Скачать 3.61 Mb.
|
Елена Сидоренко ТРЕНИНГ ВЛИЯНИЯ и противостояния влиянию авторская концепция методы психологического влияния алгоритм противостояния манипуляции психологический тренажер РЕЧЬ Санкт-Петербург 2004 ББК 88.5 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Н. В. Гришина, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Хрящева Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с, илл. ISBN 5-9268-0239-3 В книге излагается авторская концепция «цивилизованного» и «варварского» влияния, описывается оригинальная программа тренинга с алгоритмами и психологическими тренажерами. Книга будет интересна не только специалистам в области психологии, но и всем тем, кто хочет усовершенствовать свою способность влиять на окружающих и противостоять их нежелательному влиянию. ББК 88.5 Печатается по постановлению Редакционно-издагельского совета кафедры соииальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета ISBN 5-9268-0239-3 © Издательство «Речь», 2004 © Сидоренко Е. В , 2004 © Борозенец П. В., оформление, 2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................8 Глава 1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВЛИЯНИЮ.............................................................................11 1.1. Психологические средства влияния.............................................12 1.2. Непсихологические средства влияния..........................................12 1.3. Влиять = продавать?.....................................................................13 1.4. Цели влияния................................................................................16 Влияние как средство удовлетворения потребностей...............................17 Влияние как способ убедиться в факте собственного существования.......18 Влияние как удовлетворение потребности влияния...................................19 1.5. Поддаться влиянию = отказаться от самого себя?........................21 1.6. Кто имеет право влиять?...............................................................22 1.7. Варварское и цивилизованное влияние........................................23 1.8. Классификация видов влияния.....................................................30 1.9. Психологическое влияние будущего.............................................33 Глава 2 ВАРВАРСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ.................................36 2.1. Нападение....................................................................................37 Импульсивное нападение..........................................................................39 Целенаправленное нападение...................................................................39 2.2. Формы операции нападения.........................................................42 2.3. Принуждение................................................................................45 2.4. формы принуждения ....................................................................46 Глава 3 МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВЫЗОВ К СКРЫТОЙ СИЛОВОЙ БОРЬБЕ..............49 3.1. Метафора бапалайки и арфы........................................................49 3.2. Струны, на которых можно сыграть...............................................52 Виды иррациональных суждений...............................................................54 Российские иррациональные идеи............................................................55 3.3. Трудные вопросы манипуляции....................................................56 Вопрос 1: Допустима ли манипуляция с этической точки зрения?............57 Вопрос 2: Является ли любое поведение, в котором мы заранее не объявляем своей цели, манипуляцией?.....................................................60 3.4. Критерии манипуляции.................................................................60 3.5. Распространенность манипуляции...............................................64 3.6. Корни манипуляции......................................................................65 Слабость....................................................................................................65 Парадокс нетранзитивности......................................................................66 Неверие в действенность просьбы............................................................67 4____________ ____________ Тренинг влияния и противостояния влиянию Неверие в действенность убеждения.........................................................67 Стремление к одностороннему выигрышу.................................................67 Привычка...................................................................................................68 3.7. Гедонистическая и прагматическая манипуляции.........................69 3.8. Встречная манипуляция................................................................73 Глава 4 ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ.........................74 4.1. Аргументация...............................................................................74 Необходимые условия аргументации ........................................................75 Общие правила..........................................................................................76 Техники аргументации ...............................................................................78 4.2. Контраргументация ......................................................................78 Техники контраргументации.......................................................................78 4.3. Самопродвижение........................................................................80 Общие правила самопродвижения............................................................80 Техники самопродвижения........................................................................81 Глава 5 СПОРНЫЕ ВИДЫ ВЛИЯНИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВЛИЯНИЮ.............83 5.1. Внушение и заражение.................................................................84 5.2. Харизма и обаяние .......................................................................87 5.3. Пробуждение импульса к подражанию.........................................94 5.4. Формирование благосклонности целевой персоны.....................96 5.5. Просьба ..................................................................................... 100 5.6. Игнорирование........................................................................... 101 Глава 6 ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАПАДЕНИЮ И МАНИПУЛЯЦИИ ..................................................................103 6.1. Понятие цивилизованного противостояния................................ 103 6.2. Алгоритм цивилизованного противостояния.............................. 104 6.3. Мониторинг эмоций.................................................................... 104 6.4. Психологическая самооборона (психологическое самбо).............. 107 6.5. Техники психологического самбо ............................................... 109 Техника бесконечного уточнения.............................................................110 Техника внешнего согласия, или «наведения тумана»..............................111 Техника испорченной пластинки..............................................................112 Техника английского профессора............................................................113 6.6. Информационный диалог........................................................... 116 Техники информационного диалога.........................................................116 6.7. Конструктивная критика ............................................................. 121 Общие характеристики............................................................................121 Техники конструктивной критики.............................................................121 6.8. Цивилизованная конфронтация.................................................. 122 6.9. Дополнительные способы противостояния влиянию.................. 125 Глава 1. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию_______5 Энергетическая мобилизация..................................................................125 Творчество...............................................................................................126 Уклонение................................................................................................127 Глава 7 КОНЦЕПЦИЯ ТРЕНИНГА ВЛИЯНИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВЛИЯНИЮ.... 130 7.1. Внешняя концепция.................................................................... 130 7.2. Внутренняя концепция................................................................ 131 7.3. Принципы тренинга .................................................................... 132 Принцип интеллектуализации..................................................................132 Принцип всеобщей включенности (омнибуса).........................................132 Принцип тренерского моделирования.....................................................133 Принцип штудирования...........................................................................133 Принцип психологического тренажера....................................................134 Принцип индивидуального зачета ...........................................................134 Принцип «От заданных проблем — кживым проблемам друг друга».......135 Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом»............................................................136 7.4. Фазы тренинга............................................................................ 137 7.5. Методы....................................................................................... 138 Глава 8 ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА: НАЗАД, К ВАРВАРСТВУ И МАНИПУЛЯЦИИ.....139 8.1. Знакомство............................................................................... 139 8.2. Введение норм.......................................................................... 141 8.3. Краткое сообщение о концепции тренинга............................... 141 8.4. Упражнения на аргументацию................................................... 142 Упражнение «Бабушка» ..........................................................................142 Упражнение «Раздел имущества»...........................................................144 «Падишах»...............................................................................................145 «Коттедж»................................................................................................149 «Миллионерша»......................................................................................150 8.5. Манипуляционная разминка ..................................................... 154 8.6. Введение алгоритмов манипуляции.......................................... 156 8.7. Прагматическая манипуляция................................................... 156 8.8. Введение алгоритма противостояния варварскому нападению и манипуляции........................................................ 159 8.9. Упражнения на противостояние влиянию.................................. 160 «Щипки сверху и снизу»..........................................................................160 8.10. Введение техник психологического самбо................................ 162 8.11. «Бесконечное уточнение»......................................................... 163 8.12. Упражнение «Внешнее согласие»............................................. 165 8.13. Упражнение «Испорченная пластинка»..................................... 167 8.14. Упражнение «Английский профессор»...................................... 167 8.15. Домашнее задание................................................................... 168 8.16. Получение обратной связи по Дню 1......................................... 168 6_______________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию Глава 9 ВТОРОЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА: ПРОТИВ ВАРВАРСТВА И МАНИПУЛЯЦИИ .... 170 9.1. Приветствие..............................................................................170 9.2. Сумасшедшая сессия................................................................171 9.3. Упражнение «Сократ и Евтидем»............................................... 172 9.4. Тренажер по самбо.................................................................... 176 9.5. Введение техник информационного диалога............................179 9.6. Тренажер по информационному диалогу.................................. 179 9.7. Психологический тренажер по информационному диалогу...... 180 9.8. Ролевая игра «А почему вы спрашиваете меня об этом именно сейчас?».......................................................... 182 9.9. Сессия спорных методов влияния............................................. 186 9.10. Обсуждение домашнего задания.............................................. 189 9.11. Домашнее задание второго дня................................................ 191 9.12. Получение обратной связи по Дню 2......................................... 191 Глава 10 ТРЕТИЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА: ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ.................193 10.1. Сумасшедшая сессия.............................................................. 193 10.2. Введение техник конструктивной критики............................... 193 10.3. Упражнение «Конструктивная критика».................................. 194 10.4. Введение алгоритма конфронтации........................................ 195 10.5. Упражнение «Я-послания»....................................................... 196 10.6. Упражнение «Конфронтация».................................................. 197 10.7. Сбор «банка иррациональных идей» .......................................200 10.8. Введение техник самопродвижения........................................202 10.9. Всеобщая ролевая игра «Самопродвижение».........................202 10.10. Получение обратной связи по трем дням тренинга.................204 10.11. Подведение итогов тренинга..................................................205 |
Решение кафедры ... | Елена Шубина Смотрю и все удается. Уникальная методика приманивания... Эта книга – тренинг. В ней содержатся тексты – познавательная часть. Упражнения и медитации – практическая часть. Вопросы, над которыми... | ||
Концепция Web 0 5 Wikipedia 5 Блоги 5 BitTorrent и P2P 6 Last fm... В этой работе будет дан обзор современных тенденций во Всемирной Сети и информационном пространстве и приведены примеры их влияния... | Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний... Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана... | ||
Ипиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель... Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети.... | С детьми и взрослыми. Ббк 88. 8 18ВК5-98534-338-3 Вачков Метафорический тренинг. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. 144 с. (Действенный тренинг) | ||
Концепция воспитания информационная справка в школе (на 2012 г) обучается... Источники положительного влияния библиотеки села, музеи, медицинские учреждения, семья | Концепция «морского могущества» А. Мэхэна. Булатова Елена Александровна ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | Учебное пособие «Информатика. 10-11 класс» России и стран ближнего зарубежья. Авторская концепция преподавания информатики осталась прежней. Авторы переработали учебный материал... | ||
Программа курса «Ведение международных переговоров: тренинг» Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать... | Актерский тренинг (1959-1962) Упражнения, помещенные в этой главе, являются результатом работы и исследований периода 1959—1962 гг. Они записаны Эудженио Барбой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром.... | Эльвира Сарабьян Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой.... «Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер.... |