Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика”





Скачать 406.5 Kb.
НазваниеУчебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика”
страница1/4
Дата публикации02.03.2016
Размер406.5 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Психология > Тематический план
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

“СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА”
Для специальности: 040101.65 – Социальная работа

Нальчик 2009

Рецензент:

профессор кафедры возрастной психологии

МГУ им. М.В. Ломоносова,

доктор психологических наук, профессор

Л.Ф.Обухова

Составитель: Вислова А.Д.

Учебно- методические материалы по дисциплине специализации “Семейная психология и педагогика”- Нальчик. Каб.Балк. ун-т, 2009.


Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов, перечень вопросов для контроля знаний, а также тематику курсовых работ, экзаменационные вопросы.

Рекомендовано РИСом университета


Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М.Бербекова, 2009.


ВВЕДЕНИЕ.
Программа учебного курса рассматривает семью как функциональную систему, характеризует виды и этапы ее развития. Программа включает в себя описание принципов, форм и методов семейного воспитания. Представлены вопросы супружеских и родительско-детских отношений; отражены психологические условия семейного благополучия.

Проблемы формирования психологических свойств личности, поведенческих реакций в семье раскрываются в программе с учетом достижений современной науки и требований времени.

Для студентов специальности и направления “ социальная работа”.

Тематический план по курсу “Семейная психология и педагогика”

( дневной вид обучения)


№№

п/п


ТЕМА


Всего

Количество аудиторных часов

Самост.

работа










всего

лекций

Семинарн.

занятий




I. Характеристика семьи как культурно-исторического феномена.

1.

Семья как объект психолого-педагогического и социального изучения

10

4

2

2

6

2.

Характеристика периода поиска

брачного партнера и мотивов создания семейного союза. Динамика развития семьи.

10

6

2

4

4

3.


Типы семей


10

4

2

2

6

II. Семья как педагогическая система.

4.

Сущность и содержание семейного воспитания.

10

6

2

4

4

5.

Виды семейного воспитания


10

4

2

2

6

6.

Методы и формы воспитания


10

6

2

4

4

7.

Стили родительского воспитания

10

4

2

2

6

8.

Формирование здорового образа жизни.

10

6

2

4

4

III. Психологические аспекты внутрисемейных отношений.

9.

Структура семейных ролей.

10

4

2

2

6

10.

Особенности межличностного

взаимодействия в семье.

12

6

2

4

6

11.

Психологические условия формирования эмоционально-значимых отношений в семье.

10

6

2

4

4




ИТОГО:

112

56

22

34

56


Формы контроля знаний:

  • семинарские занятия;

  • задания по рейтингу;

  • рефераты;

  • курсовая работа;

  • итоговый экзамен.


Тематический план по курсу “Семейная психология и педагогика”

( заочный вид обучения)

№№

п/п


ТЕМА


Всего

Количество аудиторных часов

Самост.

раб.ота










всего

лекций

Семинарных

занятий




I. Характеристика семьи как культурно-исторического феномена.

1.

Семья как объект психолого-педагогического и социального изучения

10

2

2

0

8

2.

Характеристика периода поиска

брачного партнера и мотивов создания семейного союза. Динамика развития семьи.

10

4

2

2

6

3.


Типы семей


10

0

0

0

10




4.

Сущность и содержание семейного воспитания.

10

0

0

0

10

5.

Виды семейного воспитания


10

2

2

0

8

6.

Методы и формы воспитания


10

0

0

0

10

7.

Стили родительского воспитания

10

4

2

2

6

8.

Формирование здорового образа жизни.

10

0

0

0

10

III. Психологические аспекты внутрисемейных отношений.

9.

Структура семейных ролей.

10

2

2

0

8

10.

Особенности межличностного

взаимодействия в семье.

12










12

11.

Психологические условия формирования эмоционально-значимых отношений в семье.

10

4

2

2

6




ИТОГО:

112

18

12

6

94



ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. Характеристика семьи как культурно-исторического

феномена.
Тема 1. Семья как объект психолого-педагогического и социального изучения.

Основные дефиниции семьи. Образование семьи. Семья как малая группа и социальный институт. Семья как динамичное образование. Основные сферы семейной жизни. Организация деятельности семьи на основе общности интересов.

Характеристика особенностей структуры семьи. Авторитарная, демократическая, патриархальная, матриархальная и эгалитарная семья.

Теория Д. Фримена об основных группах подсистем нуклеарной семьи. Образование диады “муж-жена”. Подсистема сиблингов. Диада “родитель- ребенок”. Взаимодействие с элементами суперсистемы.

Функции семьи по определению Э.Г. Эйдемиллера. А.Г. Харчев об аспектах семейного функционирования. Специфические и неспецифические функции семьи. Актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением. Поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье. Причины дисгармоний функций семьи. Семейный гомеостаз. В. Сатир о функциях, обеспечивающих взаимную поддержку в семье.
Литература.

  1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М., 1978.

  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.,1989.

  3. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 1989-80с.

  4. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб, “Речь”. 2000г.

  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., Владос, 1995.

  6. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб., Питер, 2001-384с.

  7. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975.

  8. Семья в представлении современного человека. М., 1990.

  9. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1997.

  10. О положении семей в Российской Федерации. М., 1994.

  11. Теория и методика социальной работы. М., МГСУ., 1994.

  12. Ариес Ф. Возрасты жизни// Философия и методология истории. М., 1977.

  13. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.,1974.

  14. Тощенко Ж.Т. Социология.Общий курс , М., 1994.

  15. Антонов А.И., Борисов В.И. Кризис семьи и пути его преодоления .М., 1990.

  16. Семья в России- 1997- № 1.


Тема 2. Характеристика периода поиска брачного партнера и мотивов создания семейного союза. Динамика развития семьи.
Критерии отбора брачного партнера согласно теории Murstein : “стимульная стадия” , стадия сравнения ценностей, “ролевая стадия”.

Иерархическая система фильтров J. Udry. Ранняя стадия “ фильтрации” партнеров. Отбор претендентов по внешней привлекательности. Сходство социального базиса как критерий третьего фильтра. Оценка сходства установок и ценностей в отношении семьи и брака. Оценка комплементарности удовлетворения значимых потребностей. Социальная готовность к заключению брака.

А.Маслоу о наиболее значимых мотивах заключения брака. Различие между традиционными и гражданскими формами брака. Периодизация жизненного цикла семьи Э.К. Васильевой. Зарождение семьи. Рождение и воспитание детей. Завершение жизнедеятельности семьи. Современная динамика развития семьи. Добрачное, брачное, послебрачное состояние. Добрачный опыт взаимодействия. Принятие супружеских социальных ролей. Согласование семейных ролей. Развитие воспитательных способностей и обеспечение социальных связей ребенка. Стабилизация детско-родительских отношений. Достижение независимости от генетической семьи. Фаза “ опустевшего гнезда”. Новое содержание функций семьи людей старшего возраста.

Литература.


  1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., Владос, 1995.

  2. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.:-В.: 1999-224с.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара.2001-122с.

  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи, М., 1988.

  5. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб; Питер, 2001-384с.

  6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред М.К. Тутушкиной. СПб;1999-352с.

  7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconПояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей...
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconМетодические рекомендации к курсу «педагогика и психология»
Новикова И. А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета....
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconМетодические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация
Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика»
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconМетодические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconПояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история»
Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта...
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск