Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/29
Дата публикации01.12.2013
Размер2.63 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Министерство образования Российской Федерации

Казанский (Приволжский) государственный университет

Юридический факультет

В.П. Лавров,

Р.Р. Рахматуллин,

В.И. Романов,

А.Н. Шалимов.

Криминалистика

Краткий курс (конспект) лекций.

Под редакцией

Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П.Лаврова

Казань - 2013




Лавров В.П., Рахматуллин Р.Р., Романов В.И., Шалимов А.Н.


Криминалистика: Краткий курс (конспект) лекций. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 171 с.


Рецензенты:

С.Я.Казанцев - доктор педагогических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, начальник кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России

И.О. Антонов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского (Приволжского) Федерального университета

Совершенствование правоохранительной практики и развитие науки криминалистики опережают издание учебных курсов по криминалистике. В связи с этим настоящие лекции призваны дополнить тексты изданных учебников, способствовать изучению новых положений науки криминалистики, оказать помощь в овладении средствами решения криминалистических задач раскрытия и расследования преступлений. Данный курс (конспект) лекций содержит краткое изложение основных вопросов по темам учебной программы и является своего рода путеводителем при организации студентом своей самостоятельной работы и при подготовке к зачету или экзамену.

Для студентов и преподавателей юридических специальностей. Бакалавры смогут с помощью материалов лекций существенно расширить свой кругозор, магистры – обосновать и осуществить исследование научных тем. Полезным будет также специалистам-практикам.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

В.П. Лавров, проф. – разд.1; т.14, 33, 36 (в соавт. с Р.Р.Рахматуллиным).

Р.Р. Рахматуллин, к.ю.н. – разд. 2 (в соавт. с В.И.Романовым); разд.3; раздел 4; краткий словарь;

В.И. Романов, к.ю.н. – разд.2; т.22 (в соавт. с Р.Р.Рахматуллиным); т.37.

ВВЕДЕНИЕ


Портрет современного студента в последние годы существенно изменился. В условиях компьютерной «революции» его уже трудно представить без современных информационных технологий, электронных планшетов, ноутбуков, айфонов, с которыми он не расстается ни на лекциях, ни на практических занятиях и семинарах. Студент стал более прагматичным, информацию по дисциплине старается получать не из многотомных учебников и иных первоисточников, просиживая долгие часы в библиотеках, а из базы Интернета - быстро и оперативно. Такую психологию студента, основанного на принципе «получить максимум знаний за минимум времени», понять можно и изменить, пожалуй, затруднительно.

Однако студент все же понимает, что ему нужен не только минимум информации, от чего он может отталкиваться при овладении знаниями и получении определенных криминалистических навыков. Конечно, он также понимает - направляющим весь этот познавательный процесс является живое слово преподавателя (на лекциях и лабораторных занятиях). Другим инструментом по овладению дисциплиной может явиться краткий конспект лекций.

Чем вызывается издание данного конспекта лекций при богатом учебном материале по курсу криминалистики? Прежде всего, данный конспект лекций для студентов учитывает весь тот богатый материал, который содержится в учебниках по криминалистике. Однако он выгодно отличается от обширных учебников по криминалистике своей краткостью и тем, что предполагает регулярное переиздание с учетом самых последних изменений в науке и практике.

В частности, в последние годы вполне обоснованно звучит критика современных процедурных форм рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и предъявления обвинения. Авторы не только учли последовавшие за этой критикой изменения в законодательстве (см. редакцию Федерального закона от 4 марта 2013г. №20-ФЗ), но и разработали в рамках данного краткого курса лекций тему: «Предварительная проверка сообщения о преступлении».

Трудно не согласиться с тем, что в последние годы общий уровень криминалистических знаний у студентов не высок. По мнению авторов, количества лекционных часов недостаточно для доведения до студентов всего материала. Поэтому значительное внимание должно быть уделено самостоятельной работе студентов. Данный конспект лекций является хорошим подспорьем при самостоятельной подготовке студента к занятиям. Конспект содержит краткое изложение основных вопросов по темам учебной программы и является своего рода путеводителем при организации студентом своей самостоятельной работы и при подготовке к зачету или экзамену. В частности, своим понятийным аппаратом он поможет студенту правильно сформулировать решения по конкретным заданиям.

Предлагаемый краткий курс лекций по криминалистике предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». В нем учтены требования Государственного образовательного стандарта по указанному предмету, в сконцентрированном виде приводятся концептуальные положения о предмете криминалистики, ее природе и методологических основах. По своему содержанию он соответствует современному уровню развития науки криминалистики. В нем учтены изменения уголовно-процессуального законодательства, других нормативно-правовых актов, изданных в последнее время.

Важно отметить, что для успешной сдачи экзамена по данному предмету знаний в объеме конспекта лекции недостаточно. Перспективным представляется обучение в режиме «студент-преподаватель», когда перед непосредственным общением с преподавателем студент уже имеет общее представление («ориентир») по рассматриваемой теме.

В частности, студент может заранее ознакомиться с планом и кратким содержанием предстоящей лекции. Благодаря определенной «консервативности» (в положительном смысле) науки криминалистики темы лекций, их структура в разных вузах в большинстве случаев совпадают. Это поможет лучше воспринимать излагаемый лектором материал, не отвлекаясь на запись того, что есть в изданном конспекте; позволит успеть законспектировать новые, сообщаемые и развиваемые преподавателем положения темы. Криминалистика является бурно развивающейся научной областью, поэтому лектору важно довести до студента информацию о последних достижениях научной мысли в области криминалистики и, в том числе, в сфере научно-технического прогресса.

Предлагаемое пособие вместе с собственным конспектом лекций позволит студенту рациональнее использовать время при изучении рекомендованной литературы. Используя пособие, студент должен учитывать результаты происходящей в России судебно-правовой реформы, новые нормативные акты и тенденции в развитии законодательства. В связи с этим необходимо постоянно следить за публикациями в юридической периодической печати, изучать материалы судебной практики.

Представленный конспект по ряду позиций носит авторский характер, выражает точку зрения авторов. При изучении учебников по криминалистике, а также других юридических источников, студент может встретить и иные точки зрения. Он вправе изложить свою позицию при выполнении письменных заданий, на практических занятиях, в процессе аттестации по криминалистике, аргументируя при этом свою точку зрения.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 4 марта 2013г. №20-ФЗ) // Российская газета. 2013. 6 марта.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 4 марта 2013г. №20-ФЗ) // Российская газета. 2013. 6 марта.

  4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2012г. №244-ФЗ // СЗ РФ. 2011 №7. Ст.900.

  5. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»: от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ // СЗ РФ, 2011. №1. Ст.15.

  6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г №144 – ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2012г. №207-ФЗ) // СЗ РФ,1995. №33. Ст.3349.

  7. Федеральный закон «О противодействии коррупции»: от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

  8. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р.С.Белкина. – М.: НОРМА, 2000. – 990 с.

  9. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. – М.:НОРМА, 2001. - 240с.

  10. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI, 2000. – 2-е изд. доп. – 334с.

  11. Ищенко Е.В., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие / Под общей редакцией А.В.Аничкина. – М.: Юридическая фирма «Контакт»: «ИНФРА-М», 2010. – 688с.

  12. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 943 с.

  13. Криминалистика: учебник / под общей ред. А.Г. Филиппова. 4 изд. - М.: Юрайт, 2011. - 835с.

  14. Криминалистика: учебник / Е.П.Ищенко, О.В.Волохова, Н.Н.Егоров /Под ред.Е.П. Ищенко. – М: Проспект, 2011. - 349с.

  15. Эксархопуло А.А. Криминалистика: Учебник. С-Пб., 2009. - 904с.

  16. Криминалистика: учебник / Отв. ред. Н.П.Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, - 2011. 454с.


РАЗДЕЛ I. Теоретические и методологические основы

криминалистики.
Тема 1. Предмет, система и методы криминалистики. История ее становления и развития
Основные вопросы

  1. Предмет и задачи науки криминалистики.

  2. Система криминалистики. Место криминалистики в системе юридических наук.

  3. Методы криминалистической науки.



1. В последние сто лет преступность (прежде всего, профессиональная и организованная), вооружившись новейшими техническими средствами и иными современными знаниями, использует все более изощренные методы подготовки, совершения и сокрытия преступлений. Правоохранительные органы, прежде работавшие на основе житейского опыта, здравого смысла (яркие примеры – методы Шерлока Холмса, Пуаро, Мегре и др.), все чаще оказывались бессильными перед очередным вызовом преступности. В этих условиях возник социальный заказ на создание системы научных знаний, способной успешно противостоять преступности нового качества. На этот заказ государства и общества наука ответила созданием отрасли знания, которую австрийский судебный следователь, ставший затем университетским профессором, Ганс Гросс в конце 19-го века назвал криминалистикой (от лат. crimen – преступление).

В представлении ученых и практических работников, криминалистика как одна из наук и учебных дисциплин так называемого криминального (уголовного) цикла возникла и развивалась как система знаний о том, как надо раскрывать, расследовать и предупреждать преступления. В предмет криминалистики как науки входят два вида деятельности: деятельность по совершению преступлений и деятельность правоохранительных органов государства по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и судебному разбирательству дел о них.

В связи с тем, что указанные виды деятельности в той или иной мере изучаются и в других науках криминального цикла (уголовном праве, уголовном процессе, теории оперативно-розыскной деятельности), возникла необходимость дифференциации предметов этих наук. Существуют различные мнения по поводу предмета криминалистики. Так, И.Ф.Пантелеев определял криминалистику как науку о раскрытии преступлений и считал ее предметом закономерности, характеризующие процесс именно раскрытия преступления.

В настоящее время чаще других стало применяться определение предмета криминалистики, основанное на концепции профессора Р.С. Белкина: криминалистика - это наука о закономерностях механизма преступления; возникновения информации о преступлении и его участниках; собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.

Как следует из определения, в предмет криминалистики включено изучение того типичного, повторяющегося, устойчивого, что характерно для каждого из двух указанных выше видов деятельности. В частности, речь может идти о закономерностях выбора и реализации способа подготовки, совершения и сокрытия преступления, противодействия его расследованию и др. Студент должен иметь четкое представление о сущности названных закономерностей.

Главная задача криминалистики - содействовать борьбе с преступностью своими специфическими средствами и методами, обеспечивать эту деятельность научными криминалистическими разработками, техническими, тактическими приемами и методическими рекомендациями.

Специальные задачи науки криминалистики вытекают из ее предмета и связаны как с элементами системы криминалистики, так и с изменяющимися социально-экономическими условиями развития общества.

Исходя из сказанного выше, к числу важнейших (приоритетных) современных задач криминалистики относится научное обеспечение:

  • неотвратимости ответственности за преступление;

  • разработки новых и модернизации имеющихся технико-криминалистических методов и средств;

  • борьбы с преступлениями в сфере экономики;

  • расследования организованной преступной деятельности;

  • борьбы с наркоманией и наркобизнесом;

  • борьбы с терроризмом;

  • повышения эффективности отдельных следственных действий и всего расследования в целом;

  • разработки и совершенствования методик судебно-экспертных исследований и др.

В настоящее время в криминалистике на передний план выступают проблемы развития языка криминалистики и уточнения понятийного аппарата в сторону повышения однозначности и непротиворечивости криминалистических терминов и категорий.

Источниками криминалистической науки являются:

а) закон;

б) правоприменительная практика;

в) наука.

Основным критерием актуальности научных разработок и рекомендаций криминалистики является практика – прежде всего следственная и экспертная. Своевременно откликаясь на потребности практики, выполняя ее заказы, криминалистика в то же время должна заботиться и о своих теоретических основах, развивая и углубляя общую теорию науки. Без этого невозможно эффективно выполнять прикладные задачи, совершенствовать практику.

Таким образом, содержание, сфера применения и задачи криминалистики, а также ее природа обусловливают ее связь с рядом юридических наук и иных отраслей научного знания. Так, при расследовании преступления первоначально следует ответить на вопрос, какие обстоятельства дела имеют юридическое значение и что подлежит выяснению дополнительно (уголовно-правовая задача). Затем - как искомые обстоятельства установить (криминалистическая и оперативно-розыскная задача) и закрепить (уголовно-процессуальная задача).
2. Система современной криминалистики в России и в ряде других стран традиционно включает четыре раздела:

  1. общая теория криминалистики;

  2. криминалистическая техника;

  3. криминалистическая тактика;

  4. методика расследования отдельных видов преступлений1.

Исследователи почти единодушно подчёркивают, что исторически своё начало криминалистика берёт с криминалистической техники, а в ряде стран криминалистическая техника и сейчас охватывает криминалистику в целом. Например, в США, Англии, Франции и некоторых других странах криминалистика ограничивается криминалистической техникой и называется полицейской наукой или даже полицейской техникой.

Общая теория криминалистики - система основных идей, принципов, теоретических концепций, понятий, категорий, определений и терминов, а также методов их познания и формирования. Она исходит из задачи дать представление об основах, общих положениях, общих чертах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе и ее закономерностях.

В области общей теории криминалистики в настоящее время, кроме продолжающегося процесса самоидентификации самого предмета этой науки, наиболее перспективными представляются углубленные исследования отдельных частных криминалистических теорий (учений): криминалистической идентификации, криминалистического прогнозирования, пространственно-временных связей и отношений, следственных ситуаций, противодействия расследованию преступлений и мерах его преодоления и др.

Современную криминалистику невозможно себе представить в отрыве от таких общественных наук, как философия, этика, логика, судебная психология.

Криминалистику и специальные отрасли естественных наук (судебная химия, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология) роднят как цель применения соответствующих достижений этих наук – обеспечение борьбы с преступностью, так во многих случаях и общность объектов исследования.

Естественные и технические науки наиболее тесно связаны с разделом «криминалистическая техника».


  1. Методы криминалистики – это основные способы решения научных задач в ходе криминалистических исследований теоретического и прикладного характера. Их можно подразделить по следующим уровням:

  1. всеобщий метод познания – философский метод материалистической диалектики, на котором базируется теория отражения преступления и его следов в окружающей среде.

  2. Общие (или общенаучные) познавательные методы, теоретически осмысленные различными науками и применяемые во многих областях практической деятельности: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, логические, математические, кибернетические методы и т.д.

  3. Специальные методы – это, прежде всего методы, разрабатываемые самой криминалистикой для решения своих задач с учетом объектов и средств познания. Примеры: методы криминалистической идентификации; метод фотографической развертки следов на пуле, приемы осмотра, обыска, допроса; методы планирования расследования.

С каждым годом все активнее используются в криминалистике математические и вероятностно-статистические методы (например, для разработки новых методик почерковедческой, баллистической, дактилоскопической, автотехнической экспертиз), физические и химические методы (методы спектрального анализа, электронной микроскопии, рентгеноструктурного анализа и др.). В криминалистических научных исследованиях применяются методы, разработанные в социологии: анкетирование расследуемых и архивных уголовных дел о преступлениях; интервьюирование (опрос) следователей, судей; методы прогноза и др.

Более подробно вопросы данной темы

изложены в следующих источниках:

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. - М.: Юрид. лит.,1988. 304с.

  2. Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3т. Т.1: Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997. – 480с.

  3. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика / Под общ. ред. проф. Н.П.Яблокова. М.: ЛексЭст, 2002. -336с.

  4. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 943 с.

  5. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973. 215с.

  6. И.Ф.Крылов Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. Изд-во Ленинградского университета. Ленинград,1975. 188с.

  7. Возгрин И.А. Введение в криминалистику: История, основы теории, библиография.-СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс»,2003. 475с.

  8. Торвальд Ю. Сто лет криминалистики.- М.: Прогресс, 1974. 439с.

  9. Эксархопуло А.А. Предмет и система криминалистики: Проблемы развития на рубеже XX-XXI веков. - СПб.: Дом СПбГУ, 2004. 112с.

  10. Яблоков Н.П., Головин А.Ю. Криминалистика: природа, система, методологические основы. – М.: Норма, 2011. – 288с.

Тема 2. Учение о криминалистической идентификации. Криминалистическая диагностика.
Основные вопросы

  1. Понятие и сущность криминалистической идентификации.

  2. Виды, формы и стадии идентификации.

  3. Понятие и сущность криминалистической диагностики.

  4. Диагностические задачи, решаемые в уголовном судопроизводстве.


1. Учение о криминалистической идентификации является одной из частных криминалистических теорий с широко используемыми практическими выходами.

Идентификация (от позднелат. identifico - «тот же самый») - установление тождества объекта, имеющего значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. В целом, под идентификацией понимают любой из результатов этого процесса – наличие или отсутствие тождества.

Значение криминалистической идентификации в осуществлении задач уголовного судопроизводства очень велико. Она имеет прямое отношение к любому из элементов предмета доказывания, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

Основные положения криминалистической идентификации:

1.1. Установление связи между объектами материального мира, людьми, событиями, в том числе и установление состава преступления, достигается благодаря объективному существованию связей, а конкретные предметы, люди, животные обладают системой признаков, которые позволяют отождествить их или определить групповую принадлежность. Идентифицировать преступника - значит установить виновного в совершении преступления. Идентифицировать лицо, труп которого обнаружен - значит сделать важный шаг на пути раскрытия убийства. Идентифицировать орудие преступления - выяснить важную сторону механизма преступления. Идентификация похищенного имущества ведет к выдвижению версии о причастности к преступлению лица, у которого это имущество обнаружено.

1.2. Тождество - есть равенство предмета (объекта) самому себе. Но это равенство в силу законов диалектики не останется неизменным. Иначе говоря, тождество «подвижно». Поэтому в раскрытии и расследовании преступлений фактор времени играет важную роль. Предварительное расследование требует быстроты и оперативности. Речь идет об идентификационном периоде - временном интервале, в течение которого (с учетом устойчивости и изменяемости признаков отождествляемых объектов) возможно отождествление того или иного объекта.

1.3. В отождествлении материальных объектов или установлении их групповой принадлежности решающая роль принадлежит выделению из общего отдельных объектов и изучение их особенных - специфических признаков, образующих в совокупности фиксируемые характеристики объектов. Эти характеристики обусловлены событием преступления, действиями преступника, в силу чего установление конкретного тождества посредством криминалистической идентификации является важнейшим условием раскрытия преступления и доказывания его юридического состава.

В целом речь идет об идентификационном признаке - индивидуализирующем признаке, присущем сравниваемым объектам и имеющим значение для установления тождества (или различия). Для того чтобы признак мог быть использован в качестве идентификационного, он должен отвечать нескольким условиям.

Исходным условием возможности идентификации является наличие в распоряжении субъекта идентификации объектов двух видов - идентифицируемого и идентифицирующих.

Идентифицируемый объект - тот, тождество которого надлежит установить. Таковым может быть человек, оружие, орудия преступления, участки местности и т.д.

Идентифицирующий - тот, с помощью которого устанавливается тождество (или его отсутствие). Идентифицирующие объекты - прежде всего следы человека и животных; следы и части предметов, образцы для сравнительного исследования. Такими объектами являются также стреляные пули и гильзы; документы, содержащие информацию о признаках почерках лица; мысленные образы, запечатлевшиеся в памяти человека, и иные объекты, имеющие признаки, необходимые для сравнения с идентифицируемым объектом.

Другими условиями являются: индивидуальность каждого предмета, явления материального мира; относительная неизменность, устойчивость объектов идентификации; достаточная выраженность признаков и возможность выделения характеризующих любой объект общих и частных признаков.
2. Виды идентификации: по материально-фиксированным отображениям, по мысленному образу; по описанию признаков объекта.

Формы идентификации: следственная, экспертная, оперативно-розыскная и учетно-регистрационная. Они тесно связаны с видами криминалистической идентификации и определяются следственной ситуацией, в которой предстоит решить идентификационную задач.

Следственная идентификация имеет место в процессе осмотра, допроса, обыска, предъявления для опознания, проверки и уточнения показаний на месте события. Осуществляется она здесь по мысленному образу и по описаниям признаков объектов.

Экспертная идентификация осуществляется в рамках экспертиз и предварительных (доэкспертных) исследований. Отождествление здесь производится по материально-фиксированным признакам.

Оперативно-розыскная идентификация производится при узнавании с использованием розыскных ориентировок, композиционных (субъективных) портретов, в процессе поисковых мероприятий с участием потерпевших или свидетелей-очевидцев, при проверках по учетам, использовании автоматизированных информационно-поисковых систем и т.д.

Существует также деление видов (и форм) идентификации на процессуальные и не процессуальные. Экспертиза, предъявление для опознания, осмотр - процессуальные формы отождествления. Узнавание по ориентировкам, проверка по криминалистическим и оперативно-розыскным учетам относятся к непроцессуальным формам.

Идентификационный процесс делится на три основные стадии:

а) раздельное исследование;

б) сравнительное исследование;

в) оценка результатов сравнения и формулирование вывода.

Отметим лишь некоторые направления, в которых используется идентификация в следственной практике: установление причастных к преступлению лиц, оставивших те или иные следы на месте преступления; установление с высокой степенью точности аналогии в способах нескольких преступлений; установление подлинных данных лица, скрывающегося под чужой фамилией; розыск и идентификация похищенного имущества; построение и проверка версий об орудиях преступления по следам, обнаруженным на месте происшествия; доказывание происхождения частиц веществ, материалов, изделий, обнаруженных на теле, одежде, в жилище подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего.
3. Наряду с идентификацией в криминалистике развивается научное направление, именуемое криминалистической диагностикой. Диагностика (лат. diagnosis - распознавание) - учение о методах распознавания болезни и постановки диагноза. Из медицины это понятие заимствовано криминалистикой для обозначения методов определения свойства, состояния, природы исследуемого объекта, его связи с другими объектами. Криминалистическая диагностика – это познавательный процесс, основанный на изучении следов отражения механизма совершенного преступления (материальных, идеальных) для определения изменений свойств и состояния объектов, установления причины этих изменений и ее связи с событием преступления

Криминалистическая диагностика может быть частью идентификационного процесса, его первым этапом, содержанием и возможным результатом которого является установление групповой принадлежности (определение типа, класса, рода, вида, иной группы, к которой относится исследуемый объект).

Условия, виды и формы диагностики в принципе те же, что и идентификации. При этом диагностические исследования, подобно идентификационным опираются на закономерности отражения, всеобщей связи взаимообусловленности предметов и явлений. Совпадают и некоторые методы исследования - в первую очередь методы сравнения, моделирования, эксперимента. Главное различие диагностики и идентификации - в целях их применения, в содержании решаемых задач и соответственно в содержании деятельности по их решению.
4. Основная задача идентификации - отождествление единичного объекта посредством выделения его из некоторого множества. Диагностические задачи носят совсем другой характер. Поскольку они весьма многообразны, назовем наиболее распространенные, типичные, «устоявшиеся»:

а) установление природы исследуемого объекта (процесса, явления) - например, технической причины взрыва, загорания, опрокидывания автомашины, отсоединения колеса в процессе движения, причины наступления смерти человека;

б) установление состояния объекта, его свойств - например, исправности замка, пригодности оружия для производства выстрела, состава содержимого желудка умершего, возраста исполнителя рукописного документа, исправности тормозной системы автомобиля;

в) исследование механизмов, процессов и действий - например, в целях определения местоположения стрелявшего, возможности самовозгорания вещества в определенных условиях, механизма причинения телесных повреждений, возможности выстрела без нажатия на спусковой крючок в определенных условиях;

в) определение первоначального состояния объекта: подвергался ли изменению номер на кузове или шасси автомобиля, если да, то каково было его первоначальное содержание; какие изменения были внесены в первоначальный текст исследуемого документа и т.п.

Один и тот же объект в одной и той же следственной ситуации может исследоваться для решения как идентификационных, так и диагностических задач. Обычно сначала проводятся действия по решению диагностических задач, а затем - идентификационных. Пример: осмотр оружия, изъятого у подозреваемого в разбое, для установления вида оружия, его образца, модели калибра, обнаружения на нем следов выстрела; затем - экспертиза с целью идентификации оружия, применявшегося при разбое, по стреляной гильзе или пуле, обнаруженной на месте разбойного нападения.

Решение диагностических задач производится с помощью различных процессуальных и тактических средств, имеющихся в распоряжении следователя и суда: осмотра предмета, освидетельствования лица, предъявления допрашиваемому альбома образцов продукции, комплексной экспертизы или нескольких экспертиз, производимых специалистами в различных областях знаний.

Более подробно вопросы данной темы

изложены в следующих источниках:

  1. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Частные криминалистические теории. - М.,1978.-Т.2.-Гл.7.

  2. Дубровин С.В. Методологические аспекты криминалистической диагностики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 71c.

  3. Колдин В.Я. Судебная идентификация. - М.: Лекс Эст, 2002. – 528с.

  4. Колдин В.Я. Идентификация при расследовании преступлений. - М.: Юрид. лит, 1978. – 144с.

  5. Колмаков В.П. Идентификационные действия следователя. - М.: Юрид.лит., 1977. – 112с.

  6. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. - М., 1998. – 96с.


Тема 3. Криминалистическая характеристика преступлений. Учение о способе и механизме преступления. Теория следственных ситуаций.
Основные вопросы

  1. Криминалистическая характеристика преступлений, ее структура, теоретическое и практическое значение.

  2. Понятие способа преступления и его криминалистическое значение.

  3. Механизм преступления, моделирование в криминалистике и практике расследования.

  4. Теория следственных ситуаций.


1. Преступление привлекает криминалистов не вообще, не как сложное социальное явление, а прежде всего как система действий и отношений, которая составляет содержание механизма преступления. Изучение механизма преступления проводится с учетом научно-практической категории - криминалистической характеристики преступлений.

Криминалистическая характеристика преступлений - научно обоснованная модель определенного вида преступлений, отражающая результат научного анализа и обобщения его типичных черт (признаков, особенностей), имеющих криминалистическое значение. Иными словами, криминалистическая характеристика – это научная абстракция, основанная на анализе практики (следственной, экспертной, оперативно-розыскной, судебной) и используемая этой практикой через методику раскрытия и расследования преступлений соответствующего вида, исходной базой для разработки которой криминалистическая характеристика и является.

Типовая структура криминалистической характеристики включает:

1) типичные способы совершения преступлений определенного вида;

2) типовая характеристика лиц, совершающих эти преступления (иными словами типичный «портрет» личности преступника);

3) типичные следы - отражения преступлений данного вида в окружающей среде;

4) характерная обстановка совершения преступлений данного вида (типичное место и время совершения, наличие и поведение других лиц, оказывающихся на местах преступлений).

Следует отметить, что в содержание обстановки совершения преступления включаются статические объекты окружающей среды (место), которые выполняют функцию отражения криминалистически значимой информации, а также динамические элементы, такие, как время, природные и климатические условия, особенности поведения «прямых», и «непрямых» участников преступления и др.

В литературе к этим четырем элементам структуры криминалистической характеристики подчас добавляют и несколько других: объект и предмет преступного посягательства; характеристику личности потерпевшего; средства, используемые для совершения преступлений и т.д. Применительно к отдельным видам преступлений этот набор криминалистически значимых признаков может видоизменяться – конкретизироваться, сокращаться или расширяться.

В целом, все указанные элементы криминалистической характеристики и составляют научно обоснованную модель преступлений определенного вида. Особый интерес вызывают исследования, посвященные разработке компьютерных систем, обеспечивающих хранение и компьютерную обработку сведений, составляющих криминалистическую характеристику преступлений.

Криминалистическая характеристика как целое имеет практическое значение лишь в тех случаях, когда установлены корреляционные связи и зависимости между ее элементами, носящие закономерный характер и выраженные в количественных показателях. После установления жестких корреляционных связей можно приступать к созданию типовых программ (алгоритмов) первоначального и последующих этапов расследования преступлений соответствующего вида, описания особенностей тактики наиболее характерных для расследования этих преступлений следственных действий, для формирования содержания других элементов частных методик.

Наиболее важные направления использования криминалистической характеристики преступлений в правоприменительной практике:

  1. выдвижение версий о личности преступника, особенно при дефиците конкретной информации о нем;

  2. определение направлений розыска похищенного имущества с использованием сведений о типичных местах его сокрытия и сбыта;

  3. определение конкретных источников криминалистической значимой информации и возможных мест ее нахождения с использованием данных о типичных способах преступлений определенного вида и др.


2. Способ преступления - совокупность (комплекс) действий преступника и связанных с ним лиц по подготовке, совершению и сокрытию преступления. Положения криминалистического учения о нем, являющиеся частью общей теории криминалистики, имеют важное значение для разработки всех трех остальных разделов этой науки, но больше всего - для методики расследования отдельных видов преступлений.

Криминалистическое учение о способе преступления разрабатывалось с 60-х годов нашего столетия (Г.Г.Зуйков, Р.С.Белкин, В.Н.Карагодин, И.М.Лузгин и В.П.Лавров, С.Ю.Журавлев и др.).

Способы преступления могут быть полноструктурными - включающими все три элемента (подготовку, совершение и сокрытие преступления) и неполноструктурными - включающими не все из перечисленных элементов (например, подготовка отсутствует при неосторожных преступлениях).

Способ преступления входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ). На практике по способу преступления можно обнаружить преступника. Знание способа преступления позволяет легче выявить и зафиксировать следы - отражения преступления в окружающей среде и другие доказательства по делу.

Способ сокрытия как элемент способа преступления есть совокупность приемов преступника и связанных с ним лиц, затрудняющих установление истины по уголовному делу. Это важнейшая часть, элемент способа противодействия расследованию. Действия по утаиванию, уничтожению, маскировке, фальсификации информации составляют основу способа сокрытия и могут осуществляться как при подготовке, непосредственном совершении преступления, так и в посткриминальной ситуации. К сложным (смешанным) приемам сокрытия относят такие, как создание ложного алиби, инсценировки и т.п.

Способ преступления - категория динамичная. Способы преступления детерминируются рядом обстоятельств субъективного и объективного характера и совершенствуются преступниками, особенно в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни общества.

Типичные способы преступления (как традиционные, так и новые) изучаются в частных методиках, в четвертом разделе курса криминалистики, применительно к отдельным видам преступлений.
3. Способ преступления тесно связан с такими общетеоретическими криминалистическими категориями, как противодействие расследованию преступлений и механизм преступления. Сокрытие, как составная часть способа преступления - часть противодействия расследованию, под которым понимается деятельность преступников и связанных с ними лиц, направленная на уклонение от уголовной ответственности, затруднение расследования и судебного разбирательства. Эта деятельность препятствует решению задач уголовного судопроизводства и в большинстве случаев носит противоправный характер (дача ложных показаний; подкуп свидетелей, потерпевших, следователей, судей и др.; фальсификация доказательств, уклонение от явки к следователю и в суд, убийство очевидцев преступления и т.п.).

Механизм преступления - понятие более широкое по объему, чем способ. Способ является частью механизма. В общетеоретическом аспекте речь идет о криминалистическом учении - «механизм преступления», составной частью которого является учение о способе преступления.

Под механизмом преступления понимается сложная динамическая система обстоятельств, определяющая содержание преступной деятельности. Эта система включает обстановку совершения преступления; комплекс действий преступника и связанных с ним лиц по подготовке, совершению и сокрытию преступления; отношение субъекта преступления к собственным действиям; предмет преступного посягательства; поведение потерпевшего и действия лиц, оказавшихся случайными участниками события преступления; связи между действиями и преступным результатом (Р.С.Белкин, А.М.Кустов, А.Ф.Лубин и др).

Механизм преступления, как и способ, отражается в следах преступления. Это дает возможность создания модели преступной деятельности на первоначальном этапе расследования для решения задач по установлению преступника по способу его действий, для выбора и реализации тактики отдельных следственных действий, для определения круга необходимых экспертных исследований и правильной оценки их результатов.

Применительно к объектам криминалистического исследования, ни при каком способе моделирования не может быть достигнуто полное подобие модели объекту-оригиналу, нельзя получить точную модель события преступления. Однако, разрабатываемые с помощью приемов и методов ситуационного подхода типовые программы для различных моделей хотя и не обладают однозначностью, обязательностью и эффективностью «абсолютных» алгоритмов, тем не менее, представляют хорошую эвристическую основу для построения версий, выработки тактических приемов, составления оптимальных планов расследования и реализации решений, принимаемых по конкретным уголовным делам.
4. Практической деятельности следователя2, как правило, предшествует анализ исходных данных и оценка конкретной ситуации по уголовному делу с последующим принятием соответствующих решений. Под следственной ситуацией понимается обстановка (совокупность условий), в которых в определенный момент находится предварительное расследование или судебное следствие. Следственная ситуация изучается в рамках криминалистической теории ситуаций (криминалистической ситуалогии – Т.С.Волчецкая).

Следственная ситуация складывается под воздействием определенных факторов - объективных и субъективных. К числу объективных относятся характер и содержание собранной информации по делу; наличие (или отсутствие) пока не использованных источников информации; наличие в распоряжении следователя сил и средств, требующихся для решения той или иной криминалистической задачи. Субъективные факторы - уровень профессиональной подготовки следователя, его психологическое состояние; противодействие установлению истины со стороны преступников и связанных с ними лиц; ошибочность действий следователя, оперативных работников, экспертов, разглашение тайны следствия и т.п.

Таким образом, следственную ситуацию можно представить как определенную модель, отражающую различные состояния, сложившиеся по уголовному делу и характеризующие благоприятный или неблагоприятный характер процесса расследования.

Виды следственных ситуаций:

  • исходные, промежуточные, конечные;

  • типичные и специфические;

  • конфликтные и бесконфликтные;

  • благоприятные и неблагоприятные для расследования.

Из различных видов следственных ситуаций следует выделить ситуации - конфликтные и тактического риска. Конфликтную ситуацию можно определить как состояние системы межличностных отношений субъектов, обладающих, как правило, несовместимыми целями или способами достижения этих целей. Ситуацию тактического риска можно определить как соотношение между возможными способами действий следователя (оперативного работника), направленными на достижение цели, и негарантированными результатами их реализации. Известны также проблемные и комбинированные следственные ситуации. Последним присущи черты проблемности, конфликтности и тактического риска.

Методы разрешения следственных ситуаций: следственные действия, оперативно-розыскные” организационные и иные мероприятия, их комбинации.

Более подробно вопросы данной темы

изложены в следующих источниках:

  1. Анненков С.И., Анненкова Т.С. Обстановка совершения преступления: процессуальные и криминалистические проблемы исследования: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 200 с.

  2. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия. - Калининград: Калининградский ун-т, 1997. – 247с.

  3. Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Судебно-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 226с.

  4. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. – Свердловск: СЮИ, 1973. – 156с.

  5. Демидов Н.Н. Применение методики составления психологического портрета в расследовании насильственных преступлений: монография. – Волгоград: ВА МВД России, 2008. – 404с.

  6. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987. – 164с.

  7. Жбанков В.А. Изучение роли и свойства личности участников организованных преступных сообществ // Информационный бюллетень СК МВД России,1994.-№ 2.- С.27-34.

  8. Криминалистика: учеб. // Л.Я.Драпкин, В.Н.Карагодин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 689с.

  9. Кудряшова О.А. Обстановка совершения преступления, получение и использование информации о ней при расследовании уголовных дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- Москва: Московская академия экономики и права, 2012. - 26с.

  10. Подольный Н.А. Значение разрешения ситуации информационной неопределенности для расследования преступлений // Российский следователь. 2011. № 17. С. 4-6.

  11. Радаев В.В. Криминалистическая характеристика преступлений и ее использование в следственной практике. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987. – 24с.

  12. Рахматуллин Р.Р. Методы выявления конфликтных ситуаций и преодоления противодействия расследованию преступлений в различных условиях. – Уфа: Академия ВЭГУ, 2011. – 252 с.

  13. Хлынцов М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений.- Саратов: Сарат. ун-та,1982.- С.63-68.

  14. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем.- М.: МГУ,1988. – 160с.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск