Скачать 0.49 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2013 г. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______ Л.В.Лебедева «15» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии «18» сентября 2013 г., протокол № 2 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 19 стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко «18» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «15» октября 2013 г., протокол № 2 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева «15» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман «12» ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова «___»__________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра общей и социальной психологииЛЕБЕДЕВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения Тюменский государственный университет 2013 Л. В. Лебедева Психология безопасности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2013, 28 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология безопасности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Доценко Е.Л. -зав.кафедрой общей и социальной психологииРецензенты: В.М. Просекова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии ТюмГУБогданова М.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук гуманитарного института ТГНГУ© Тюменский государственный университет, 2013. © Лебедева Л.В. 2013. 1.1.Цели и задачи дисциплины: Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами изучения социально-психологических феноменов, проблем безопасности жизнедеятельности социальных систем и связанных с ними задачами по оказанию профессиональной помощи. Задачи курса: 1. Изучение основных положений теории и практики психологии безопасности. 2. Углубление теоретической компетентности студентов в понимании и объяснении социально-психологических феноменов. 3. Изучение теории и практики психологической безопасности жизнедеятельности социальных систем различного уровня. 4. Обучение основам решения задач, стоящих перед специалистом по психологии безопасности:
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психология безопасности » входит в учебный план специальности 030300.62 «Психология» (Б.2). Для эффективного усвоения курса студенты должны: 1. изучить основные положения теории и практики психологической безопасности жизнедеятельности социальных систем различного уровня.
В результате изучения курса «Психология безопасности» студент должен: Знать основные парадигмы психологического анализа социальных процессов. Уметь: обследовать феномен, т.е. уточнить проблему, выдвинуть гипотезу, выяснить причины затруднений (психодиагностика), сформулировать цели (проектирование) перед преобразованием, составить прогноз (выявление тенденций) и проект (планирование изменений); Владеть: начальными навыками проведения гуманитарной экспертизы информационных материалов; мониторинга - систематического отслеживания текущего состояния и прогнозирование возможных изменений в системе безопасности методами и технологиями, наработанными в психологии; консультирования специалистов СМИ, рекламы и субъектов управления по вопросам психологической безопасности. Освоение дисциплины является продолжением предшествующих курсов: «Социальная психология». «Психология безопасности» является теоретической и практической основой таких дисциплин, как «Экстремальная психология», «Психология безопасности в образовательных учреждениях», «Психология семейных отношений», «Психология рекламы», «Социально-психологическая безопасность организаций», «Социальная экология», «Профессиональная этика». Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекции и практические занятия. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований. Итоговые формы контроля – экзамен. Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др. Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 65 часов. Тематический план.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Модуль 1. Введение в психологию безопасности. Темы: Психология безопасности как наука, Профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности, Социально - психологические проблемы культуры постмодерна. Особенность современных условий существования общества и человека заключается в новых приоритетах жизнедеятельности. Специфика курса в том, что, во-первых, специальность «психология безопасности» на сегодняшний день – это скорее практика, нежели теория. Предметом учебной дисциплины являются: психологическая безопасность как состояние защищённости субъекта от психологических угроз; условия, которые обеспечивают эту защищенность, и условия жизнедеятельности, которые содержат угрозы безопасности. В качестве объекта могут выступать - общество, большие и малые группы, индивиды. Основные методы психологии безопасности. Методы работы специалистов по психологии безопасности отчасти совпадают с методами социально-психологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социально-психологических фактов, их систематизации и средств их анализа, это тактика исследования. Профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности можно выделить в следующие группы: Профессиональное поведение, действия, выполняемые психологом специфические действия при взаимодействии с окружающими; стратегии и способности специалиста по психологии безопасности - это общие стратегии и навыки, которые использует психолог в профессиональной деятельности для осуществления поведения, способность профессионально взаимодействовать с социальными системами (общество, малые и большие группы, индивиды), помогать в осуществлении поиска негативных тенденций в социальных системах. Для осуществления конкретных работ, специалист по психологии безопасности должен уметь проводить экспертизу рекламных и медиаматериалов; мониторинг – систематическое отслеживание текущего состояния и прогнозирование возможных изменений в системе безопасности методами и технологиями, наработанными в психологии, заниматься просвещением, например, участвуя в специальных телепередачах, печатая публикации в СМИ; консультирование специалистов СМИ и рекламы по вопросам психологической безопасности. Социально-психологические проблемы становления культуры постмодерна. Смена культурных парадигм. Дегуманизация культуры. Омассовление сознания современного человека. Современная культура - культура постмодерна. Постмодернизм - специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения. Предпосылки становления культуры постмодерна. Постмодернистская концепция человека. Содержание современной культуры: агрессивность по отношению к традиционным культурам общества, разрушение культурной иерархии. Социально- психологические аспекты культуры постмодерна. Деструктивное влияние СМИ. Информационное пространство культуры. Ситуация аномии - проявление различных видов нарушений в ценностно-нормативной системе общества: ценностно-нормативный вакуум, низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения. Симулякр - создание ложного представления о наличии чего-либо «точная копия, оригинал которой никогда не существовал» (симулякр, симуляция - кажимость, обман, «копия копии» по Ж. Бодрийяру). Характерные черты массового общества: дегуманизация труда, урбанизация, бюрократизация жизни общества. Основные понятия. Психология безопасности, психологическая безопасность, психологический ущерб (вред), культура постмодерна, симулякр. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение 1. Актуальность курса «Психология безопасности» 2. Предмет курса «Психология безопасности» 3. Основные методы психологии безопасности |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... |