Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы





НазваниеИнновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы
Дата публикации03.09.2014
Размер62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Инновационные преобразования в условиях

специальной (коррекционной) школы
Я благодарна предоставленной мне возможности выступить перед собравшимися в зале, так как здесь присутствуют представители организаций, имеющих непосредственное отношение к образованию и болеющих за его развитие.

Часто я задаю себе вопрос: «Специальная коррекционная школа в нашем городе, хорошо это или плохо? Нужна ли она?..»

1 сентября – отчаяние и слезы в глазах родителей, затравленный взгляд ребенка. Сердце щемит. Нет, не нужна!

Проходит время. И снова родители, но уже со слезами благодарности, и слышится радостный смех ребенка. И понимаю – нужна! Понимаю я, и понимает весь коллектив, работающий в нашей школе. Это творческие, думающие люди, стремящиеся идти в ногу со временем.

На сегодняшний день специальная коррекционная школа - это 90 учащихся и 20 высококвалифицированных педагогов. Школа ведет обучение по двум видам: VIII вид - дети с органическим поражением головного мозга и VII вид - дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненном интеллекте наблюдается вялость психических процессов, слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

В современных условиях процесс развития образовательных учреждений стал вполне закономерным явлением. Не осталась в стороне и наша специальная (коррекционная) школа, которая работает в режиме развития учреждения, предусматривающий переход школы на качественно новый уровень образования.

Переход школы на личностно-ориентированную модель развития позволил нам использовать инновационные пути обновления школы в области содержания и структуры образования, совершенствования воспитательной работы и структуры управления. Так в школе созданы благоприятные условия для реализации инновационных проектов, позволяющих расширить образовательные границы, ориентировать коллектив на внедрение здоровьесберегающих технологий обучения, технологию сотрудничества, коррекционные, игровые технологии, технологии развивающего обучения. Анализ педагогической деятельности и адаптация учебных программ способствуют коррекции познавательных возможностей, развитию эмоционально-волевой сферы учащихся и демонстрируют социальную и практическую направленность обучения в нашей школе. Помимо учебных предметов, предусмотренных программой, у нас созданы возможности для коррекции отклонений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных направлений коррекционного курса являются факультативы. При выборе факультативных курсов на новый учебный год мы ориентируемся на основные направления деятельности школы, важность формирования у учащихся тех или иных коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, поведенческих и других свойств психики. Например, на решение задач правового воспитания подростков и успешной адаптации в социуме направлен факультатив «Основы правовых знаний» (7 класс). Программа коррекционного курса «Психологический практикум» предназначенная для учащихся 1, 4, 5, 8 классов, направлена на оказание психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и формирование социального интеллекта, то есть овладение качествами и навыками, способствующими эффективному взаимодействию с людьми, адаптации к окружающему миру. В целях профилактики правонарушений детьми «группы риска», возникновения и развития дромомании, предотвращения беспризорности ведет свой курс социальный педагог. Итогом обучения по данным курсам является сформированность у учащихся правовых, коммуникативных навыков и способности к саморегуляции. В нашей школе предусмотрен коррекционный курс «Ритмика» для учащихся 1-4 классов. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Овладение учащимися средствами интонационной выразительности способствуют улучшению работы процессов мышления и речи.

Опыт предыдущих лет работы на первой ступени обучения показал необходимость введения в учебный процесс игры и игротерапии, что способствует снятию усталости и напряжения в конце учебной недели через организованную игру, которая ускоряет развитие личности аномального ребенка. Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции, обеспечивает высокий уровень мотивации познавательной деятельности, возможности формирования различных форм психической активности. Педагоги в своей работе используют дидактические игры, игры с водой и песком, сказкотерапию, арттерапию, элементы телесно-ориентированной терапии, что несет в себе как развивающий, так и психопрофилактический характер – обеспечивает разрядку накопленных отрицательных эмоций, помогает предотвратить перерастание их в патологию. Именно в игротерапии школьники получают удовольствие от процесса игры, обретают уверенность в своих силах, ощущают радость победы.

Следующим направлением инновационной деятельности, затрагивающим содержание образования, является развивающее обучение. Большинство учителей школы овладело технологией интегрированного обучения учащихся. И если ранее это были предметы исключительно естественно-эстетического цикла, то к 2009 году инновационный блок обогатился новыми учебными дисциплинами: история – литературное чтение, развитие речи – швейное дело, математика – слесарное дело. Следует отметить продуктивность других нетрадиционных уроков, таких как: урок-викторина, урок – путешествие, урок - деловая игра, урок – соревнование и др. Развитию духовно-нравственного потенциала учащихся способствует реализация социокультурной программы «Истоки», основанной на технологии сотрудничества. На сегодняшний день для данной категории детей созданы в школе оптимальные условия для развития коммуникативных, социальных и трудовых навыков. Все учебные предметы максимально индивидуализированы. В соответствии с направлением инновационной деятельности, затрагивающим содержание образования, в учебно-воспитательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии обучения в целях стабилизации нервно-психического здоровья детей. В школе отработан единый профилактический комплекс с использованием элементов методики В.Ф.Базарного, А.Н.Стрельниковой, А.Л.Сиротюк для профилактики и коррекции нарушений осанки и расстройства зрения, построения учебного процесса в режиме динамических поз, для улучшения межполушарных взаимодействий и активизации умственной деятельности. Несколько лет в школе работает программа «Здоровье наших детей», включающая в себя физкультминутки, «подвижные перемены», Дни здоровья, дыхательную гимнастику. Каждый учитель приобщен к здоровьесберегающим технологиям и реализует мероприятия по укреплению защитных сил организма учащихся, предупреждению переутомления и нарушению зрения. В курс «Физкультура» введен лечебно – физкультурный комплекс.

В школе работает психолого-социально-педагогическая служба, сотрудники которой осуществляют комплексную диагностику, психологическое сопровождение, формирование речи учащихся, профилактику конфликтных ситуаций. В этом процессе участвуют психолог, логопед, социальный педагог и дефектологи школы. Каждый из специалистов разрабатывает и осуществляет свою программу работы с детьми с учетом особенностей возраста и структуры нарушений. В школе специалисты стараются оказывать психолого-педагогическую помощь и родителям по формированию навыков сотрудничества со своим ребенком, проводит консультации родителям. Особое внимание уделяется аспекту эмоционального состояния самих родителей и предотвращению дисфункциональности этих семей.

В области совершенствования воспитательной работы инновационная деятельность осуществляется через поиск новых форм воспитательной работы, которые позволили превратить школу в открытое образовательное пространство, активно взаимодействующее со средой, используя принцип педагогики общей заботы в создании системы воспитания вне школы и духовно-нравственный потенциал социума. Это тесное сотрудничество с библиотеками города, Домом детского творчества, краеведческим музеем.

Приоритетным направлением в инновационной деятельности школы является выход на поисково-творческую деятельность каждого учителя, которая бы включала в себе не только набор знаний по предмету, но и новое педагогическое мышление, творческое отношение к делу обучения и воспитания, глубокое переосмысливание учителем его собственной деятельности.

Непрерывность инноваций, их взаимосвязь и дополнение новым содержанием приносят безусловный и многофакторный позитив школьной практике:

  • улучшение качества образования детей с ограниченными возможностями;

  • положительная динамика в результатах оздоровительной работы;

  • повышение познавательной мотивации учащихся;

  • положительные результаты работы по коррекции дефектов речевого, эмоционального и психофизического развития;

  • рост количества преподавательского состава, стремящегося осваивать и использовать современные достижения психолого-педагогические науки в педагогической деятельности, что обеспечивает одну из основных задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - доступ к получению общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В предстоящем учебном году обучающиеся классов VII вида специальной (коррекционной) школы впервые смогут получить документ об окончании основной школы.

Выпускникам классов VIII вида школа помогает продолжить свое обучение в профессиональных училищах г.Жуковского и г.Москвы, с которыми установлено тесное сотрудничество.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconРабочая программа по «Чтению и развитию речи»
Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconМультимедийное сопровождение уроков социально-бытовой ориентировки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconПоложение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconЗдоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной
Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconЗдоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной
Оровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №1 содержит информацию об основных результатах деятельности...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconПояснительная записка Программа по русскому языку для 5 класса специальной...
Программа по русскому языку для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната составлена на основе следующих...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconПояснительная записка к учебным планам гксоу «Специальной (коррекционной)...
Пояснительная записка к учебным планам гксоу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа развития школы – важный целевой документ педагогической стратегии и деятельности школы, направлен на инновационные преобразования...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconУчреждения
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconПрограмма «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными...
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы icon1. Место предмета в структуре образовательной программы специальной...
Место предмета в структуре образовательной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой
Инновационные преобразования в условиях специальной (коррекционной) школы iconОтчет о проведении заседания №1 кмо учителей технологии
На заседание зарегистрировалось 51 человек. По инициативе Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск