Скачать 81.79 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Московский государственный университет технологии и управления Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Психология и педагогика Тема: Психология как наука Выполнил студент 1 курса Грачева Ольга Николаевна Факультета: Экономика и предпринимательство Спец. Экономика и управление на предприятии Шифр: 080502 2010 Содержание
1) Предмет психологии, ее задачи и методы. 2) Основные этапы развития психологической науки. 3) Место психологии в системе наук. 3. Заключение. 4. Список литературы. ВведениеПсихология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Предмет психологии, ее задачи и методыВ процессе исторического развития психологии ее предмет неоднократно менялся. Остановимся на современной трактовке определения предмета психологии — это факты, закономерности и механизмы психики человека, то есть всей совокупности психических явлений. Все психические явления можно разделить на: - психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые; - психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.; - психические образования – знания, умения, навыки, привычки; - психические свойства (свойства личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность. Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. В самом широком смысле задачей психологии является исследование психических явлений. Однако, психология ставит перед собой и другие задачи:
На реализацию всех этих задач направлены отдельные отрасли психологии. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Методы психологии: 1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования): - сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п. - лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода - комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук 2. Эмпирические (методы сбора первичной информации): - наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности); -эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. Существует 2 вида эксперимента: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов) и естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе); -тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого). Виды тестов: 1. по форме проведения – индивидуальные, групповые 2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации 3.по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные) - анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления) - анализ продуктов деятельности (изучение склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы) - биографический метод 3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации): - количественный – способы статистической обработки информации - качественный – дифференциация материала по группам, анализ 4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами): - генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д. -структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления 5. Воздействия (коррекции) – приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью: - аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ. Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы самых различных наук. Основные этапы развития психологической науки1 этап – Психология как наука о душе – такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап – Психология как наука о сознании – возникла в XVIIв. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3 этап – Психология как наука о поведении – данный этап наступил в начале ХХв. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались. 4 этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики – для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики. Место психологии в системе наукПсихику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знания строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации-орудия труда и знаковые системы. Человек - бисоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе ,в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного),о природе человеческого сознания и деятельности. Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. ЗаключениеВ последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений. Психология как наука имеет свой предмет, объект и задачи исследования. Она изучает закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Список литературы
|
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Контрольная работа /Психология и педагогика/ Тема: Деятельность: понятие, структура, виды Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Основные атрибуты деятельности | Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Программа учебного курса «Психология для старшеклассников» Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В системе наук психология... | ||
Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | Методические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика» | ||
Итоговая проверочная работа по биологии за 1 полугодие Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | Рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика» Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика» |