Скачать 64.39 Kb.
|
7-й КЛАСС ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Урок 1. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Учебные вопросы. 1. Самовоспитание и психологическая уравновешенность. 2. Общение с окружающими и умение приобретать друзей. Цель. Обсудить с обучаемыми проблему психологической устойчивости человека в подростковом возрасте и пути формирования духовного здоровья, научить умению строить взаимоотношения с окружающими. Краткое содержание учебного материала. 1. В начале занятий следует обсудить с обучаемыми вопрос о влиянии подросткового возраста на развитие психики человека, изменение его взглядов на окружающий мир, на себя, особенности взаимоотношений с окружающими. При этом необходимо подчеркнуть, что подростковый возраст является одним из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способности к анализу окружающих явлений, растет интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и подчеркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам. Повышается интерес к своей внешности, пробуждается сексуальное влечение. Сказывается неравномерность психического и физического развития, желание зачастую превышает возможности, поэтому поведение может быть непоследовательным. Появляются желание освободиться от опеки взрослых, утрированное стремление к самоутверждению, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда подросток на глазах окружающих стремится совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Результаты таких поступков зачастую кончаются трагично. Подводя итог сказанному, преподавателю следует подчеркнуть, что основной особенностью подросткового возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими возможностями. Можно обсудить с обучаемыми некоторые общие направления обеспечения психологической устойчивости в этом возрасте. Одно из них - побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность - это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность - это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы. Уверенность воспитывается с учетом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нем, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением прежде всего жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми. Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Если обучаемый может ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности - обучение, постоянно выполняет домашние задания и хорошо усваивает учебный материал в школе, у него появляется уверенность в своих силах и возможностях. Если он занимается спортом и у него появляются спортивные успехи, уверенность в себе растет. Если он дома активно участвует в домашних делах и помогает родителям, у него появляется опыт в выполнении определенных работ: будь то на дачном участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних работах - это также увеличивает чувство уверенности в себе, чувство нужности себе и окружающим. Когда в глазах окружающих подросток считается хорошим учеником, спортсменом, помощником - это повышает его значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих. Необходимо отметить, что воспитание уверенности потребует прежде всего знаний и умений, постоянной подготовки себя к какому-то виду полезной деятельности, смелости и сноровки. Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого подростка. Уместно будет привести в этой связи отрывок из книги американского психолога Ди Скайдера «Уроки выживания для подростков». «Тренируйте уверенность в себе. Такого не бывает: проснулся погожим утром - и сразу почувствовал уверенность в себе. Для этого требуется потрудиться. Очень часто у неуверенных в себе людей просто нет чего-то такого, за что они могли бы «зацепиться». Их жизнь тосклива, но тосклива не жизнь, а они сами. Если дело обстоит именно так, постарайся увлечься чем-нибудь, и всерьез. Играй в рок-группе, вступай в атлетический клуб, найди себе какое-нибудь хобби. Скука - проклятье подростка, особенно если у тебя нет денег. Но все эти проблемы разрешимы. Если тебе не удалось все же чем-нибудь заинтересоваться, иди работать после уроков. По крайней мере, тогда у тебя заведутся деньги. Да займись ты хоть чем-нибудь!». Закончить разговор по первому вопросу можно следующим образом. Для создания условий психологической уравновешенности требуется постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Полезная деятельность и стремление к физическому и духовному совершенству - основное условие психической уравновешенности в этом трудном возрасте. 2. Разбирая второй вопрос, следует обратить внимание обучаемых на то, что для обретения психической устойчивости в подростковом возрасте немаловажное значение имеет умение приобретать себе друзей. Необходимо напомнить школьникам, что когда они были маленькими, завести друзей им не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними объединяли совместные игры, вместе с ними играли. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее. Дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей. Если у тебя нет друзей - попристальнее взгляни на себя. Что в тебе хорошего? Если ничего - то предстоит серьезная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в тебе другие. Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего научиться быть другом. Научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, научиться быть хорошим слушателем. Для того чтобы завести друзей, необходимо стать дружелюбным, таким, как ты хочешь, чтобы были с тобой. Целесообразно обратить внимание обучаемых на то, что для приобретения друзей и умения общаться с окружающими немаловажное значение имеет умение жить в согласии с самим собой. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к твоему поведению относятся окружающие, иметь постоянно программу поведения, каждый день добиваться над собой хотя бы маленькой победы. Ознакомьте обучаемых со следующими приемами тренировки своей воли. Надо ежедневно ставить себе задачи и добиваться их выполнения. Пример. Сегодня я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на этот день, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться. Сегодня я обязательно сделаю два дела, которыми заниматься мне не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не интересны. Я их сделаю для упражнения силы воли. На каждый день я составлю себе программу поведения и буду стремиться ее выполнить до конца. При ее выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью. В качестве вывода следует подчеркнуть: для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо постоянно самосовершенствоваться, учиться одерживать победы над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению. Сформировав в себе чувство уверенности и реальной оценки своих возможностей и поступков, легче найти пути правильного взаимоотношения с окружающими. Разбирая вопрос о взаимоотношениях с ними, будь то сверстники, родители, старшие и вообще окружающие нас люди, необходимо усвоить такую истину: стремление к собственной значимости является одной из главных черт, отличающих человека от животного. Это стремление побуждает нас к постоянному самосовершенствованию. Поэтому, строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчеркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что бы вы хотели получить от них. Вспомним Евангелие от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В конце урока можно обсудить с обучаемыми ряд правил, соблюдение которых позволяет вам понравиться людям. Эти правила приведены в книге Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. 2. Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе. 3. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 4. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Вопросы для повторения. 1. Расскажите о проявлениях психологической неуравновешенности в подростковом возрасте. 2. Какое значение при выработке психологической устойчивости в поведении придается самосовершенствованию? 3. Какими качествами надо обладать, чтобы завести себе друзей? |
Навыки здорового образа жизни здоровый образ жизни и его составляющие Подростковый возраст является одним из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности | Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | ||
Урок окружающего мира 3 класс Тема: «Здоровый образ жизни» Образовательные: ознакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Развивающие: формировать у учащихся желание осознанного... | Проект на тему «Здоровый образ жизни» Задачи: Донести до учащихся важность и значимость здорового образа жизни для человека | ||
Конспект внеклассного мероприятия проведенного в 3 классе на тему : «Здоровый образ жизни» Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа... | Сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и детей Иерархически структура направленности личности на здоровый и безопасный образ жизни представлена следующим образом | ||
Конспект урока по физической культуре Тема: «Путешествие на остров здорового образа жизни» Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение... | Конспект урока обж в 11 классе на тему: «Здоровый образ жизни» Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения | ||
Кандидат педагогических наук Школа – идеальное место для первичной профилактики, выработки навыков здорового образа жизни. Школа №2 г. Черкесска пропагандирует... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Темы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура» Здоровый... | Конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому... Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа... | ||
Тема: Здоровый образ жизни Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа... | Здоровый образ жизни молодежи Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа... | ||
Цель формирование у учащихся устойчивой мотивации, направленной на... Комплексный подход к формированию навыков здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы | Темы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах... Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния... |