Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов





Скачать 302.3 Kb.
НазваниеОсобенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов
страница1/2
Дата публикации24.05.2015
Размер302.3 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

­­­­­­­_________________

ЕРОВЕНКО Виктор Николаевич

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
Специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история

педагогики и образования» (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики высшего

образования факультета психологии Южного федерального университета



Научный руководитель –

доктор педагогических наук, профессор

Федотова Ольга Дмитриевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Власова Татьяна Ивановна;

кандидат педагогических наук, доцент

Задорожная Оксана Владимировна


Ведущая организация –

Черноморская гуманитарная академия


Защита состоится 26 октября 2007г. в 1615 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 26 сентября 2007г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. С развитием образования современный мир связывает перспективы развития, культурного и экономического роста, развертывание научно-технического прогресса. Разработка стратегии развития образования и определение перспектив эволюции научно-педагогического знания предполагает осмысление накопленного опыта постановки и решения педагогических проблем в различные периоды развития образовательной практики. Интеграционные процессы, протекающие в современном мире и образовании на фоне усиливающейся тенденции к сохранению самобытных культурных традиций, со всей остротой ставят вопрос о направлениях и перспективах развития педагогической науки в новых исторических, социально-экономических и технологических условиях.

Успешность модернизации системы отечественного образования определяется многими факторами, среди которых готовность и способность адекватно реагировать на динамичные изменения в жизни общества. В современных условиях повышенной требовательности социальной практики к педагогической науке, выполняющей координирующую роль по выстраиванию научно-методического обеспечения деятельности системы образования, актуализируются ее ключевые проблемы теоретико-методологического характера. Приобретает новые грани актуальности проблема определения предмета педагогики как науки и его разграничения с содержанием педагогической мысли, оформления системы и структуры педагогики в контексте современных тенденций ее фрагментации и изменения характера связи с другими отраслями научных знаний, а также внутринаучных тенденций и перспектив развития.

Тенденции, связанные с изменениями технико-технологического характера развития образования в условиях открытой экономики отмечены в стратегических государственных документах: Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Федеральной целевой программе «Электронная Россия», Концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и др. В содержание российского высшего образования в 2000 г. введена специальность 030600 «Технология и предпринимательство», в рамках Федерального компонента Государственного стандарта общего образования введены учебный предмет «Технология», а также индустриально-технологический профиль по направлению – «Электротехника» / «Радиотехника». Тенденции, связанные с усилением внимания к методологии и истории науки, отражены в изменении номенклатуры экзаменов кандидатского минимума. В этой связи возникают проблемы определения подходов к реализации нового содержания, базирующегося на социально-экономический и технологической динамике общества и опосредованного социокультурными параметрами развития образования.

В современной педагогической науке ведутся интенсивные исследования теоретических проблем педагогики исторического и методологического характера. Рассмотрению данных вопросов посвящены фундаментальные исследования А.А. Арламова, Н.В. Бордовской, Е.В. Бережновой, М.В. Богуславского, В.П. Борисенкова, Т.И. Власовой, С.Ф. Егорова, Б.Г. Гершунского, В.И. Гинецинского, А.Я. Данилюка, А.Н. Джуринского, И.А. Колесниковой, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, А.П. Лиферова, Н.Д. Никандрова, В.М. Полонского, О.Г. Прикота, Ф.А. Фрадкина, О.Д. Федотовой, Г.Н. Филонова и др. /Арламов А.А., 2006; Бордовская Н.В., 2004; Бережнова Е.В., 2003; Богуславский М.В., 1994; Борисенков В.П., 2003; Власова Т.И., 2004; Егоров С.Ф., 1978; Гершунский Б.Г., 2003; Гинецинский В.И., 1989; Данилюк А.Я., 2001; Джуринский А.Н., 1996; Колесникова И.А., 2001; Корнетов Г.Б., 1994; Краевский В.В., 2001; Лиферов А.П., 1997; Никандров Н.Д., 1978; Полонский В.М 2001; Прикот О.Г., 1998; Фрадкин Ф.А., 1995; Федотова О.Д 1998; Филонов Г.Н., 2006/. В их работах отмечена тенденция к разработке в современной педагогической науке таких сложных объектов, как образовательные пространства и среды, социально-педагогические системы, глобализационные и интеграционные процессы, система непрерывного образования, тенденции и тренды развития современной педагогической науки в историко-цивилизационном контексте.

Проблемы, связанные с исследованием динамических процессов, сопровождающих формирование дисциплинарных областей педагогической науки, также стали предметом специального изучения. Проблемы инженерной педагогики и опережающей инженерной подготовки специалистов стали предметом исследования В.И. Мареева, В.Н. Лозовского, П.С. Чубика /Лозовской В.Н., 2003; Мареев В.И., 2006; Чубик П.С., 2003/; различные аспекты феноменологической педагогики исследовались Е.В. Бейнштейн, О.В. Задорожной, О.Д. Федотовой /Бейнштейн Е.В., 2000; Задорожная О.В., 2003.; Федотова О.Д., 1998/, коммуникативная дидактика стала предметом рассмотрения Н.В. Требухиной и Г.И. Хисамутдиновой /Требухина Н.В 2003; Хисамутдинова Г.И., 2003/, психоаналитическая педагогика исследовалась О.Л. Егоровой /Егорова О.Л., 2002/, особенности развития педагогических знаний в эссеистической форме их представленности изучала Л.М. Корчагина / Корчагина Л.М., 2007/. В этих работах выявлены отдельные тенденции развития педагогического знания применительно к конкретному фрагменту педагогической действительности. Вместе с тем в названных работах не стали предметом специального исследования качественные изменения в педагогической науке, накладывающие свой отпечаток на адаптивные процессы в образовании, а также моменты, связанные с интеграцией технологических параметров развития общества в содержание образования и образовательные технологии.

Осмыслить данные сложные процессы можно только на пути исследования динамических характеристик, сопровождающих процесс оформления педагогического знания. При этом должен быть определен соответствующий формат рассмотрения, охватывающий динамику социально-педагогических и технико-экономических аспектов теоретизации образовательного процесса. Таким форматом могут стать технологические уклады.

С учетом вышеизложенного можно выделить противоречие между потребностью в осмыслении тенденций развития педагогики в логике ее дисциплинарной концепуализации в условиях функционирования открытой экономической и образовательной парадигмы, и отсутствием адекватного данной проблеме историко-теоретического и методологического форматов, позволяющих проследить динамику становления данных тенденций.

Проблема исследования формулируется следующим образом: как на донаучном и научном уровнях развития педагогики происходит оформление ее отдельных концепций под влиянием базовых промышленно-экономических и технологических факторов? Что определяет тенденции к интенсивному или экстенсивному развитию педагогики?

Решение данной проблемы составляет цель исследования – выявить особенности теоретического оформления педагогических знаний в условиях смены технологических укладов.

Объектом исследования являются отечественная и зарубежная педагогика конца XVIII - начала XXI века, предметом исследования – динамика развития и способ фиксации педагогических знаний в контексте смены динамических характеристик технологических укладов общества.

Гипотеза исследования. Выявить особенности педагогики в условиях смены технологических укладов можно в случае, если:

– на основе общих науковедческих критериев (особенностей развития понятийно-категориального аппарата, наличию научных сообществ, дискуссий, средств профессиональной коммуникации и др.) будут определены тенденции к интенсивному, экстенсивному росту и стагнации отдельных концептуализаций и отраслей педагогики, появившихся в контексте смены технологических укладов;

– будет установлена сопряженность компонентов, составляющих ключевые факторы и ядра технологических укладов, и вариантов их отражения в педагогическом наследии и в современных теоретических подходах к концептуализациям педагогической науки;

– педагогическое знание будет рассмотрено как специализированное, селективное, упорядоченное, имеющее социальное значение и представленное на донаучном и научном уровнях (в имплицитной и эксплицитной формах).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Установить степень применимости теоретических подходов к описанию существующих технико-экономических укладов к исследованию особенностей развития педагогики.

2. Выявить особый пласт педагогических знаний, представленный на донаучном уровне и отражающий особенности технологического контура развития общества и подготовки человека к труду.

3. Определить формы представленности и функционирования педагогических концепций в рамках различных технологических укладов.

4. Выявить особенности отражения в педагогике ключевых факторов различных технологических укладов.
5. Установить и охарактеризовать теоретические концептуализации, находящиеся в стадии интенсивного и экстенсивного роста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие концепции и отдельные идеи: современные историко-педагогические концепции, обосновывающие культурологический, конструктивно-генетический и структурно-исторический подходы к исследованию педагогических явлений (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, С.Ф. Егоров, З.И. Равкин, В.А. Мясников); идея значимости методологических исследований как средства повышения эффективности образовательной практики (В.П. Борисенков, В.В. Краевский, Г.Н. Филонов, В.В. Полонский, А.П. Лиферов); теория смены технологических укладов (М.В. Львов, А.В. Кондратьев, Ю.С. Глазьев, Й. Шумпетер, А.В. Синицкий); философские аспекты осмысления научного исследования и анализа знания как его результата (А.И. Ракитов, И.С. Ладенко, В.С. Степин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев), концепция рассмотрения педагогического знания в многообразии форм его осуществления (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, В.М. Полонский, О.Г. Прикот, О.Д. Федотова), его разграничения на имплицитную и эксплицитную формы функционирования (В.И. Гинецинский).

Методы исследования: научная абстракция, сравнение, генерализация, анализ, синтез, интерпретация, концептуализация, обобщение педагогического опыта. Из специальных методов исследования использовались сравнительно-исторический, историко-структурный и конструктивно-генетический методы.

Научная новизна исследования. В исследовании впервые

– обосновано использование в качестве критерия классификации педагогического знания, функционирующего на донаучном и научном уровнях, понятия «технологический уклад»;

– выявлены и охарактеризованы качественно своеобразные концепции педагогики, отражающие отношение педагогов, мыслителей, организаторов производства к влиянию смены технологических укладов на воспитание человека и подготовку кадров нужной квалификации;

– обнаружен ряд терминологически закрепленных педагогических концептуализаций, характеризующих педагогические проекции различных технологических укладов в их динамике;

– установлено, что педагогическое знание, сформированное в рамках трех ранних технологических укладов, представлено в императивной форме. Знания в ряде концептуализаций, относящихся к пятому укладу и базирующихся на технологически высокой динамике общества, носят декларативный характер, оформляются сразу на эксплицитном уровне без учета необходимости формирования эмпирической основы теории, а также сложившегося опыта рассмотрения проблем и процедур его экспериментальной проверки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дает целостную картину состояния и динамики развития педагогики в контексте ее соотнесенности с развитием технико-экономических укладов, определяющих институциональное и теоретическое оформление образовательного процесса. Результаты исследования позволяют:

– адекватно идентифицировать современные и более ранние концепции по критерию их принадлежности к технологическому укладу;

– выявлять особенности отражения в педагогике ключевых факторов технологических укладов и устанавливать характер их влияния на развитие образовательных технологий;

– определять источники, формы представленности и функционирования педагогических знаний в рамках различных технологических укладов с учетом состояния их ведущих отраслей промышленности, которые формируют запрос к подготовке рабочей силы востребованной квалификации;

– обнаруживать уже сформированные и вновь формирующиеся теоретические концептуализации, характеризовать проявляющиеся в них тенденции к интенсивному или экстенсивному росту, ориентируясь на состояние категориального поля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы содействуют расширению представлений специалистов об особенностях оформления педагогических знаний в различные исторические и технологические периоды. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке содержания курсов по технологии и предпринимательству, истории педагогики, истории и методологии науки для студентов, обучающихся по специальности 030600 «Технология и предпринимательство». Данный материал может стать базой для разработки практических рекомендаций по истории и методологии науки.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается целостным историко-генетическим подходом к изучению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, а также апробированными методами исследования, адекватными цели и гипотезе исследования. Исследование базируется на целесообразном выборе и разнообразии использованных исторических и современных первоисточников, вторичных источников информации, соответствием структуры и содержания задачам работы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исторически первичным выступает философско-мировоззренческий подход к интерпретации влияния экономических и технологических факторов на формирование личности, в основе которого лежит представление об образовании как факторе прогресса. Педагогическая мысль первого технологического уклада сопровождала развитие промышленности в странах – технологических лидерах того времени (Великобритания, Франция, Швейцария). В педагогических дискуссиях активно обсуждалась проблема развития нравственного потенциала человека, его подготовки к труду, который становится более легким и непродолжительным за счет опредемеченного в машине знания. Отечественная педагогическая мысль формулировала свое отношение к технологическим новшествам на основе критического анализа европейских инженерных, научных и образовательных практик.

2. В рамках первого и второго технологического укладов в истории педагогики основное внимание уделялось разработке педагогических аспектов использования инструментально-орудийного арсенала, позволяющего преобразовывать природные объекты в потребительские продукты. Элементы теоретизации педагогического знания обращены к проблеме оценки влияния ремесленного труда (в рамках оппозиции обработка металлов – столярное дело), а также в контексте изменений характера и структуры производства, отражают отношение к проявлению горнорудной и текстильной промышленности.

3. В период доминирования третьего технологического уклада развития, сопряженного с интенсивным развитием машиностроения и электроэнергетики, потребности в повышении эффективности труда за счет его стандартизации и операционализации привели к теоретическому оформлению педагогического знания в форме авторских концептуализаций (инструментальная педагогика Г. Кершенштейнера, практическая педагогика в рамках педагогических проекций тейлоризма, педагогика конвейера Г. Форда, индустриальная педагогика А.К. Гастева, френизм, педагогика школы индустриально-фабричных подростков А.Г. Калашникова, продуктивная педагогика А.С. Макаренко и др.).

4. В рамках четвертого технологического уклада оформляются профессиональная педагогика и ее отрасли (инженерная, трудовая/исправительно-трудовая педагогика и др.), что свидетельствует о расширении потребности промышленности в ускоренном формировании рынка квалифицированной рабочей силы, обеспечивающей переработку сырья и изготовление машин машинами. В рамках пятого технологического уклада намечается тенденция к качественной перемене в области теоретических концептуализаций. Оформляются педагогические теории и концепции, в которых средства и способы преобразования природных материалов и источников энергии (в совокупности с методами их применения) из реального инструментально-орудийного арсенала превращаются в виртуальную среду жизнедеятельности.

5. Наблюдается тенденция к теоретическому воссозданию динамических особенностей педагогической действительности вне системы категорий деятельности и способов производства, но в категориях технической среды и потребления информации (педагогика информационного общества, педагогика постиндустриального общества, медиапедагогика, электронная педагогика). На стадии интенсивного роста находятся профессиональная педагогика инженерная педагогика как отрасль профессиональной педагогики, электронная педагогика. На стадии экстенсивного роста находятся френизм и продуктивная педагогика, имеющая значительное число выводных концепций. На стадии стагнации находится педагогика постиндустриального общества, в рамках которой намечается переход к формулированию основ информационной педагогики.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины инновационные и инвестиционные риски
...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconС. Ю. Глазьев Как и прогнозировали ученые, занимающиеся теорией долгосрочного...
Низкая эффективность антикризисной политики в странах ядра мировой финансовой системы связана с недооценкой структурной составляющей...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconПрограмма 3 смены Лингвистическая смена «Умные каникулы» Сроки проведения
Цель смены: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития интеллектуального потенциала детей средствами погружения...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconВлияние антропогенной смены лесных биогеоценозов на экологические...

Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconПрограмма 1 смены Эстетическая смена «Лагерь юных талантов»
Цель смены: создание образовательного, культурно-оздоровительного пространства для одаренных детей в каникулярное время
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconОсобенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях
Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconДидактические особенности становления и развития представлений о...
Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики высшего образования факультета психологии Южного федерального университета
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconКафедра экономической методологии и истории Список примерных тем...
Особенности развития интеллектуального капитала в условиях глобализации экономики
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коллективная игра «Расскажи о себе» открытие смены; организационный сбор; знакомство с планом работы смены; с распорядком и режимом...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconУрока Тема урока Кол-во
Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconМагистерская программа «Автомобильный сервис» Аннотация дисциплины...
Целью изучения дисциплины является: получение студентом теоретических и практических знаний по Современным проблемам и направлениям...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Предпринимательство:...
Предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconОтчет о научно-исследовательской работе: «Модель долгосрочного отраслевого...
«Модель долгосрочного отраслевого развития экономики с учетом технологических и финансовых ограничений»
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 03 Особенности развития культуры и...
Общей целью курса «Особенности развития культуры и общества Запада» является выработка у студентов представления о понятии культуры...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов iconКхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности...
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Федерального государственного...
Особенности развития педагогики в условиях смены технологических укладов icon«Особенности морали»
Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск