Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология»





Скачать 363.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология»
страница1/4
Дата публикации27.11.2014
Размер363.13 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4

ИВЭСЭП


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»



Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ


ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЬИ И БРАКА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

НАПРАВЛЕНИЕ 030300.62 – ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ



Санкт-Петербург


2011

ББК 88.4

П 86

Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Л.Я.Верб. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 23 с.
Утвержден на заседании кафедры социальной

и консультативной психологии,

протокол № 5 от 17.02.2011 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 5 от 24.02.2011

Автор-составитель

кандидат педагогических наук, профессор

Л.Я. Верб

Рецензенты

кандидат психологических наук, доцент

Е.Ю. Косман;

старший преподаватель
М.А. Молчанова

Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова
Компьютерные работы
Л.Д. Крымской

© Л.Я. Верб, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденным Госкомвузом РФ 17.03.2000. Курс «Психология семьи и брака» предлагает современный взгляд на развитие семьи и ее функционирование в процессе жизненного цикла. В курсе рассматриваются характеристики семьи как системы, психологические проблемы, возникающие на разных этапах развития семьи, проблемы развода и повторного брака; изучаются основные принципы консультативной работы с семьей. Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога.

Актуальность дисциплины заключается в том, что психолог-практик всегда имеет дело с людьми разных возрастов, которые входят в свои собственные семейные системы. Невозможно успешно решать профессиональные задачи любого типа, не будучи достаточно полно осведомленным об основных закономерностях семейных отношений.

Содержание курса направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семьи и брака на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования. Изложение лекционного материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление студентов с современными представлениями о психологических процессах, происходящих в семье, как единой системе;

  • овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные процессы;

  • изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи на протяжении жизненного цикла;

  • овладение основными методами, используемыми при оказании психологической помощи семье;

  • рассмотрение закономерностей супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации;

  • развитие умения анализировать типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу;

  • обучение методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Изучение курса «Психология семьи и брака» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Конфликтология», «Клиническая психология» и др. Студенты должны изучить теоретические обоснования возникновения и развития семьи, как общественного института, для формирования базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенциального и функционального образа Я специалиста-психолога.

В результате изучения данного курса студент будет:

  • иметь представление о реальных, повседневных проблемах семьи и внутрисемейных отношениях;

  • знать о наиболее распространенных типах конфликтов в супружеских отношениях, о тенденции их возникновения, о методах изучения;

  • уметь применять на практике методы диагностики супружеских и родительских отношений, схемы психологической помощи семье при возникших конфликтах; работать с семейной группой.

Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семьи и брака сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений, в связи с чем остро стоит вопрос о подготовке грамотных специалистов психологов – семейных консультантов.

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.

Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Виды занятий и методики обучения. Теоретические занятия организуются по потокам. Семинарские занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы и т. д.


Методические модели процесса обучения. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Психология семьи и брака» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссии, ролевые игры, тренинги и т. д.

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, работе с библиотечным фондом, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и контрольных работ. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Психология семьи и брака» установлен в объеме 38 часов.

Формы контроля. При изучении дисципины «Психология семьи и брака» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый формы контроля знаний студентов.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия.

В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях, что также является показателем усвоения знаний по данной дисциплине.

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу.
Методические рекомендации по изучению дисциплины

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа формирует способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 38 часов. Большая часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками психологического консультирования и уметь их продемонстрировать.
Учебно-тематический план курса



п./п.


Название темы

Количество

аудиторных часов

лекции

практические,

семинарские
занятия

всего

1

Введение. Актуальность курса для психологов. Понятие о семье и браке

2



2

2

Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества

2



2

3

Характеристика современной семьи. Функционально-ролевая структура семейных отношений

2



2

4

Основные этапы развития семьи. Социально-психологическая модель семейных отношений


4


2


6

5

Проблема отношения полов в семье. Специфика семейных (супружеских) отношений


4




4

6

Проблемы семейного общения. Психология эмоциональных отношений


4


2


6

7

Детско-родительские отношения. Подготовка молодежи к семейной жизни


2




2

8

Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Развод и повторный брак


4




4

9

Принципы консультативной работы с семьей. Консультативная работа с семьей на разных этапах жизненного цикла


2


4


6

10

Методы, используемые в консультировании семьи. Организация социально-психологической помощи семье

2



2




Итого

28


8

36



Содержание курса

Тема 1. Введение. Актуальность курса для психологов. Понятие о семье и браке

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Определение брака и семьи. Характеристика семьи как системы. Отличие от других социальных систем. Типология семейных отношений: духовный брак, романтический брак, брак-товарищество, открытый брак. Функции семьи, социально-аксиологическая направленность семьи. Категории современной семьи (по количеству детей, по составу, по структуре, по типу главенства в семье, по семейному укладу, по однородности состава, по семейному стажу, по качеству отношений, по географическому признаку и пр.). Особенности семей разного состава. Баланс индивидуальности – совместности в семейной системе. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.

Базовые понятия: семья, брак, система, индивидуальность, совместность, функции семьи, структура семьи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. В чем отличие понятий «семья» и «брак»?

  2. В чем заключается характеристика семьи как системы?

  3. Чем семья отличается от других социальных систем?

  4. Охарактеризуйте методы эмпирического исследования семьи в отечественной и зарубежной психологии.

  5. Оцените сильные и слабые стороны научного подхода к изучению брачно-семейных отношений.

  6. Какова роль психолога в работе с различными категориями семей?


Тема 2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества

Краткий экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте: брак в древности, европейский брак и средневековье, семья в библейские времена, языческая семья, христианская модель семьи. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (незарегистрированное сожительство, сознательно бездетные браки, повторные браки, открытые браки, свингерство, гомосексуальные пары, групповые браки, коллективные семьи.)

Базовые понятия: смешанная семья, Домострой, одиночество, повторные брачно-семейные отношения, жилые сообщества, коммунальный брак, сегментарная семья, индивидуальная семья, моногамия, полигамия, пробный брак.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины разработана в...

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconРабочая программа по дисциплине Психология и педагогика
«Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconПрограмма составлена в соответствии с государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconРабочая программа дисциплины имиджелогия для специальности связи...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconПояснительная записка Формируемые компетенции (ок и пк)
...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconПрограмма курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconТест «Психология менеджмента» Тема 1
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента»
Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconОдобрено
Рабочая программа дисциплины «Криминалистика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconОдобрено
Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconРабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconАкушерство
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)...
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология» iconРабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы»
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск