Скачать 406.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ “СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА” Для специальности: 040101.65 – Социальная работа Нальчик 2009 Рецензент: профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Л.Ф.Обухова Составитель: Вислова А.Д. Учебно- методические материалы по дисциплине специализации “Семейная психология и педагогика”- Нальчик. Каб.Балк. ун-т, 2009. Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов, перечень вопросов для контроля знаний, а также тематику курсовых работ, экзаменационные вопросы. Рекомендовано РИСом университета Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, 2009. ВВЕДЕНИЕ. Программа учебного курса рассматривает семью как функциональную систему, характеризует виды и этапы ее развития. Программа включает в себя описание принципов, форм и методов семейного воспитания. Представлены вопросы супружеских и родительско-детских отношений; отражены психологические условия семейного благополучия. Проблемы формирования психологических свойств личности, поведенческих реакций в семье раскрываются в программе с учетом достижений современной науки и требований времени. Для студентов специальности и направления “ социальная работа”. Тематический план по курсу “Семейная психология и педагогика” ( дневной вид обучения)
Формы контроля знаний:
Тематический план по курсу “Семейная психология и педагогика” ( заочный вид обучения)
ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. Характеристика семьи как культурно-исторического феномена. Тема 1. Семья как объект психолого-педагогического и социального изучения. Основные дефиниции семьи. Образование семьи. Семья как малая группа и социальный институт. Семья как динамичное образование. Основные сферы семейной жизни. Организация деятельности семьи на основе общности интересов. Характеристика особенностей структуры семьи. Авторитарная, демократическая, патриархальная, матриархальная и эгалитарная семья. Теория Д. Фримена об основных группах подсистем нуклеарной семьи. Образование диады “муж-жена”. Подсистема сиблингов. Диада “родитель- ребенок”. Взаимодействие с элементами суперсистемы. Функции семьи по определению Э.Г. Эйдемиллера. А.Г. Харчев об аспектах семейного функционирования. Специфические и неспецифические функции семьи. Актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением. Поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье. Причины дисгармоний функций семьи. Семейный гомеостаз. В. Сатир о функциях, обеспечивающих взаимную поддержку в семье. Литература.
Тема 2. Характеристика периода поиска брачного партнера и мотивов создания семейного союза. Динамика развития семьи. Критерии отбора брачного партнера согласно теории Murstein : “стимульная стадия” , стадия сравнения ценностей, “ролевая стадия”. Иерархическая система фильтров J. Udry. Ранняя стадия “ фильтрации” партнеров. Отбор претендентов по внешней привлекательности. Сходство социального базиса как критерий третьего фильтра. Оценка сходства установок и ценностей в отношении семьи и брака. Оценка комплементарности удовлетворения значимых потребностей. Социальная готовность к заключению брака. А.Маслоу о наиболее значимых мотивах заключения брака. Различие между традиционными и гражданскими формами брака. Периодизация жизненного цикла семьи Э.К. Васильевой. Зарождение семьи. Рождение и воспитание детей. Завершение жизнедеятельности семьи. Современная динамика развития семьи. Добрачное, брачное, послебрачное состояние. Добрачный опыт взаимодействия. Принятие супружеских социальных ролей. Согласование семейных ролей. Развитие воспитательных способностей и обеспечение социальных связей ребенка. Стабилизация детско-родительских отношений. Достижение независимости от генетической семьи. Фаза “ опустевшего гнезда”. Новое содержание функций семьи людей старшего возраста. Литература.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92 | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Новикова И. А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета.... | ||
Методические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика» | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | ||
Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Учебно-методическое пособие Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические... Методические материалы для студентов дневного отделения | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |