Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Дополнительная профессиональная
образовательная программа
«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя
к реализации ФГОС общего образования»
Новокузнецк, 2013
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации» Пояснительная записка
Актуальность программы. Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на период 2011- 2015 гг., Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими программными и руководящими документами Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Концептуальные документы и целевые программы российского уровня ставят проблему недостаточной социальной эффективности действующей системы образования, ее отставания от запросов современной экономики и общества. Следовательно, одной из стратегических задач развития системы дополнительного профессионального образования является обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ.
Ключевым направлением деятельности в решении этой задачи является внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на новые результаты образования; на ценность системно-деятельностного подхода к обучению; стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования; стандарт обеспечивает условия для воспитания учащихся.
Таким образом, работникам образования необходимо организованное сопровождение, в том числе и в форме повышения квалификации для освоения заявленных ориентиров и приоритетов в области:
отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов);
отбора содержания образования и организации образовательного процесса;
организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней и др..
Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и баланс требований.
Данное положение влечет за собой целый ряд следствий для системы педагогического образования, среди которых:
ориентация на субъект-субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в том числе – содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение их ответственностью за сделанный выбор;
последовательная ориентация на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения;
реализация педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований и т.п.
Анализ исследований педагогической литературы по вопросам перехода на ФГОС, а также существующей практики (результаты деятельности школ по экспериментальному введению ФГОС НОО) показали, что в настоящее время введение новых образовательных стандартов требует от администрации ОУ и педагогов введения изменений в содержание деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что федеральные государственные стандарты требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях, таких как:
нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности учителя;
системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС;
формирование УУД на уроках в основной школе;
требования ФГОС к рабочей программе по предмету;
разработка программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования;
современный урок в условиях реализации ФГОС основного общего образования;
информационно-коммуникационные технологии в предмете;
контрольно-оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС;
проблемное обучение предмету;
разработка программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
педагогические технологии Образовательной системы "Школа 2100"».
Таким образом, возникает необходимость целенаправленной деятельности по подготовке педагога к реализации ФГОС.
Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций учителя, позволяющих организовывать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Задачи программы:
Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в области понимания назначения, функций, содержания ФГОС, требований ФГОС к основной образовательной программе.
Способствовать повышению психологической компетентности педагогов по проблеме внедрения в образовательный процесс системно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы ФГОС.
Способствовать формированию профессиональной компетентности педагогов по созданию заданий для формирования УУД по предмету с учетом требований ФГОС.
Способствовать формированию методической компетентности педагогов, необходимой для создания проекта рабочей программы по предмету с учетом требований ФГОС.
Способствовать формированию у педагогов умения разрабатывать программу внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС основного общего образования.
Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в области разработки урока, соответствующего требованиям ФГОС.
Сформировать дополнительные профессиональные навыки конструирования уроков, предполагающих активную познавательную деятельность школьников с использованием современных сервисов и средств ИКТ.
Способствовать формированию компетентности педагога в организации контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе.
Результаты освоения модульной ДПОП
Слушатели должны:
знать:
назначение, функции, структуру ФГОС ООО и требования ФГОС к основной образовательной программе ООО;
основополагающие тезисы, дидактические принципы и условия реализации системно-деятельностного подхода;
характеристику УУД начальной и основной школы и основные методические приемы и методы формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у школьников;
требования к разработке рабочей программы, планируемым результатам, к условиям реализации основной образовательной программы;
методологическую основу и нормативно-правовую базу организации внеурочной деятельности в ОУ; алгоритм разработки и утверждения программы внеурочной деятельности; структуру программы внеурочной деятельности;
требования ФГОС ОО к современному уроку; современную типологию уроков; структуру технологической карты урока;
современные подходы к контрольно-оценочной деятельности педагога, формы, методы, виды контроля и оценки, особенности оценки личностных, метапредметных, предметных результатов, трудности и возможные решения вовлечения учащихся в процесс оценивания;
критерии оценки эффективности ЭОР; классификацию сервисов Web 2.0, адреса и приемы работы с некоторыми из них; адреса открытых библиотек ЭОР;
ключевые понятия проблемного обучения;
концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников, основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
цели и задачи учебно-исследовательской деятельности обучающихся в школе в соответствии с требованиями ФГОС, принципы организации образовательного процесса при включении обучающихся в учебно-исследовательскую работу, основные направления учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках своего предмета;
уметь:
применять методы развития учебных и познавательных мотивов учащихся; способы развития целеполагания и планирования у учащихся;
разрабатывать задания базового и повышенного уровня содержания образования по предмету в соответствии с требованиями ФГОС;
проектировать рабочие программы по предмету, включающие аудиторные, внеурочные и индивидуальные виды деятельности;
определять планируемые личностные и метапредметные результаты реализации программы внеурочной деятельности и методики их диагностики; обосновать выбор содержания программы внеурочной деятельности; проектировать и разрабатывать собственную программу внеурочной деятельности;
разрабатывать урок в соответствии с требованиями ФГОС;
проектировать учебные задания на приобретение и интеграцию знаний на основе мультимедиа - и Интернет-ресурсов; задания с использованием сервисов создания ментальных карт, проектировать учебные задания с использованием сервисов сетевого взаимодействия;
разрабатывать материалы стартовой диагностики, материалы фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, дидактические материалы для отслеживания динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся; формировать электронное портфолио;
применять полученные знания для создания проблемного слова учителя;
анализировать готовность школы к разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного в ОУ, разработать индивидуальную образовательную стратегию воспитания и социализации обучающихся на ступени основного в ОУ;
выстраивать логику организации учебного исследования в рамках своего предмета и межпредметных исследований, оценивать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Структура ДПОП
Модуль «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности учителя»;
Модуль «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»;
Модуль «Формирование УУД на уроках в основной школе»;
Модуль Современные требования к учебной рабочей программе по предмету;
Модуль «Разработка программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования»;
Модуль «Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования»;
Модуль «Информационно-коммуникационные технологии в предмете»;
Модуль «Контрольно-оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС».
Курсы по выбору:
Модуль «Проблемное обучение предмету»;
Модуль «Разработка программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»;
Модуль «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся»;
Модуль «Актуальные проблемы преподавания курса "Россия в мире"»;
Модуль «Педагогические технологии Образовательной системы "Школа 2100"».
Форма итоговой аттестации: экзамен и защита итоговой работы.
Структура и содержание образовательной программы позволяют говорить о персонифицированном процессе повышения квалификации учителей, в ходе которого возможно разрешение наиболее значимых профессиональных затруднений на индивидуальном уровне.
Содержание программы составлено в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденными приказом Минобразования России от 18.06.1997 г. № 1221. Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
работе
_____________Е.Г. Дунина-Седенкова «_____»_________________ 20__ г.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной образовательной программы
«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя
к реализации ФГОС общего образования» Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителя, позволяющих организовывать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Категория слушателей: учителя-предметники.
Срок обучения: 144 час., 8 нед., 2 мес.
Режим занятий: 4-8 часов в день.
№
|
Наименование разделов, дисциплин и тем
|
Всего, час.
| в том числе
|
Форма
контроля
| Лекции
| Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.
| Практические, лабораторные, семинарские
занятия
| |