Спецификация и варианты тестовых заданий для квалификационного испытания учителя-дефектолога
Спецификация и варианты тестовых заданий для квалификационного испытания учителя-дефектолога 1
Спецификация теста для квалификационного экзамена учителя-дефектолога 2
Вопросы для квалификационного испытания учителя-дефектолога (вариант 1) 9
Вопросы для квалификационного испытания учителя-дефектолога (вариант 2) 15
Ответы 21
Спецификация теста для квалификационного экзамена учителя-дефектолога Назначение теста. Тест позволяет установить уровень знания учителя-логопеда (учителя-дефектолога) действующих законов, иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методики обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей педагогических работников.
2. Документы, определяющие содержание теста. Содержание раздела определяется требованиями квалификационной характеристики учителя-логопеда (учителя-дефектолога), установленными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
3. Подходы к отбору содержания теста. Содержание теста определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать») квалификационной характеристики по должности учитель-логопед (учитель-дефектолог), касающихся нормативных правовых актов и законов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, методики обучения, психолого-педагогических основ обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности. 4. Структура и содержание теста. Тест состоит из 5 разделов и включает в себя 30 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных. Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1. Таблица 1
Раздел 1 «Знание законов и нормативных правовых актов в сфере образования»
| Проверяемые элементы содержания
| Требования к проверяемому уровню подготовки
| Количество заданий
| Максимальный балл
| 1
| 2
| 3
| 4
| Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность
| Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | 3
| 3
| Приоритетные направления развития образовательной системы
| Приоритетные направления развития образовательной системы | 1
| 1
| Трудовое законодательство
| Трудовое законодательство | 1
| 1
| Раздел 2 «Знание теоретических основ методики обучения (воспитания)»
| 1
| 2
| 3
| 4
| Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность
| Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность
| 1
| 1
| Направления работы учителя-дефектолога
| Направления работы учителя-дефектолога
| 4
| 4
| Основы методики обучения
| Основы методики обучения
| 5
| 5
| Раздел 3 «Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания»
| 1
| 2
| 3
| 4
| Основы педагогики
| Основы педагогики | 5 | 5
| Основы психологии
| Основы психологии | 3 | 3
| Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами
| Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | 2 | 2
| Раздел 4 «Знание основ компьютерной грамотности»
| 1
| 2
| 3
| 4
| Назначение и функционирование ПК
| Назначение и функционирование ПК | 1
| 1
| Организация личного информационного пространства
| Организация личного информационного пространства | 1
| 1
| Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисной технологии
| Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | 1
| 1
| Сервисы и технологии Интернет
| Сервисы и технологии Интернет | 1
| 1
| Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности
| Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | 1
| 1
|
5. Система оценивания заданий. Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов. Минимальный балл за выполнение заданий раздела –. 20. 6. План теста. План теста по разделам представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 № | Проверяемые элементы содержания | Требования к проверяемому уровню подготовки | Число заданий | Максимальный балл | 1 | Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | Знать и понимать основные положения Закона об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов, Конвенции о правах ребенка, СанПИНов | 3 | 3 | 2 | Приоритетные направления развития образовательной системы | Знать и понимать основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программ развития образования разного уровня | 1 | 1 | 3 | Трудовое законодательство | Знать и понимать трудовое законодательство | 1 | 1 | 4 | Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность
| Знать нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность учителя-дефектолога
| 1 | 1 | 5 | Направления работы учителя-дефектолога
| Знать основные направления деятельности учителя-дефектолога.
Знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
Знать методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся.
Знать основы организации и проведения консультирования по вопросам оказания помощи детям с ОВЗ.
| 4 | 4 | 6 | Основы методики обучения
| Знать современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода
Знать методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.
Знать теорию и методы управления образовательными системами
Знать технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
| 5 | 5 | 7 | Основы педагогики | Знать современные педагогические технологии, методику воспитательной работы | 5 | 5 | 8 | Основы психологии | Знать основы возрастной и педагогической психологии, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями | 3 | 3 | 9 | Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | Знать основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | 1 | 1 | 10 | Назначение и функционирование ПК | Знать назначение и принципы функционирования ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможности их использования в образовательном процессе | 1 | 1 | 11 | Организация личного информационного пространства | Знать приёмы организации личного информационного пространств, интерфейс операционной системы, приёмы выполнения файловых операций, организацию информационной среды как файловой системы, основные приёмы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений
| 1 | 1 | 12 | Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | Знать приемы подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий
| 1 | 1 | 13 | Сервисы и технологии Интернет | Знать базовые сервисы и приемы работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности
| 1 | 1 | 14 | Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | Знать основные Федеральные образовательные порталы, цифровые образовательные ресурсы по предмету | 1 | 1 |
|