Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 407.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации17.04.2014
Размер407.97 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургская

государственная педиатрическая медицинская академия

Минздравсоцразвития России

__________________________________________________________________

Факультет клинической психологии


Е.Р. ЗИНКЕВИЧ, О.С. КУЛЬБАХ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
Санкт-Петербург

2011

Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и студентов / Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах – СПб, 2011. – 26 с.


Рецензенты:

Соловьева Светлана Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.

Тельнюк Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова.
В условиях смены парадигмы образования, внедрения информационных технологий в учебный процесс преподавателю необходимо владеть компьютерными средствами обучения, что даст возможность моделировать и конструировать собственные программные продукты учебного назначения. Эти программные продукты должны соответствовать не только техническим и технологическим, но и дидактическим и педагогическим требованиям.

Данное учебное пособие разработано для преподавателей и студентов высшей профессиональной школы с целью формирования дидактических оснований для эффективного применения мультимедийных презентаций в учебном процессе. Пособие содержит методику подготовки и применения мультимедийных презентаций разных видов, предназначенных для лекций, семинаров и практических занятий со студентами. В учебном пособии представлена информация для учащихся по представлению результатов своей учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

В этой публикации обобщен опыт работы преподавателей высшей профессиональной школы, которые долгое время применяли в своей практической деятельности презентационные формы работы со студентами.

Учебное пособие может быть также полезно для учителей и учащихся общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений, для аспирантов и соискателей.


Учебное пособие

Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе

Зинкевич Елена Романовна, Кульбах Ольга Станиславовна.
Для преподавателей и студентов высших профессиональных учебных заведений
Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………………..4
Программное обеспечение мультимедийной презентации……………………….6

Система педагогических требований к использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе………………………………………………………7

Цели и задачи мультимедийной презентации………………………………......11
Виды, способы представления и классификации мультимедийных презентаций………………………………………………………………………………….12
Этапы создания мультимедийной презентации…………………………….…..14
Критерии оценки мультимедийной презентации………………………………..16
Оформление  мультимедийной презентации……………………………………17
Методическая подготовка преподавателя к применению мультимедийной презентации в образовательном процессе………………………………………….21
Санитарно-гигиенические требования к мультимедийной презентации……………………………………………………………………………….…22
Простые советы……………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………………...26

Введение

Увлечь, создать мотивацию,

сообщить информацию,

научить…
Современный образовательный процесс характеризуется использованием дополнительных средств, обеспечивающих лучшее понимание и усвоение информации. Одним из таких средств являются компьютерные технологии. Широкое внедрение компьютеров в сфере подготовки и сопровождения презентаций началось после 1993-1994 гг., когда они обрели мультимедийные возможности, а начиная с 1995 г., с этой целью вычислительную технику начали широко использовать в учебном процессе. В связи с чем возникла необходимость в оснащении образовательных учреждений техническими средствами, а также качественным программным обеспечением. С 1996 года в педагогической деятельности стало применяться понятие «новые информационные технологии».

Применение новых информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. На современном этапе исторического развития идет процесс активного внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. Они позволяют максимально удобно и быстро представить нужную для учащегося информацию, привлечь его внимание, заинтересовать.

Мультимедийная презентация является новым элементом образовательного процесса. Перестройка деятельности учащегося в связи с использованием интенсифицирующих средств обучения давно интересует психологов. Еще в 1937 году Л.С. Выготский писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент. Этот инструмент видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения.

Под презентацией (от англ. presentation – представление) подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании, презентация – это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления. Информационные технологии относятся к средствам организации учебной деятельности, где они выполняют роль стимулов познавательных интересов учащегося.

Проблема подготовки презентаций является весьма актуальной, так как она решает задачи не только обучения, но и воспитания учащихся, студентов и слушателей. К сожалению, возможности этого средства используются не в полной мере и не всегда дидактически целесообразно, что и послужило основанием для написания этого учебного пособия, включающего методику подготовку и применения мультимедийных презентаций в образовательном процессе.

Мультимедийная презентация становится эффективной лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если преподаватель мыслит традиционными категориями, то применение современных технических средств обучения не меняет сущности образовательного процесса и репродуктивного метода подачи материала. Как известно, все определяется личностью преподавателя и его педагогическим мастерством, а компьютерные технологии являются средством, интенсифицирующим учебный процесс. Презентация дает возможность преподавателю проявить индивидуальность, креативность, наконец, избежать формального подхода к проведению учебных занятий.

Использование электронных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность. Очевидно, что производительность обучения значительно повысится при одновременном использовании зрительного и слухового каналов восприятия.

Результаты психофизиологических исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременная активизация повышает продуктивность восприятия до 65%. Наряду с этим, наличие опорных конспектов в виде электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся.

Преимуществами слайдовой презентации являются:

  • наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией;

  • привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов;

  • возможность создания опорного конспекта выступления и акцентирование его наиболее важных моментов;

  • сохранение логической последовательности изложения;

  • эстетичность и выразительность представляемой информации;

  • простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации.

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе ограничивают наличие ряда объективных и субъективных факторов, среди которых:

  • не всегда достаточно высокая информационно-техническая подготовка преподавателей, не позволяющая им самостоятельно создавать презентации к своим лекционным или практическим занятиям;

  • недостаточная психолого-педагогическая подготовка преподавателей; традиционализм их педагогического мышления, что нередко мешает проявлению инновационной педагогической деятельности;

  • отсутствие адекватного технического обеспечения и подготовленного образовательного пространства для использования мультимедийной презентации, а также готовых презентаций по темам учебных дисциплин.


Программное обеспечение мультимедийной презентации
Основными инструментами для подготовки и показа презентаций в мировой практике являются программы PowerPoint компании Microsoft, Corel Presentations фирмы Corel и пакет StarOfllaj компании SterDivision GMBH, которые позволяют автоматизировать процесс представления информации.

В презентации, подготовленной средствами вычислительной техники, основой успеха является оптимальный баланс между содержанием и формой его представления, которые определяются творческими замыслами автора и не могут быть автоматизированы. Автоматизации подлежит лишь воплощение идей автора в созданный продукт и его воспроизведение.

Одним из таких средств автоматизации служит приложение Microsoft PowerPoint, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это универсальное средство, предназначенное для создания, оформления и показа презентаций, призванных наглядно представить работу исполнителя (или группы исполнителей) вниманию других людей. Презентация представляет собой серию независимых страниц – слайдов. Распределение информации по страницам презентации производит пользователь, при этом в его распоряжении имеется обширный набор готовых шаблонов. Приложение обеспечивает высокую степень автоматизации тех операций, которые пользователь выполняет наиболее часто. Оно располагает широкими возможностями, среди которых – работа с текстом и изображениями, возможность вставки видео- и аудио-фрагментов, анимации. Это приложение имеет «интуитивно понятный интерфейс». Научиться работе с ним можно без учебных пособий и справочников.

Приложение PowerPoint обладает собственными средствами для создания объектов различного типа (текст, таблицы, графики и т.д.), но благодаря тесной интеграции с другими компонентами пакета Microsoft Office пользователь имеет возможность применять уже наработанные материалы. Например, текст может быть подготовлен в текстовом редакторе Word, формулы – в приложении Microsoft Equation, таблицы – в табличном процессоре Microsoft Excel, диаграммы – в приложении Microsoft Graph, художественные заголовки – в приложении Microsoft WordArt и так далее. Наряду с этим, можно использовать некоторые специализированные приложения: Adobe Photoshop или CorelDraw. Но именно приложения, входящие в состав Microsoft Office, являются наиболее интегрированными, и обмен данными происходит без потерь и искажений.

Таким образом, приложение PowerPoint предоставляет пользователю все необходимое: мощные функции работы с текстом, средства для рисования, построение диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций, а также средства поддержки пользователя: помощники, мастера, шаблоны дизайна, образцы оформления и т.п. С помощью этого приложения можно создавать презентации различных типов – на экране, на слайде и на бумажном носителе.

В Microsoft PowerPoint  существуют различные эффекты анимации, включая эффекты входа и выхода, дополнительные возможности управления временными параметрами и новые пути перемещения.

Система педагогических требований к использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе

С точки зрения дидактики, ни одно, даже самое совершенное средство поддержки образовательного процесса не может решить комплексно всех задач обучения. Для каждого из этих средств должна быть определена своя педагогическая ниша, оптимально обеспечивающая его органическое взаимодействие с другими учебными средствами на занятиях.

Нередко преподаватели, увлекаясь новыми технологиями обучения, подчас забывают, что целью их применения является создание дидактически развивающей среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности и развитию психических процессов учащихся.

Электронная среда еще в большей мере способна формировать такие характеристики личности учащегося, как склонность к экспериментальной деятельности, развитие гибкости, подвижности мышления, его связности и структурности. Эти характеристики способствуют созданию условий для творческого процесса обучения и учения. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

В целом психолого-педагогическая модель обучения на основе информационно-коммуникационных технологий реализует деятельностный, личностно ориентированный подход.

Мультимедийные презентации обеспечивают воплощение наглядных методов обучения. Анализ педагогической практики использования мультимедийных презентаций учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественного, с педагогической точки зрения, продукта, является игнорирование дидактических принципов обучения при его разработке, а также неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию. Чтобы образовательный процесс был результативным, необходимо учитывать дидактические принципы обучения.

Дидактические принципы – это исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

К общим дидактическим принципам обучения относятся:

  • Принцип соответствия дидактической системы и дидактического процесса закономерностям учения. Этот принцип является ведущим по отношению ко всем другим принципам. Он определяет первооснову, на которой должен строиться дидактический процесс, так как указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с ее объективными закономерностями – специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, содержанием образования и учением.

  • Принцип научности: информация, представленная на слайдах, должна отвечать современным требованиям науки, быть объективной и достоверной. Процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедийных презентаций должен строиться в соответствии с современными методами научного познания, среди которых эксперимент, наблюдение, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

  • Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на приоритет фундаментальных знаний по сравнению с прикладными знаниями в образовании.

  • Принцип доступности и посильной трудности: означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение им становится непосильным для обучаемого. Наряду с этим необходимо включать в учебный материла элемент проблемности. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедийных презентаций может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и наглядных пособий.

  • Принцип наглядности: оформление слайдов должно учитывать психологические возможности восприятия, быть эстетически выразительным и завершенным. Требование обеспечения наглядности при использовании мультимедийных презентаций реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

  • Принцип сознательности и активности: предполагает обеспечение средствами мультимедийных презентаций самостоятельных действий учащихся по извлечению информации при четком осознании конечных целей и задач учебной деятельности. Использование мультимедийных презентаций строится на основе деятельностного подхода. Для повышения активности обучения следует генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разные типы вопросов, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения.

  • Принцип систематичности и последовательности: слайдовая презентация должна предлагаться в системе работы по изучению учебного материала согласно программе дисциплины, быть логически структурированной и целостной. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе и последовательности. Для этого необходимо: предъявлять учебный материал в систематизированном виде; учитывать как ретроспективу, так и перспективу формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой части учебной информации; принимать во внимание межпредметные связи изучаемого материала.

  • Принцип стимулирования положительного отношения учащихся к обучению и развития их мотивации отражает закономерную связь между успешностью учебно-познавательной деятельности и формирующимся интересом к ней.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей: презентационные материалы должны отвечать требованиям возрастной физиологии и психологии, по возможности, принимать во внимание индивидуально-типологические особенности субъектов образовательного процесса.

  • Принцип связи с жизнью: наглядные иллюстрации, используемые в презентации, должны быть современны и актуальны.

  • Принцип воспитывающего обучения: содержание презентации должно решать задачи не только обучения, но и воспитания. В центр внимания ставится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, что соответствует личностно ориентированной модели обучения.

Кроме традиционных дидактических принципов к мультимедийным презентациям предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных технологий.

  • Требование адаптивности подразумевает приспособление процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Различают три уровня адаптации. Первый уровень предполагает возможность выбора учащимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень базируется на открытом подходе, который заключается в том, что авторы программы стремятся разработать различные варианты презентации для ее использования в работе с разной аудиторией.

  • Требование интерактивности обучения означает, что мультимедийная презентация должна обеспечивать интерактивный диалог и обратную связь с аудиторией. Обратная связь позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий учащегося и менять содержание презентации.

  • Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с мультимедийной презентацией предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию.

  • Требование обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что мультимедийная презентация должна предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной техникой.

Рассматривая вопрос использования ряда общих и специфических дидактических принципов, необходимо остановиться на анализе методических требований. Методические требования к мультимедийной презентации предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на котором используется данное средство, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования и ее закономерностей.

          Методические требования.

  • Взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления должны учитываться при предъявлении учебного материала в презентации.

  • Отражение системы научных понятий учебной дисциплины должно строиться на основе уровневой, логической взаимосвязи понятий.

  • Предоставление возможности разнообразных контролируемых тренировочных действий должно учитывать поэтапное повышение внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления репродуктивной и эвристической деятельности.

Современный образовательный процесс строится на основе психологических механизмов, регулирующих процессы личностного, интеллектуального и деятельностного развития субъекта, в связи с чем, создавая мультимедийную презентацию, следует учитывать психологические требования.

  • Представление учебного материала в презентации должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному уровням когнитивного процесса. Мультимедийную презентацию необходимо создавать, учитывая особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь.

  • Изложение учебного материала в презентации должно ориентироваться на специфику подготовки обучаемых.

  • Содержание мультимедийной презентации должно не только соответствовать зоне актуального развития, но и обеспечивать зону ближайшего развития.

Обращаясь к возможностям мультимедийной презентации необходимо помнить о требованиях здоровьесберегающего и эргономического характера, которые предполагают соответствие гигиеническим и санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Несоответствие этим требованиям может привести к снижению восприятия информации учащимися или к ухудшению их здоровья.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск