Скачать 363.13 Kb.
|
Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИПСИХОЛОГИЯСЕМЬИ И БРАКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НАПРАВЛЕНИЕ 030300.62 – ПСИХОЛОГИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030301.65 – ПСИХОЛОГИЯСанкт-Петербург2011 ББК 88.4 П 86 Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Л.Я.Верб. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 23 с. Утвержден на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 5 от 17.02.2011 г. Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол № 5 от 24.02.2011 Автор-составитель кандидат педагогических наук, профессор Л.Я. Верб Рецензенты кандидат психологических наук, доцент Е.Ю. Косман; старший преподаватель М.А. Молчанова Ответственная за выпуск Н. А. Фролова Компьютерные работы Л.Д. Крымской © Л.Я. Верб, 2011 © СПбИВЭСЭП, 2011 Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденным Госкомвузом РФ 17.03.2000. Курс «Психология семьи и брака» предлагает современный взгляд на развитие семьи и ее функционирование в процессе жизненного цикла. В курсе рассматриваются характеристики семьи как системы, психологические проблемы, возникающие на разных этапах развития семьи, проблемы развода и повторного брака; изучаются основные принципы консультативной работы с семьей. Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога. Актуальность дисциплины заключается в том, что психолог-практик всегда имеет дело с людьми разных возрастов, которые входят в свои собственные семейные системы. Невозможно успешно решать профессиональные задачи любого типа, не будучи достаточно полно осведомленным об основных закономерностях семейных отношений. Содержание курса направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семьи и брака на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования. Изложение лекционного материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей. Цели и задачи курса:
Изучение курса «Психология семьи и брака» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Конфликтология», «Клиническая психология» и др. Студенты должны изучить теоретические обоснования возникновения и развития семьи, как общественного института, для формирования базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенциального и функционального образа Я специалиста-психолога. В результате изучения данного курса студент будет:
Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семьи и брака сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений, в связи с чем остро стоит вопрос о подготовке грамотных специалистов психологов – семейных консультантов. Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем. Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания, как в теоретическом, так и в практическом плане. Виды занятий и методики обучения. Теоретические занятия организуются по потокам. Семинарские занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы и т. д. Методические модели процесса обучения. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Психология семьи и брака» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссии, ролевые игры, тренинги и т. д. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, работе с библиотечным фондом, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и контрольных работ. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Психология семьи и брака» установлен в объеме 38 часов. Формы контроля. При изучении дисципины «Психология семьи и брака» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый формы контроля знаний студентов. Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях, что также является показателем усвоения знаний по данной дисциплине. Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу. Методические рекомендации по изучению дисциплины Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа формирует способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 38 часов. Большая часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками психологического консультирования и уметь их продемонстрировать. Учебно-тематический план курса
Содержание курса Тема 1. Введение. Актуальность курса для психологов. Понятие о семье и браке Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Определение брака и семьи. Характеристика семьи как системы. Отличие от других социальных систем. Типология семейных отношений: духовный брак, романтический брак, брак-товарищество, открытый брак. Функции семьи, социально-аксиологическая направленность семьи. Категории современной семьи (по количеству детей, по составу, по структуре, по типу главенства в семье, по семейному укладу, по однородности состава, по семейному стажу, по качеству отношений, по географическому признаку и пр.). Особенности семей разного состава. Баланс индивидуальности – совместности в семейной системе. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. Базовые понятия: семья, брак, система, индивидуальность, совместность, функции семьи, структура семьи. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества Краткий экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте: брак в древности, европейский брак и средневековье, семья в библейские времена, языческая семья, христианская модель семьи. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (незарегистрированное сожительство, сознательно бездетные браки, повторные браки, открытые браки, свингерство, гомосексуальные пары, групповые браки, коллективные семьи.) Базовые понятия: смешанная семья, Домострой, одиночество, повторные брачно-семейные отношения, жилые сообщества, коммунальный брак, сегментарная семья, индивидуальная семья, моногамия, полигамия, пробный брак. |
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины разработана в... | ||
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине Психология и педагогика «Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Рабочая программа дисциплины имиджелогия для специальности связи... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Пояснительная записка Формируемые компетенции (ок и пк) ... | ||
Программа курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности... | Тест «Психология менеджмента» Тема 1 «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по... | Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминалистика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):... | ||
Акушерство Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |