Скачать 265.74 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М Волосникова/ __________ _____________ 2011 г. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология» Магистерская программа «Психологическое консультирование», форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________________________/А.В. Павлов/ 10 апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры философии 12.04.2011 (протокол № 3). Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой _____________________________________/ М.Н. Щербинин / 12 апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП_______________________________ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________________________/А.В. Арефьева / «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_______________________/С.А. Федорова / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра философии А.В. Павлов ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология» Магистерская программа «Психологическое консультирование» очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Павлов А.В. Логика и методология научных исследований. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология». Магистерская программа «Психологическое консультирование» очной формы обучения, Тюмень, 2011, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Логика и методология научных исследований [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www/umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин, заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор © Павлов Александр Валентинович, 2011. © Тюменский государственный университет, 2011. 3 Пояснительная записка:
Целью дисциплины является обучение студентов основным методологическим принципам современного гуманитарного и социального познания. Задачи - анализ и определение структуры гуманитарного познания; ознакомление с основными методологическими принципами гуманитарной науки; развитие навыков самостоятельного исследования.
Логика и методология гуманитарной науки относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Курс базируется на знаниях и навыках бакалавриата по психологическим дисциплинам. Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы в качестве методологических позиций для изучения большинства теоретических дисциплин специальности «психология», а также для написания выпускной квалификационной работы.
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями: 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22); реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
4 Владеть:
Семестр 1. Форма аттестации - контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. 5 Таблица 2.
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
6
Тема 1. Специфика гуманитарного познания Зарождение гуманитарной науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в познании. Науки о природе и науки о духе. Номотетика и идеография. Тотализация и индивидуализация. Гуманитарная наука и современность. Естественнонаучный и гуманитарный подходы в педагогике. ТЕМА 2. Постановка проблемы Понятие научной проблематики. Обоснование актуальности. Цели исследования. Система задач и принципы ее построения. Понятие научной гипотезы. Проблематизация современности и индивидуальности. Практическое значение научной проблематики в педагогике. 7 ТЕМА 3. Конструирование предметной области Понятие научной предметности. Теория и опыт в предмете познания. Различие естественнонаучной и гуманитарнонаучной предметности. Эмпирическое и экзистенциальное в предмете исследований. Понятие факта. Принцип устойчивости предметной области. Проблема объективности гуманитарного познания. Пространство и время в гуманитарном познании. Многомерность гуманитарного исследования. Современность и индивидуальность как предметные области гуманитарной науки. Предметная область педагогического образования. ТЕМА 4. Характеристика методологии Понятие научной методологии. Отличие гуманитарнонаучной методологии от естественнонаучной. Осознанность метода. Доказанность метода. Публичность метода. Устойчивость метода. Связь методологии с проблематикой и предметностью. Методология познания и технологии практики. Методологические подходы при изучении современности и индивидуальности. Специфика методологии педагогического образования. ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки Понятие научного языка. Однозначность научной терминологии. Роль метафоры в гуманитарных науках. Дефинированность научной терминологии, виды дефиниций. Денотированность научной терминологии. Тринитарная концепция знака и «шизоязык» Ж. Делеза. Специфика терминологизации современности и индивидуальности. Образность, метафоричность и провокационность гуманитарнонаучного языка. Отличительные черты педагогической терминологии. ТЕМА 6. Основные научные результаты Понятие научной результативности. Знание и незнание. Информативные и практические результаты познания. Состав, структура, закон, прогноз, измерение как результаты познания. Специфика гуманитарного представления об истине и ее критериях, верификация и фальсификация. Представление о знании и истине в педагогике. ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания Границы научного познания. Теоретические ограничения по проблематике, предметности и методологии. Практические ограничения познания. Моральные ограничения познания, этический агностицизм. ТЕМА 8. Методология XX века Феноменология. Герменевтика. ТЕМА 9. Методология XX века Экзистенциализм. Номадология.
Тема 1. Специфика гуманитарного познания
ТЕМА 2. Постановка проблемы
ТЕМА 3. Конструирование предметной области
ТЕМА 4. Характеристика методологии
8 ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки
ТЕМА 6. Основные научные результаты
ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания
ТЕМА 8. Герменевтика
ТЕМА 9. Экзистенциализм
Аттестация студентов по дисциплине в условиях модульной организации учебного процесса осуществляется по результатам аттестации 3 модулей дисциплины. Итоговая оценка по дисциплине формируется согласно балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов. Все виды работ оцениваются в баллах, затем баллы за весь семестр суммируются. Вся дисциплина оценивается в 100 баллов. Шкала перевода баллов в оценки
7.1.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости Примерные темы контрольных работ
9
Примерные темы реферата
Примерный список терминов Проблематика. Предметная область. Методология. Объективность. Субъективность. Эффективность. Границы применимости. Ментальный портрет. Пространство. Время. Измерение. Оценка. Закон. Прогноз. Чистая субъективность. Чистое сознание. Феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция. Трансцендентальная редукция. Интенция. Бессознательное. Проблема сущности и существования. Проблема бытия. Понимание. Интерпретация. Конгениальность. Текст. Контекст. Дистантность. Диалог. Герменевтический круг. Горизонт понимания. Структура. Бинарная оппозиция. Медиатор. Система. Элемент. Функция. 10 Деконструкция. Дисконтинуитет. Номадология. Ризома. Шизоанализ. Симулякр. Хаос. Порядок. Самоорганизация. Случайное взаимодействие. Фазовый портрет. Точка флуктуации. Бифуркация. Катастрофическое множество. Аттрактор. Экзистенциальный диалог. Комплементарность. Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету
В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата. Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)
11
9.1.Основная литература
9.2.Дополнительная литература 1. Гадамер Х. Г. Что есть истина? //Логос. 1991. № 1. 2. Гуссерль Э. Феноменология. – Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. – М.: 1991. 3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996. 5. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. - М.: РОССПЭН, 1998. 4. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – МГУ, 1991. 5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. – Интернет. 6. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Пер с фр. Н.А.Шматко. – СПб.: «Алетейя», 1998. - www.philosophy.ru/library/lyotard/ postmoderne.html 7. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. 8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. 9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: 1993. 9.3.Интернет-ресурсы 1. http://www.philos.msu.ru/ 2. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm 3. http://philosophy.ru/ 4. http://filosof.historic.ru/ 5. http://analytic.ontologically.com 6. http://www.philosophypages.com 7. http://plato.stanford.edu 8. http://www.psylib.ukrweb.net/books/2. Гончаров С. С. Введение в методологию науки. - М., 1994. 9. http://abuss.narod.ru/ 10. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya 11. http://filosofia.ru/authors.shtml 12. http://www.alleng.ru/edu/philos2.htm 13. http://www.philos.msu.ru/ 14. http://www.psylib.ukrweb.net/books/
Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие аудитории, обеспеченной компьютером и проектором. 12 |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... |