Скачать 0.51 Mb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России) Т.В. Променашева Психология общения с пациентом Методическое пособие Иркутск ИГМУ 2011 УДК 159.91 (075.32) ББК Ю 948я 73 П81 Рекомендовано методическим Советом Института Сестринского образования ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России в качестве учебного пособия для студентов обучающихся по программам СПО Автор: Т.В.Променашева – преподаватель высшей категории, кафедры общепрофессиональных дисциплин ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России Института сестринского образования Рецензент: Чичкалюк В.А. – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России Променашева, Т.В. П81 Психология общения с пациентом : метод.пособие / Т.В.Променашева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития ИСО, - Иркутск: ИГМУ, 2012.- 40 с. В методическом пособии представлена разработка теоретического и семинарско- практического занятия по теме : «Психология общения с пациентом». Основная задача пособия – оказать методическую помощь преподавателю при проектировании и проведении учебного занятия по дисциплине психология. Пособие предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по образовательным программам ФГОС среднего профессионального образования специальностей «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика». УДК 159.91 (075.32) ББК Ю 948я 73 © Променашева Т.В.,2011 ©ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, 2011 Содержание
Пояснительная записка "Психологические врачевания, - говорит академик А.Ф. Билибин, - состоит в том, что при нем происходит не только встреча с пациентом, но и общение с ним, возникает желание обоих быть понятыми друг с другом". Сестринское дело представляет собой диалог - общение человека с человеком. Диалог между двумя людьми является первым шагом на пути к формированию межличностных отношений. На уровень сестринского ухода, который получает пациент, оказывает сильное влияние то, каким образом сестра использует свои навыки межличностного общения, такие как, умение слушать, предоставление пациенту возможности выразить себя, а также утешение и поддержка. Умение понимать пациента, сочувствовать, выслушать пациента не просто формально, а с элементами эмоционального участия дается не сразу, а вырабатывается многолетним опытом. Путь к истинному мастерству долгий и нелегкий. При общении с пациентами, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление. При этом она должна быть психологом, т.е. учитывать индивидуальные особенности пациента и его состояние в данный момент. Сестры должны развивать свои навыки и умения общения, чтобы предоставить качественный уход, ориентированный на пациента, планируемый с его участием. Общение медсестры с пациентом - большое искусство, и этим искусством надо научиться владеть для создания эффективного контакта с пациентом. Эффективное общение сопряжено не только с желанием, но и требует определенного психологического настроя и вырабатывается в процессе практики. Для проведения теоретического занятия по теме « Психология общения с пациентом», организационной формой обучения была выбрана лекция. Лекция является наиболее экономичным способом передачи устной информации. Дидактическими целями лекции являются сообщение новых знаний, формирование на их основе убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Для закрепления и систематизации знаний была выбрана форма учебного занятия: семинарско-практическое занятие. Под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы, закрепляют, систематизируют знания, формируют умения, применять теоретические знания для решения профессиональных задач. При подготовке к семинарско-практическому занятию студентам предложена творческая форма самостоятельной работы - подготовка рефератов. Методы обучения, использованные в данной разработке: 1) информационная лекция: метод обучения, представляющий собой монологическое изложение информации; 2) практические методы обучения: метод упражнений, работа с книгой, решение ситуационных задач, видеометод. Виды контроля, используемые в разработке: предварительный, текущий, итоговый; методы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Учебно-методическая карта (план) занятия Предмет: Психология Тема занятия: "Психология общения с пациентом" Вид занятия: информационная лекция: Время: 90 мин Цель занятия: Учебная: Научить студентов особенностям психологического общения с пациентами. Подвести студента к пониманию необходимости владением техникой общения. Развивающая: Способствовать развитию творческой активности студентов. Развить внимание, наблюдательность, навыки самоконтроля. Способствовать развитию мыслительных процессов анализа и синтеза. Воспитательная: Воспитание у студентов доброжелательного отношения, чувства эмпатии к пациентам. Межпредметные связи: Обеспечивающие: Все клинические дисциплины. Обеспечиваемые: Общая психология. Социальная психология. Медицинская психология. А. Наглядные пособия. Диапозитивы, фильм. Б. Раздаточный материал: глоссарий В. Технические средства обучения: проектор Г. Учебные места: лекционный кабинет Д. Литература основная: О.И. Полянцева Психология для средних медицинских учреждений Ростов - на - Дону 2004.Медицинская психология для медсестер и фельдшеров Ростов - на - Дону 2002. Психология в медицине Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц Москва "Кафедра" - М" 1998. Медицинская психология Н.Д. Лакосина Г.К. Ушакова. Медицина 1984г. Дополнительная: Т.П. Обуховец Основы сестринского дела Практикум Ростов - на - Дону 2004г. Н.А. Магазаник Искусство общения с больными Москва "Медицина" 1991. Деонтология в медицине Москва "Медицина" 1988. Лемон Коммуникация. План 1. Организационный момент - 3 минуты 2. Актуальность темы - 5 минут 3. Актуализация базовых знаний - 7 минут 4. Формирование новых знаний и представлений - 57 минут 5. Контроль усвоения знаний - 5 минут 6. Подведение итогов занятия - 10 минут 7. Домашнее задание - 3 минуты. Содержание занятия
Лекция: "Психология общения с пациентом" План лекции: 1. Общение: функции общения; типы общения; межличностное общение. 2. Психологические особенности общения медработника с пациентом: понятие о личности; внешняя, внутренняя картина болезни; отношение пациента к болезни (возрастные, половые особенности); эмпатия; индивидуальные особенности личности пациента;особенности общения с пациентом в стационаре; "госпитализм"; терапевтическое общение; цели терапевтического общения; причины вызывающие ятрогении. 3. Культура общения в коллективе медучреждения.
"Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни - роскошь человеческого общения". А Сент - Экзюпери Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. В общении социальные отношения людей: общественные и межличностные. ОБЩЕНИЕ - универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Таким образом, общение - сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющиеся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке. Сегодня человек воспринимается сестрой как социальное, психологическое и физическое создание, и основное внимание уделяется участию пациента в процессе ухода за ним. Уход, ориентированный на пациента, подразумевает содержательный уход, планируемый с участием самого пациента для того, чтобы максимально способствовать выздоровлению. Чтобы достичь этих целей, ориентированных на пациента, посредствам ухода и планирования, ориентированного на решение задач, очень важное значение, имеют хорошие навыки общения. Сестры должны развивать свои умения вести беседу. Чтобы помогать пациентам, ведя с ними содержательный разговор! Это общение начинается при первой встрече и продолжается на протяжении всего периода сестринского ухода за ним (например, при госпитализации пациента, его переводе или выписке из больницы, до- и после операционном уходе, обучении пациента и подготовке ко всем процедурам). Специальные навыки межличностного общения, возможно, являются наиболее важными навыками, которыми должна обладать сестра во время работы. Путем диалога сестра помогает пациенту выражать свои желания, снижать напряжение и беспокойство, связанное с решением проблем, а также выбирать тот путь в жизни, который обеспечивает продвижение вперед. |
«психология общения» «психология общения» по теме: определение понятия "общение". Структура и средства общения | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | ||
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | «психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | ||
Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | Пояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины... Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | ||
1 Основные закономерности процесса общения Психология общения: Учебно-методическое рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул.: Гоу впо бюи мвд... | Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности | “Факторы, препятствующие общению психиатра и пациента” ординатора... Во время обучения психиатрической практике с большой вероятностью можно столкнуться с проблемой общения с пациентом. Это приводит... | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем... | ||
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... |