Принято
|
|
| на педагогическом совете
| Протокол № 1
|
| 29 августа 2011 года
|
|
|
| "Утверждаю"
|
| Директор ГБОУ ЦО № 1473
| ___________
| С.Г. Савельев
| 30 августа 2011 года
|
|
|
| Положение о мониторинге
сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и детей.
Так как образ жизни человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций (В.А. Сластенин).
Иерархически структура направленности личности на здоровый и безопасный образ жизни представлена следующим образом:
- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;
- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;
- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
В рамках мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, детей на первом этапе исследования предлагается произвести оценку экспериментального учреждения образовательного по следующим позициям:
а) культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся и детей;
б) вариативность образования (ассортимент элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, форм обучения, дополнительное образование);
в) ассортимент образовательных услуг в ОУ;
г) связи с другими учебными заведениями, учреждениями культуры, здравоохранения, «открытость школы»;
д) уровень материально-технического оснащения образовательного процесса;
ж) уровень развития профессионального мастерства педагогического коллектива;
з) окружающий социум, родители учащихся
Общим результатом должны стать:
действующая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
научно-методические и практические рекомендации по системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты для руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных специалистов.
Направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Направления
деятельности
|
Содержание / критерии оценки
|
Ответственность и контроль за реализацию
| Оценка инфраструктуры
образовательного учреждения
| • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинскиеработники).
| Администрация образовательного учреждения
| Оценка учебной
и внеучебной деятельности обучающихся
| • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;
• организация физкультурно-оздоровительной работы;
• реализация дополнительных образовательных программ;
-просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения через учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности;
• работа по индивидуальным программам начального и основного общего образования.
| Педагоги образовательного учреждения
| Оценка физкультурно –оздоровительной работы
| • рациональная организация двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов,
• эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• организация уроков и занятий физической культурой активно двигательного характера на ступени начального и основного общего образования;
• организация занятий по лечебной физкультуре;
• организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
| Администрация
образовательного учреждения, учителя физической культуры, педагоги образовательного учреждения.
| Оценка дополнительной образовательной
деятельности
| • внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс через интеграцию в базовые образовательные дисциплины, проведение часов здоровья, факультативных занятий, элективных курсов, классных часов, кружков, досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей) обучающихся;
• разработка и апробация программ «Образование и здоровье», «Основы здорового питания», «Уроки здоровья», «Все цвета кроме черного», уроки «Основы психологии», программы позитивной наркопрофилактики.
| Педагоги образовательного учреждения
| Оценка просветительской работы с родителями
(законными представителями) обучающихся
| • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• приобретение для родителей (законных представителей) обучающихся необходимой научно-методической литературы;
• организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек
| Педагоги образовательного учреждения
| |