Рабочая программа учебного курса «психология семьи»





НазваниеРабочая программа учебного курса «психология семьи»
страница1/5
Дата публикации02.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

Тема педагогического опыта:

Рабочая программа учебного курса

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

Составитель:

Т.И.Сильвестрова,

ГБОУ СПО СО «Ревдинский

педагогический колледж»

преподаватель

психолого-педагогических дисциплин.

2013

Пояснительная записка
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

Во второй половине XX столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам семьи, проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идеи равноправия в системе семейных отношений. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – педагогики, социологии, демографии, экономики, в том числе и психологии. Следовательно, брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым является устойчивым и массовым. Для общества вопрос о значении этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

В нашей стране долгое время существовало пренебрежение к психологии семьи как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы изучения семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическое познание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, закономерности психического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно. Проблемы семьи изначально привлекали внимание отечественных специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания.

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Смена социально-экономических условий и идеологических ориентиров в России, проведение демократизации нашего общества вновь повысило интерес к проблемам семьи и изучению психологии семьи.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. Выделяют общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. Кроме того, включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких пожилых мужчин и женщин. По данным научно-исследовательского центра института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации.

Таким образом, в условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодежи к семейной жизни. Необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях.

Преподавание психологии семьи для будущих специалистов – социальных педагогов с дополнительной подготовкой в области психологии является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса «Психология семьи» в отечественной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено.

Программа курса «Психология семьи» предназначена для студентов педагогического колледжа. Данный курс предполагает повышенный уровень подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования и опирается на фундаментальные теоретические знания студентов по таким учебным дисциплинам как: «Общие основы психологии», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология развития», «Психокоррекция и развитие», «Психологическое консультирование».

В курсе «Психология семьи» реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области истории эволюции семьи, семейных отношений, родительства, родительско-детских отношений, рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей. Следует отметить, что изложение материала в рамках данного курса сосредоточено на общих вопросах теории семьи и семейных отношений, на исследовании роли семьи в формировании личности ребенка, психологическом климате семьи, родительско - детских отношениях, вопросах психодиагностической и психокоррекционной работы с семьей. Семья в учебном курсе «Психология семьи» выступает в разных «ликах». С одной стороны она рассматривается как образ конкретной, реальной семьи, с другой, как малая социальная группа, как социальный институт и как структурная единица современной общества.

Содержание учебной дисциплины включает основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики в области семейной психологии. Авторские подходы зарубежных психологов сочетаются, а иногда соотносятся, порой противопоставляются взглядом отечественных специалистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономерной и форма их изложения подчинены испытательной идее – вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я – специалиста - социального педагога.

Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуры семьи, психологии здоровой семьи прочно вошли в повседневный язык психологии.

Учебный курс «Психология семьи» необходим для того, чтобы сориентировать студентов в сфере семейной психологии, систематизировать разрозненные знания о семье, способствуя выработке оптимальных личностных смыслов.

Курс «Психология семьи» призван обеспечить общую теоретическую подготовку студентов, служит основной для изучения последующих дисциплин, составляющих содержание специализации, а также различных видов психолого-педагогических практик.

Целью курса является: формирование у студентов готовности строить профессиональную деятельность с учетом научных представлений о семье.

Основные задачи курса:

  1. познакомить с основными феноменами и закономерностями существования семейной группы;

  2. научить анализировать актуальную ситуацию жизни ребенка и выстраивать систему поддержки семье на основе теоретических представлений;

  3. сформировать представление о значимости социальной роли семьи в формировании личности ребенка.

Изучение дисциплины «Психология семьи» организуется в течение трех семестров. Программа рассчитана на 88 учебных часов, из которых 50 ч. – аудиторные лекционные занятия, 18 ч. – аудиторные семинарские занятия и 20 ч. – аудиторные практические занятия. Предусмотренные курсом лекционные занятия являются основной формой учебных занятий, на которых рассматриваются общие теоретические вопросы семейной психологии. Изложение лекционного материала включает сравнительное изучение подходов к исследованию семьи в основных психологических школах и способствует формированиям и понятиям данной дисциплины.

Курс «Психология семьи» выстроен на основе компетентностного подхода и способствует формированию всех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых. Из числа ключевых компетенций формируются такие как работа с профессионально ориентированной информацией за счет поиска, систематизации сведений о семье, представления результатов поиска сокурсникам, и осуществление социально-профессионального саморазвития за счет понимания семьи как фактора психологического благополучия специалиста любого уровня. Формирование полипрофессиональных компетенций происходит за счет изучения технологий работы с семьей близких деятельности психолога и социального работника. Значительное место в профессиональном развитии студента в рамках данного курса составляет формирование специальных компетенций – изучения и коррекции семейной микросреды ребенка, консультирование семьи по вопросам воспитания ребенка и коррекции воспитательной позиции родителей, просвещение родителей и т.д.

Семинарские занятия предполагают использование преподавателем активных методов и приемов обучения, в ходе которых студенты обсуждают и решают проблемы, разворачивают дискуссии, обеспечиваются знаниями и опытом в рамках конкретной темы.

Практические занятия направлены на решение практических ситуационных задач с опорой на теоретические знания курса, овладение психодиагностическими, коррекционно-развивающими методами и методиками работы с семьей. Освоение ролевых игр, участие студентов в тренингах, консультациях, выработку рекомендаций по решению семейных проблем.

Таким образом, занятия в курсе «Психология семьи» способствуют развитию активной познавательной деятельности студентов, формируют умения использовать знания семейной психологии при анализе и оценке реальных явлений.

Программа данного курса включает в себя 6 разделов.

Первый раздел «Введение в психологию семьи» - знакомит с психологией семьи как научной областью знаний, определяет ее место среди других психологический наук, излагает объективные и субъективные трудности в научном изучении семейной психологии, раскрывает общенаучные направления в изучении семейной проблематики.

Изучение данного раздела должно акцентировать внимание студентов на значении изучаемого курса для профессионально-педагогической деятельности социального педагога.

Второй раздел «Исторические изменения семьи и брака» - рассматривает тенденции развития семейно-брачных отношений в истории общества.

Основной акцент для студентов в этом разделе делается на истоках и эволюции российской семьи.

Третий раздел «Семья как единица психологического анализа» – излагает основные теоретические подходы в изучении семьи, описывает характеристики семьи, как сложного многоаспектного образования.

Знакомство студентов с этим разделом должно способствовать созданию основы для понимания следующих разделов программы, формированию у студентов интереса к дальнейшему изучению учебной дисциплины.

Четвертый раздел «Психология супружеских отношений» - рассматривает динамику семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу.

Особое место в данном разделе отводится важности формирования этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни.

Пятый раздел «Семья: родители и дети» - описывает психолого-педагогические особенности родительства, специфику семейного воспитания, типы негармоничного, (патологизирующего) семейного воспитания. Важно достичь понимания студентами того, что семья является персональной микросредой развития личности ребенка.

Шестой раздел «Психологическая помощь семье по проблемам родительско - детских отношений» - излагает психологическую модель помощи семье, знакомит с основными направлениями оказания психологической помощи по проблемам родительско-детских отношений, рассматривает семью как объект психокоррекционного воздействия.

Необходимо ориентировать студентов на овладение психолого-педагогическими и коррекционными методами работы с семьей.

В ходе изучения курса предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая включает в себя:

* конспектирование первоисточников;

* разработку конспектов по заданной теме;

* самостоятельную работу с учебными пособиями;

* составление обобщающих схем по теоретическому материалу;

* чтение основной и дополнительной научной литературы по курсу;

* работа с периодическими изданиями, анализ научных статей;

* выполнение учебных, проблемных, творческих заданий;

* выполнение контрольных работ;

* решение практических задач с теоретическим обоснованием;

* разработка практических рекомендаций по решению родительско-детских проблем;

* осуществление самодиагностики и диагностики в рамках изучаемых разделов учебного курса;

* разработка докладов по интересующим вопросам;

* написание рефератов;

* реализация мини-исследований по интересующим темам, вопросам, проблемам;

Промежуточный контроль за качеством усвоения учебного материала студентами осуществляется через контрольное тестирование и выполнение терминологических диктантов по окончанию изучения каждого раздела программы, а также через выполнение специальных заданий по содержанию курса в индивидуальной тетради для самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль за результатами обучения по курсу «Психология семьи» осуществляется в виде собеседования по билету на экзамене или в форме защиты проекта по выбранной теме.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психологии на учебных занятиях всегда задевает личностно. Однако преподаватель на занятиях по психологии семьи не может постоянно решать личные и семейные проблемы студентов и не выступает в роль консультанта-психолога. В этом смысле психология семьи – не популяризация житейской мудрости и не сборник рекомендаций, а научная область психологической теории и практики. Возможно, что знакомство с материалами данной учебной дисциплины позволит студентам самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций.

Таким образом, курс «Психология семьи» важен не только для профессионального становления социального педагога, но и для построения собственных отношений в семьях слушателей курса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

лекции

семинары

практикум

Раздел I. Введение в психологию семьи.













Тема 1.1.

Психология семьи как наука и учебный предмет.

2

2







Тема 2.2.

Становление семейной психологии как научной дисциплины.

2

2







Раздел II. Исторические изменения семьи и брака.













Тема 2.1.

Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция.

4

2

2




Тема 2.2.

Российская семья: истоки и тенденции развития.

2

2







Раздел III. Семья как единица психологического анализа.













Тема 3.1.

Общие подходы в изучении семьи.

2

2







Тема 3.2.

Социально-психологическая классификация и современные модели семьи.

4

2

2




Тема 3.3.

Семья как система.

2

2







Тема 3.4.

Структура и функции семьи.

4

2

2




Тема 3.5.

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.

2

2







Тема 3.6.

Жизненный цикл семьи.

4

4







Тема 3.7.

Психологически благополучная и неблагополучная семья.

6

4




2

Раздел IV. Психология супружеских отношений.













Тема 4.1.

Этико-психологическая готовность к браку и семейной жизни.

4

2




2

Тема 4.2.

Формирование супружеской пары и развитие супружеских отношений.

4

2

2




Тема 4.3.

Проблемы молодой семьи.

6

2

2

2

Тема 4.4.

Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.

2

2







Тема 4.5.

Семейные ссоры и супружеские конфликты.

4

2

2




Тема 4.6.

Развод как социально-психологический феномен.

4




2

2

Раздел V. Семья: родители и дети.













Тема 5.1.

Психолого-педагогические особенности родительства.

4

4







Тема 5.2.

Семья как персональная микросреда развития личности ребенка.

4

2

2




Тема 5.3.

Специфика семейного воспитания.

4

2




2

Тема 5.4.

Патологизирующее семейное воспитание.

4

2




2

Раздел VI. Психологическая помощь семье по проблемам родительско - детских отношений.













Тема 6.1.

Основы психологической помощи семье.

4

2

2




Тема 6.2.

Психодиагностика и психокоррекция родительско-детских отношений в семье.

10

2




8




Общее количество часов по курсу:

88

50

24

14


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Введение в психологию семьи.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconПрограмма учебного курса «Психология для старшеклассников»
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В системе наук психология...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика»
Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconУчебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция
«Детская психология», «Психотерапия и психологическое консультирование», «Клиническая психология»
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44....
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconСудьба семьи касьяновых
Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным...
Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт сост. Л. Я. Верб. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 23 с
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...
Рабочая программа учебного курса «психология семьи» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск