Скачать 349 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального и образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии, социологии и социальных отношений Психологический факультет Кафедра клинической и специальной психологии Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Психология детей с задержкой психического развития для студентов психологического факультета Специальность 050717, квалификация специалиста Курс 4 заочной формы обучения (7 и 8 семестры) Москва 2009 г. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии (Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.), на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель: кандидат психологических наук, доцент В.Л. Подобед Заведующий кафедрой: доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган Содержание программы Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31 января 2005 года (номер госрегистрации № 687 пед/сп (новый), общее количество часов на учебную дисциплину составляет 240 учебных часов. Квалификация специалиста: специальный психолог. Выпускник подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа и различных типах социально-культурной практики. Цели и задачи дисциплиныДанный курс преподается на 4 курсе и рассчитан на студентов, уже имеющих первичные теоретические и практические навыки анализа нормального детского развития, и знакомых с основными принципами и методами современной психологии. Курс «Психология детей с задержкой психического развития” является естественным продолжением таких учебных дисциплин, как “Психология человека”, “Возрастная психология”, “Введение в специальность”, «Специальная психология» и «Методы психологических исследований». С каждым годом растет число детей так называемой «группы риска». По данным ряда исследований в настоящее время не менее, чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы. Дети с задержкой психического развития являются самой распространенной слабовыраженной аномалией развития. Она может встречаться как в виде самостоятельного вида дизонтогенеза, так и входить в качестве составной части в сложные нарушения развития. Дети с данным видом отклонения в развитии могут встретиться как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях для детей с другими (например, сенсорными) отклонениями в развитии. Дети с «задержкой психического развития» (ЗПР) охвачены специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями YII вида (дети с ЗПР дошкольного возраста - дошкольными группами «компенсирующего» и «комбинированного» видов, группами «кратковременного пребывания», дети с ЗПР школьного возраста - специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VII вида и классами «коррекционно-развивающего обучения» (КРО) в массовой школе). Цели дисциплины: овладение студентами системой знаний по психологии ребенка со слабовыраженными отклонениями в развитии; подготовка будущего специалиста к практическому решению задач дифференциальной диагностики и психологической коррекции задержки психического развития, номинированной в многоосевой классификации психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрастах (МКБ-10) как группа «расстройств психического развития» (диапазон «F80-F89»). Целью курса является закрепление у студентов понятий и представлений о нормальном психическом развитии и знакомстве с пограничными состояниями (между нормой и явной патологией развития). Именно таким состоянием и является задержка психического развития (ЗПР). Задачи дисциплины: - дать студентам научно и практически обоснованные представления об общих и специфических закономерностях психического развития при варианте задержанного дизонтогенеза; - выработать у них умения проводить психологическое обследование детей с задержкой психического развития с целью определения профиля и уровня их психического развития; - выработать у студентов первичные умения в использовании методов дифференциальной диагностики задержки психического развития от сходных состояний (умственной отсталости, речевого недоразвития); - выработать у студентов первичные умения в организации и проведении психологической коррекции и профилактики задержки психического развития в детском возрасте. Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности будущего специалиста: в области диагностико-аналитической деятельности: - проведение психологического обследования детей с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; - дифференциальная диагностика для определения типа нарушений развития; - формулирование психологического заключения; в области консультативной деятельности: - владение методами консультирования родителей и педагогов по проблеме обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков; в области психопрофилактической деятельности: - владение методами психопрофилактической работы, направленной на предупреждение вторичных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей и подростков, а также на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; в области воспитательной деятельности: - психологическое сопровождение процесса воспитания детей с нарушениями развития; - применение современных психологических и педагогических технологий; в области коррекционно-развивающей деятельности: - психологическое сопровождение процесса обучения детей с нарушениями развития; - использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов и методов психокоррекционной работы; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей; в области преподавательской деятельности: - владение основами педагогических знаний и технологиями преподавания специальной психологии; - владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умение самостоятельно и творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности: - повышение психологической культуры населения, владение знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды; в области научно-исследовательской деятельности: - владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы, анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. |
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... | ||
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным... Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт сост. Л. Я. Верб. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 23 с | Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Рабочая программа по дисциплине Психология и педагогика «Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Рабочая программа дисциплины имиджелогия для специальности связи... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Программа курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности... | ||
Тест «Психология менеджмента» Тема 1 «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по... | ||
Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминалистика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):... | Акушерство Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | ||
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | «инфекционные болезни» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |