ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Н.Е. Тимошко Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Научный руководитель В. М.Тришкина Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье зависит от следующих факторов:
50% - образ жизни
20% - наследственность
20% - экологическая обстановка
10% - здравоохранение
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Сущность валеологии выражается девизом: “Человек, познай и сотвори себя сам!”. Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.
По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.
Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.
Чтобы российская школа смогла стать “школой здоровья” в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.
Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества. «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».
Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.
Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.
Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.
Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования.
Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Библиографический список
Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.
Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988
|