Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы





Скачать 51.82 Kb.
НазваниеЗдоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы
Дата публикации08.08.2013
Размер51.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ




Н.Е. Тимошко


Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва

Научный руководитель В. М.Тришкина 
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».

Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье зависит от следующих факторов:

50% - образ жизни

20% - наследственность

20% - экологическая обстановка

10% - здравоохранение

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Сущность валеологии выражается девизом: “Человек, познай и сотвори себя сам!”. Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека. 

По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.

Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.

Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.

Чтобы российская школа смогла стать “школой здоровья” в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.

Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества. «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».

Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.

Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.

Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.

Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования.

Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Библиографический список

  1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.

  2. Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.

  3. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы»
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconСостояние материально – технического обеспечения в рамках информатизации...
Информатизация образовательного процесса на примере средней общеобразовательной школы №4
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, адресована...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограммное обеспечение образовательного процесса
Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconЗадача нашего доклада попытка ответить на вопросы об эффективности...
Какие у неё потребности, чего она достигла. Только с вашей помощью мы сможем вместе осуществить планы по развитию школы
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconИнформационная справка об итогах реализации подпроекта «Информатизация...
Ия на основе информационных технологий является информатизация образовательного процесса. Под информатизацией образовательного процесса...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПроектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий
Охватывает дидактические компоненты учебного процесса, их связи и взаимовлияния; раскрывает функции, принципы, педагогические условия,...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), на основании...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconМбоу «Средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов»
Уважаемые участники образовательного процесса педагоги, родители и обучающиеся школы, представляем полный отчет о работе школы в...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconКомпоненты Delphi Обзор палитры компонентов Delphi
Компоненты Delphi охватывают практически все аспекты применения современных информационных технологий. Конечно, для работы в Delphi...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы icon«Школа здоровья» Сущность модели
Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПубличный отчет за 2010-2011 учебный год выводы по анализу итогов...
«Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса школы». Цель...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатизация образовательного процесса моу «Октябрьская сош» Томского района на 2011-2014 гг. Данная программа является составной...
Здоровьеформирующие компоненты образовательного процесса современной школы iconОбразовательная программа общеобразовательной школы ноу «Центр Искусства Воспитания»
Цели и задачи образовательного процесса школы (включая Программу развития)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск