Скачать 220.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯНаправление— 050400.68. Психолого-педагогическое образованиеМагистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованиемФорма подготовки (очная)Название школы ДВФУ: Школа педагогики Название кафедры : Теории и методики профессионального образования курс 2 семестр 3 лекции 12 (час.) практические занятия 12 (час.) лабораторные работы 24 (час.) консультации всего часов аудиторной нагрузки 48 (час.) самостоятельная работа 240 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет экзамен 3 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г. Составители: Бочкарёва А.Г, Лавриненко Т.Д. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2013 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2014 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Рабочая программа дисциплины «Теория и практика педагогического проектирования» разработан для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: "Тьюторское сопровождение в образовании", "Педагогическая психология", "Креативные педагогические технологии", "Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия", "Психология управления образованием" Данная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла, взаимосвязана с дисциплинами профессионального цикла - «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». В общенаучном цикле - с дисциплинами «Философия образования и науки», «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Цель курса – ознакомление слушателей с теорией и практикой создания, реализации и оценки результатов психолого-педагогических проектов как инструмента изменения и развития образовательной системы и ее отдельных элементов. Задачи курса: 1. Познакомить студентов с сущностью и методологическими основами теории управления, с организационными формами и структурой управления. 2. Изучить процесс управления и методологию процесса разработки управленческих решений, функции управления и коммуникативные процессы в управлении. 3. Сформировать у студентов ориентацию на управление образовательным учреждением через управление системными процессами в этих учреждения. 4. Сформировать практические навыки применения теории управления в образовательной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - особенности управления образовательными системами в современных условиях; - особенности процесса модернизации отечественного образования на данном этапе его развития; - сущность и причины существующих проблем в управлении образовательным учреждением. уметь: - выявлять и описывать процессы, происходящие в сфере образования, объяснять их причины и прогнозировать возможное развитие этих процессов на ближайшую и среднесрочную перспективу; - определять задачи управления данными процессами и предлагать способы их решения. владеть: - навыками осмысления взаимодействий в системе образования; - навыками анализа связей между содержанием образования и его организационными и экономическими механизмами; - навыками разработки и анализа комплексных и целевых программ в образовательной сфере. В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями: - владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); - способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5); - способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8); - готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9). - способен использовать и разрабатывать методы психолого - педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3); - способен разрабатывать и реализовывать индивидуально - ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5); - способен проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКОД-7); - способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8); - способен проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9); - способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10); - готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4); - способен ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5); - готов к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6); - умеет организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8); - способен выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9); -способен превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).
Тема 1. Теоретические основы педагогического проектирования (2 час.) Историко-культурные источники педагогического проектирования. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности. Тема 2. Основные понятия педагогического проектирования (2 час.) Основные понятия педагогического проектирования: Педагогический проект. Соотношение понятий проективный, проектный, проектировочный применительно к сфере образования. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Проектная культура. Педагогическая сущность проектирования. Функции проектной деятельности. Виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности Тема 3. Практика педагогического проектирования (2 час.) Субъекты и объекты проектной деятельности, их многообразие. Проблемы организации совокупного субъекта. Объекты проектирования и специфика предметной деятельности. Логика организации проектной деятельности. Тема 4. Этапы педагогического проектирования (2 час.) Этапы проектирования. Предпроектный этап. Программирование и планирование хода проекта. Рефлексивный и послепроектный этапы. Требования к участникам педагогического проектирования: особенности проектного мышления; особенности поведения и системы отношений участника проектирования; обучение проектной деятельности. Тема 5. Проектирование образовательных систем различного уровня (2 час.) Проектирование содержания образования. Проектирование процесса образования. Проектирование концепции содержания образования. Тема 6. Проектирование образовательной программы. (2 час.) Проектирование образовательной программы. Проектирование программы развития образовательного учреждения. Логика проектирования образовательных систем. Проектирование образовательных технологий. «Подводные рифы» проектной деятельности. Результаты и оценка проектной деятельности. II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса Практические занятия (12 час.) Занятие 1. Моделирование продуктивной характеристики профессиональной деятельности магистра (2час.)
Занятие 2. Психолого-педагогические основы сотрудничества субъектов образовательного процесса (2час.) Отталкиваясь от общих проблем психолого-педагогического сотрудничества субъектов образовательного процесса, данный раздел рассматривает современные модели организационной культуры и организационного поведения, сопротивление персонала переменам и групповые методики разработки, осуществления и оценки изменений. В рамках раздела обсуждаются следующие вопросы:
Занятие 3. Управление образовательными системами (2час.) Анализируются особенности управления образовательными системами в современных условиях; особенности процесса модернизации отечественного образования на данном этапе его развития; раскрываются сущность и причины существующих проблем в управлении процессом модернизации образования. В рамках раздела обсуждаются следующие вопросы:
Занятие 4. Организация финансово-хозяйственной деятельности и право в образовании (2час.) Экономический анализ в сфере образования, сравнение и обсуждение различных типов и моделей привлечения средств в систему образования, их распределения и эффективного использования; анализ современных аспектов и важнейших стратегических моделей образовательной политики и образовательного законодательства в России, определение их возможностей и ограничений в развитии национальной системы образования. В рамках раздела обсуждаются следующие вопросы:
Занятие 5. Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании (2 час.) Обсуждение вопросов организации, технологии и методов сбора данных, а также проблемы качества, равенства и эффективности системы образования на разных уровнях. В рамках раздела обсуждаются следующие вопросы:
Занятие 6. Практика педагогического проектирования (2 час.) Отталкиваясь от общих проблем современного проектирования, «подводных рифов» педагогического проектирования, под которым рассматривается проектирование в образовании, данный раздел рассматривает современные педагогические проекты разных видов, сопоставляет их, анализирует логику развёртывания проекта, выявляет достоинства и недостатки работы группы проектировщиков. В рамках раздела обсуждаются следующие вопросы:
Лабораторные занятия (24 час.) Занятие 1,2,3. Основные функции управления (6 часов) Интерактивное занятие. Работа в малых группах. Задача: исследовать проблемы, обозначенные в данных пунктах 1-3, подготовить тематическое портфолио и презентовать его другим группам. Рефлексия «Мыслеобраз дня». Вопросы для исследования.
Занятие 4,5,6. Виды планирования (6 часов) Вопросы для исследования. Интерактивное занятие. Работа в малых группах. Задача: исследовать проблемы, обозначенные в данных пунктах 1-5, подготовить тематическое портфолио и презентовать его другим группам. Рефлексия «Мыслеобраз дня».
Занятие 7,8,9. Научные и эмпирические методы управления (6 часов) Вопросы для исследования.
Занятие 10,11,12. Современные технологии управления (6 часов) Вопросы для исследования.
III. контроль достижения целей курса Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»). По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена. Вопросы к экзамену:
II. Практическая часть к экзамену Разработка одного из видов проектов (по выбору) и презентационное их оформление с последующей защитой. 1. Досуговые проекты 2.Проекты в системе профессиональной подготовки 3. Социально-педагогические проекты 4. Проекты личностного становления 5. Сетевые проекты 6.Международные проекты IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы
|
Турции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности... Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу | Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Школы двфу школа биомедицины Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем | ||
Школы двфу школа биомедицины Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Школы двфу Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки... | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Личная жизнь и семья Происхождение Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу | Страхи детей младшего школьного возраста Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна | ||
Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
О кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья... Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного... | Традиционная корейская система семейных ценностей ... | ||
Школы двфу Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... |