Скачать 0.64 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах. Сегодня во многих школах создаются органы ученического самоуправления, дана большая свобода в проведении уроков педагогам, активнее привлекаются к решению проблем школы родители. Однако как на республиканском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения. Определяющая роль в установлении взаимодействия школы и семьи принадлежит педагогам образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы. Еще далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют ее на деле. Среди родителей ныне весьма нередка растерянность: на что можно рассчитывать, прибегая в деле воспитания ребенка к помощи профессиональных педагогов, на каких идеях и принципах строить программу личностного развития ребенка? Вместе с тем, и педагоги сегодня не в меньшей степени, чем родители, нуждаются в рекомендациях по организации продуктивного сотрудничества с семьей воспитанников с учетом современных реалий изменившегося менталитета родителей. Обе стороны – и родители, и педагоги – глубоко заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Позитивная установка на сотрудничество свидетельствует о потенциальной успешности взаимных усилий, о продуктивности воспитательных и образовательных контактов, связанных с личностным развитием ребенка. Однако, как показывает практика, такие контакты чаще всего носят стихийный, несистематический характер, не всегда достигают желаемой эффективности. Страдает от этого третья сторона этих отношений – ребенок – именно он оказывается в проигрыше, испытывая перегрузки, чувство морального и психологического дискомфорта в отношениях со взрослыми. Взаимодействие педагога с родителями исследуется в отечественной педагогике достаточно давно. Теоретические основы и прикладные подходы к семейному воспитанию раскрывают в своих работах Л. И. Маленкова, М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук, Л. К. Воднева, В. С. Богословская, В. Т. Кабуш, Я. Л. Коломинский, Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова, В. П. Пархоменко, М. В. Белая, И. И. Жбанкова, Н. Г. Юркевич и многие другие. Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи обусловила выбор темы курсового исследования «Индивидуальная работа с семьей учащихся» и определила следующие задачи:
Цель исследования: изучить особенности индивидуального подхода в работе с семьей и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие «педагог-родитель». Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, наблюдение. 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение. Успех его положительного влияния на детей зависит от нравственно-психологического облика педагогов, их психолого-педагогической подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями. Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. Формы работы учителя с родителями разнообразны: индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе; групповые: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом; коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т.д. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения [1, с.63-64]. В рамках курсовой работы мы остановимся на индивидуальной работе педагогов с родителями учащихся. В качестве основных принципов деятельности педагога выступают: принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности; принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся (родителями). Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости. Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для учащегося способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним. Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями учащегося – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности. Итак, существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. И. Ф. Харламов подчеркивает, что некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании «рабочих уголков». Не изжиты также факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалости в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями [2, с.500-501]. Формы индивидуальной работы и ее влияние на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления. Если, например, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнением, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на просмотр телевизионных программ или нуждаются в контроле за поведением в свободное время и т.д. Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов. Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию [2, с.503]. Однако, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни [3, с.25]. М. П. Осипова в этой связи советует следующее: «Прежде всего, постарайтесь убедить родителей в том, что без их помощи ваша работа по воспитанию детей будет не столь эффективной» [4, с.18]. Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Успех взаимодействия во многом зависит от позиции педагога: недопустимы назидательность в общении, поучающий тон. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. По мнению И. Ф. Харламова, особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, которые «плохо ведут» себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред [2, с.502]. Во взаимодействии с родителями педагог должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. С. Р. Бутрим подчеркивает, что в основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:
Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».
Эти пять элементов взаимодействия педагога и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (педагог – родители – учащиеся). Л. П. Шаулко выделяет следующие правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся: Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами! Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время! Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей! Умейте терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам! Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали! То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов! Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее! Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика! Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту! Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы! [6, с.11]. |
Формы текущего контроля успеваемости Целью освоения дисциплины является: изучение студентами закономерностей поведения и взаимодействия экономических субъектов, основных... | Статья 9 Закона РФ «Об образовании» В настоящее время можно выделить ряд объективных факторов, в значительной степени определяющих планирование дальнейшей деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информатизация. Школа – сетевая модель виртуального взаимодействия субъектов образовательного процесса» | Ес – Китай В перспективе, по мере превращения Китая в один из важнейших центров мировой политики, отношения между ес и кнр могут стать одним... | ||
Урок одна из форм образовательного процесса Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество... | Московский государственный университет приборостроения и информатики... Реферат относится к активным видам учебного процесса. Его выполнение имеет своей целью более глубокое и творческое изучение основных... | ||
Актуальность использования информационно- коммуникационых технологий в сфере Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения: презентация опыта работы экспериментальной площадки мбоу сош №9 г. Кулебаки «Формирование системы педагогического... | ||
Дополнительное образование Активным инновационным поиском развития личности и является развитие системы дополнительного образования (ДО) в школе | I блок : Организационно – педагогическая работа Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала... | ||
Урок у професійній школі: здобутки та перспективи Тема доклада: Использование... Яющих его областей науки, техники и производства. К ним могут быть отнесены сварка и резка металлов, которые во многих отраслях промышленности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ть с учащимися 10-11 класса после изучения темы «Проблемы молодежи». Конференция-дискуссия, как форма организации образовательного... | Необходимость включения курса в учебный план и его актуальность объясняется... Россия становится все более активным участником многих международных экономических организаций | ||
Система взаимодействия власти и общества Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные... | В. А. Субботина Хiх века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность... |