Министерство внутренних дел Российской Федерации
Краснодарский университет МВД России
ВИКТИМОЛОГИЯ
учебно-методические рекомендации
по организации самостоятельной работы для ФЗО для всех специальностей
Краснодар
КрУ МВД России
2013
УДК
ББК
П
Виктимология: учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы для ФЗО (030501.65 – Юриспруденция)/сост. А.В. Козляков. – Краснодар: КрУ МВД России, 2013. – 54 с. В учебно-методических рекомендациях для самостоятельной работы слушателей ФЗО представлены рекомендации по изучению дисц
Настоящая разработка ориентирована на слушателей ФЗО КрУ МВД России. УДК ББК
© КрУ МВД России, 2013ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями и тематикой курса «Правовая статистика» образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе программы указанного курса. Цель его — оказать помощь в самостоятельном овладении материалом данной дисциплины слушателями ФЗО, обучающимся по специальности 030501.65 – Юриспруденция; 030505 65 Правоохранительная деятельность.
Высококвалифицированным юристам широкого профиля статистика необходима для познания общественной жизни, для исследования социальных явлений и, в особенности, преступности. В учебнике раскрывается содержание важнейших тем правовой статистики, предлагается методика их проработки, приведены примеры решения задач по большинству тем, рекомендуется соответствующая литература. В нем также сформулированы вопросы и даны задачи для самостоятельного решения и проверки усвоения полученных знаний.
По мнению автора, современный юрист должен владеть основными вопросами теории статистики и статистической методологии: законом больших чисел, методами статистического наблюдения, сводки и группировки, обобщающих показателей и статистического анализа. Освоение этих вопросов расширяет кругозор, помогает ориентироваться в сложных социально-экономических и правовых явлениях и процессах и способствует в дальнейшем усвоению других правовых дисциплин.
Невозможно преуменьшить роль статистики и в практической деятельности. Без анализа данных правовой статистики немыслима целенаправленная деятельность милиции, прокуратуры, суда, органов юстиции. Особое значение овладение статистической методологией приобрело в настоящее время в связи с открытием данных уголовной и административно-правовой статистики, снятием ряда ограничений на их публикацию.
Одним из перспективных путей совершенствования деятельности правоохранительных органов является повышение эффективности их функционирования за счет внедрения новейших научно-технических, программно-методических и информационных средств в практику работы.
К числу основных задач правовой статистики относится теперь не только информирование об истинном состоянии дел в сфере борьбы с преступностью в стране, но и выявление взаимосвязей преступности и правонарушений с политическим, социально-экономическим, моральным положением в стране, уровнем развития других социальных явлений и процессов. Все это становится возможным лишь на основе осознанного и целенаправленного освоения всего арсенала методов и приемов статистической методологии.
СУЩНОСТЬ И МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. Самостоятельную работу слушателей как вид учебной деятельности характеризует следующее:
Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.
В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы слушательов и слушателей объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются:
отсутствие современных стабильных учебников и пособий по естественнонаучным наукам;
слабость фонда библиотек по проблемам статистических методов;
специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.
Основными видами самостоятельной работы слушателей являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам, подготовка контрольных работ.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;
контроль за самостоятельной работой - как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу слушателей.
Организация самостоятельной работы обучаемых по математическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих математическое образование и самостоятельность мышления слушателей.
Самостоятельная подготовка слушателей является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью:
- закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий;
- выполнение контрольных работ;
- подготовку к предстоящим занятиям, тестированию и сдаче итогового зачета;
- формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.
Самостоятельная подготовка должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Время для самостоятельной подготовки отводится распорядком дня, кроме того, оно может также предусматриваться расписанием занятий.
Самостоятельная работа планируется каждым слушателем, контролируется и обеспечивается преподавателем-методистом, начальником кафедры и преподавателями, ведущими занятия в соответствующих учебных группах.
Преподавательский состав обязан постоянно и непрерывно учить слушателей на всех видах занятий и во вне учебное время самостоятельно добывать знания и приобретать умения и навыки, заботиться, чтобы выдаваемые задания соответствовали фактическому времени, которым располагают обучаемые, использовать эффективные меры контроля качества отработки ими учебного материала.
Начальник кафедры организуют работу преподавателей по управлению самостоятельной подготовкой слушателей в методическом отношении. Сущность этой работы заключается в выдаче обучаемым рекомендаций по наиболее рациональным методам самостоятельного изучения отдельных тем по учебной литературе, а также заданий, выполнение которых способствует глубокому пониманию изучаемых вопросов. Преподаватели выдают слушателям конкретные вопросы для подготовки к занятиям по учебной дисциплине «Правовая статистика», а также для подготовки к зачету.
Семинарское занятие
Тема 1.1 Правовая статистика, ее предмет, метод, система и значение.
|