Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей





НазваниеАктуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей
страница1/4
Дата публикации28.09.2014
Размер0.64 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4




ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах.

Сегодня во многих школах создаются органы ученического самоуправления, дана большая свобода в проведении уроков педагогам, активнее привлекаются к решению проблем школы родители. Однако как на республиканском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.

Определяющая роль в установлении взаимодействия школы и семьи принадлежит педагогам образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объедине­нии усилий, что родители – его союзники, и он не может обой­тись без их совета и помощи.

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы.

Еще далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют ее на деле. Среди родителей ныне весьма нередка растерянность: на что можно рассчитывать, прибегая в деле воспитания ребенка к помощи профессиональных педагогов, на каких идеях и принципах строить программу личностного развития ребенка? Вместе с тем, и педагоги сегодня не в меньшей степени, чем родители, нуждаются в рекомендациях по организации продуктивного сотрудничества с семьей воспитанников с учетом современных реалий изменившегося менталитета родителей. Обе стороны – и родители, и педагоги – глубоко заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Позитивная установка на сотрудничество свидетельствует о потенциальной успешности взаимных усилий, о продуктивности воспитательных и образовательных контактов, связанных с личностным развитием ребенка.

Однако, как показывает практика, такие контакты чаще всего носят стихийный, несистематический характер, не всегда достигают желаемой эффективности. Страдает от этого третья сторона этих отношений – ребенок – именно он оказывается в проигрыше, испытывая перегрузки, чувство морального и психологического дискомфорта в отношениях со взрослыми.

Взаимодействие педагога с родителями исследуется в отечественной педагогике достаточно давно. Теоретические основы и прикладные подходы к семейному воспитанию раскрывают в своих работах Л. И. Маленкова, М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук, Л. К. Воднева, В. С. Богословская, В. Т. Кабуш, Я. Л. Коломинский, Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова, В. П. Пархоменко, М. В. Белая, И. И. Жбанкова, Н. Г. Юркевич и многие другие.

Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи обусловила выбор темы курсового исследования «Индивидуальная работа с семьей учащихся» и определила следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность, условия эффективности индивидуального подхода в работе с семьей, а также разнообразие форм индивидуальной работы с родителями.

  2. Дать характеристику консультирования как особого вида помощи семье.

  3. Определить сущность и содержание педагогического взаимодействия «педагог-родитель».

  4. Изучить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: изучить особенности индивидуального подхода в работе с семьей и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие «педагог-родитель».

Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, наблюдение.

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение. Успех его положительного влияния на детей зависит от нравственно-психологического облика педагогов, их психолого-педагогической подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

групповые: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом;

коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т.д.

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения [1, с.63-64].

В рамках курсовой работы мы остановимся на индивидуальной работе педагогов с родителями учащихся.

В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:

принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;

принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся (родителями).

Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.

Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для учащегося способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.

Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями учащегося – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.

Итак, существенным фактором влияния школы на се­мейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями в первую оче­редь следует указать на создание необходимых домаш­них условий для учебных занятий и трудовой деятельно­сти школьников, а также осуществление контроля в се­мье за их поведением и соблюдением режима дня. И. Ф. Харламов подчеркивает, что неко­торые родители не уделяют этим вопросам должного вни­мания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изоб­разительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без дол­жного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помо­гают им в создании «рабочих уголков». Не изжиты так­же факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалос­ти в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естествен­но, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями [2, с.500-501].

Формы индивидуальной работы и ее влияние на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализи­руют причины недостатков в учебе и поведении школь­ников и намечают пути их преодоления. Если, напри­мер, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнени­ем, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на про­смотр телевизионных программ или нуждаются в конт­роле за поведением в свободное время и т.д.

Индивидуальная работа зачастую носит характер пе­дагогических консультаций родителей и дачи им прак­тических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители доста­точно компетентны в подходе к таким детям и нужда­ются в квалифицированной помощи педагогов.

Очень важной является индивидуальная работа с роди­телями учащихся, которые проявляют интерес и способ­ности к изучению отдельных учебных предметов или осо­бую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному фор­мированию [2, с.503].

Однако, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное вни­мание совершенствованию воспитательного процесса, выстраива­нию на должном уровне отношений с семьей и другими социальны­ми институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитатель­ный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Практика показывает, что некоторые родители не име­ют специальных знаний в области воспитания, испытывают труд­ности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы реше­ния этой проблемы, определяют содержание и формы педагоги­ческого просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откли­каются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют инте­рес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка мо­жет быть успешной только в том случае, если они станут союзни­ками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании инди­видуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении не­гативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни [3, с.25].

М. П. Осипова в этой связи советует следующее: «Прежде всего, постарайтесь убедить родителей в том, что без их помощи ваша работа по воспитанию детей будет не столь эффективной» [4, с.18].

Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах.

Успех взаимодействия во многом зависит от позиции педагога: недопустимы назидательность в общении, поучающий тон. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на роди­телей в целях улучшения семейного воспитания, учите­лям следует проявлять необходимый педагогический такт.

По мнению И. Ф. Харламова, особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, кото­рые «плохо ведут» себя в школе. Такие жалобы, как пра­вило, не дают положительного эффекта, а иногда прино­сят и прямой вред [2, с.502].

Во взаимодействии с родителями педагог должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции.

С. Р. Бутрим подчеркивает, что в основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:

  1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.

Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».

  1. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: «но меня беспокоит…». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойства (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы, принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).

  2. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания – процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды – усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.

  3. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, класс в целом.

  4. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д. [5, с.24].

Эти пять элементов взаимодействия педагога и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (педагог – родители – учащиеся).

Л. П. Шаулко выделяет следующие правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

Умейте терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!

Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту!

Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы! [6, с.11].
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconФормы текущего контроля успеваемости
Целью освоения дисциплины является: изучение студентами закономерностей поведения и взаимодействия экономических субъектов, основных...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconСтатья 9 Закона РФ «Об образовании»
В настоящее время можно выделить ряд объективных факторов, в значительной степени определяющих планирование дальнейшей деятельности...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатизация. Школа – сетевая модель виртуального взаимодействия субъектов образовательного процесса»
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconЕс – Китай
В перспективе, по мере превращения Китая в один из важнейших центров мировой политики, отношения между ес и кнр могут стать одним...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconУрок одна из форм образовательного процесса
Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconМосковский государственный университет приборостроения и информатики...
Реферат относится к активным видам учебного процесса. Его выполнение имеет своей целью более глубокое и творческое изучение основных...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconАктуальность использования информационно- коммуникационых технологий в сфере
Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: презентация опыта работы экспериментальной площадки мбоу сош №9 г. Кулебаки «Формирование системы педагогического...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconДополнительное образование
Активным инновационным поиском развития личности и является развитие системы дополнительного образования (ДО) в школе
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconI блок : Организационно – педагогическая работа
Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconУрок у професійній школі: здобутки та перспективи Тема доклада: Использование...
Яющих его областей науки, техники и производства. К ним могут быть отнесены сварка и резка металлов, которые во многих отраслях промышленности...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ть с учащимися 10-11 класса после изучения темы «Проблемы молодежи». Конференция-дискуссия, как форма организации образовательного...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconНеобходимость включения курса в учебный план и его актуальность объясняется...
Россия становится все более активным участником многих международных экономических организаций
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconСистема взаимодействия власти и общества
Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные...
Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей iconВ. А. Субботина
Хiх века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск