зале 2 раза в неделю. Продолжительность — 30 мин! Проводят инструктор и воспитатель.Эта форма работы обеспечивает каждому ребенку широкие возможности для познания своих способностей Система закаливающих мероприятий — с преобладанием воздушных ванн в любое время года Вся система работы по физическому воспитанию реализуется в разных формах. С учетом условий дошкольного учреждения все формы работы по физическому воспитанию детей объединяет физкультурно-оздоровительное направление |