Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования





Скачать 375.66 Kb.
НазваниеФормирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/2
Дата публикации25.06.2013
Размер375.66 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2
На правах рукописи


ГАЛИУЛЛИН Фарит Сунгатуллович

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

К

азань - 2010

Работа выполнена в лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук

Олейникова Ольга Николаевна

Центр изучения проблем профессионального образования



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук

Бухмин Владимир Сергеевич

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
кандидат педагогических наук, доцент

Полосин Александр Николаевич

Учреждение РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования»


Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»


Защита состоится 5 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО» «4» сентября 2010 г.:http://www.kcn.ru/tat_ru/science/ispo_rao
Автореферат разослан «4» сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Важной задачей в системе подготовки допризывников к службе в армии остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину, культивирование необходимых здоровьесберегающих знаний, умений и навыков.

Современные тенденции в области образования характеризуются повышением интереса к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, попытками вернуть доверие молодёжи к службе в армии в связи с чем актуальное значение приобретают проблемы военно-патриотического воспитания личности и формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ находились в центре научных интересов ученых, практических педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, военкоматов и т.д.

Социально-философский контекст обозначенной проблемы представлен в работах С.В. Слукина, Т.В. Беспаловой, А.П. Погорелого, А.В. Кузнецовой, В.А. Коробанова, А.В. Солодилова и др.

Исследованию проблем ориентации учащейся молодежи на военные профессии посвящены работы Л.А. Кандыбовича, В.Ф. Ковалевского, А.Д. Лизичева, И.Н. Панина, В.П. Петрова, А.Т. Ростунова, И.А. Скородумова, Н.П. Федосеева и др.

Определяющее значение для нашего исследования имеют педагогические исследования по проблемам формирования готовности личности к службе в Вооруженных Силах РФ (С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.Н. Богданов, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, В.А. Сластёнин и др.), психологические исследования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.), философские исследования (B.C. Библер, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, В.А. Кобылянский и др.).

Проблема формирования у подростков и молодежи готовности к защите Родины нашла отражение в исследованиях А.А. Аронова («Совершенствование подготовки учащейся молодежи к военной службе», 1992), Р.А. Кемза («Подготовка школьников к службе в Вооруженных Силах», 1997), В.И. Бачевского («Педагогические основы подготовки школьников к военной службе, 1998), С.А. Константинова («Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся средней школы», 2002), А.Г. Вороненко («Развитие системы патриотического воспитания школьников в современных условиях Крайнего Севера», 2006), И.В. Кострулевой («Содержание и организация патриотического воспитания в условиях регионализации образования», 2003).

Анализ социально-философских, исторических, педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на социальную, научную и практическую актуальность проблема формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ изучена недостаточно.

Неразрешенным в настоящее время является противоречие между возможностью решения проблемы допрофессиональной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ средствами организации социального партнерства и автономностью деятельности социальных институтов, осуществляющими подготовку допризывной молодежи по военно-учетным специальностям.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Объект исследования: формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Гипотеза исследования: формирование готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- совместной деятельности социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальности;

- разработке и реализации комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежи;

- создании муниципального координационного центра управления процессом допризывной подготовки.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние разработанности проблемы допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в философской, педагогической, психологической литературе;

  2. Выявить потенциал социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ

  3. Разработать педагогическую модель взаимодействия социальных партнеров при формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ;

  4. Определить, обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия процесса допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о человеке и его роли в защите Отечества, о войне и мире, системно-организованный и адресный подходы в патриотическом воспитании; идеи социального партнерства в образовании; нормативно-правовые основы допризывной подготовки молодежи, представления об идеале гражданина-патриота, ценностных ориентациях и общечеловеческих ценностях; концепции проектирования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков, В.Л. Васильев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Есипов, А.Т. Иваницкий, В.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.Ю. Рыбников, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Т.Г. Шарухина и др.), педагогические и социально-психологические основы обеспечения готовности к службе в Вооруженных Силах, в том числе концепция патриотически-ориентированного образования (А.А. Аронов, А.В. Беляев, В.И. Бачевский, Г.И. Васильев, С.Н. Винникова, А.Н. Вырщиков, И.Н. Качура, Р.А. Кемза, Х.В. Конжиев, С.А. Константинов, А.М. Романович и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов:

- теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта.

- эмпирические: опытно - экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ и другие.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Солнечногорска, а также «Солнечногорского районного центра допризывной подготовки».

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004 - 2006 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая литература, анализировалось состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались эффективные методы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведениях. Формулировались и уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.

На втором этапе (2006 - 2008 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза (педагогические условия), разрабатывалась модель взаимодействия социальных партнеров, проводились выявление и апробация педагогических условий, которые реализуются в процессе, осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2008 - 2010 гг.) систематизировался и обрабатывался полученный материал и результаты эксперимента, продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «готовность молодежи к службе в Вооруженных Силах», под которым мы понимаем совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке;

- разработана педагогическая модель взаимодействия социальных партнеров при формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ, демонстрирующая возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ;

- определены педагогические условия оптимального формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства: совместная деятельность социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальности; разработка и реализация комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежи; создание муниципального координационного центра управления процессом допризывной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучен и обобщен материал по проблеме формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах; в теоретическом плане содержательно представлены сущность, критерии и уровни подготовленности и модель формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства; уточнен понятийно - терминологический аппарат, отражающий специфику процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства; разработанная педагогическая модель взаимодействия деятельности социальных партнеров при формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ может быть использована в любом центре либо учебном заведении, осуществляющем допризывную подготовку.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкой методологической основой; опорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личности; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; ценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами, выбором комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических, количественных и качественных методов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на теоретических семинарах педагогов системы среднего и высшего профессионального образования и исследователей Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Материалы исследования обсуждались и докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Принципы, технологии и диагностика качества воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования» (г.Казань, 22 апреля 2009 года), Международной научно-практической конференции «Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество» (г.Казань, 16 апреля 2009 года), научно-практической конференции «Многоуровневая подготовка компетентностного специалиста в условиях опережающей стандартизации профессионального образования» (г.Казань 19 ноября 2009 года) и др.

Обсуждение хода и результатов исследования осуществлялось на семинарах ИПП ПО РАО и лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики. Кроме того, материалы исследования опубликованы в статьях и тезисах в научно-методических и теоретических сборниках.

Результаты исследования внедрены в практическую деятельность педагогов, в консультативную деятельность автора при подготовке учителей к педагогической деятельности по формированию готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах, а также открытых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных и специализированных школах города Солнечногорск №: 14, 16.

На защиту выносятся следующие положения:

- формирование готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах предполагает реализацию целостного педагогического процесса, основными организационными формами которого являются учебный процесс и внеучебная воспитательная работа, а содержанием выступают знания, мировоззрение, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физическое совершенствование, умения и навыки в учебной и военно-патриотической деятельности;

- компонентами педагогической модели взаимодействия деятельности социальных партнеров при формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выступают: объект, субъект, цель, задачи, основные этапы, технология, методы, критерии и уровни результативности, которые в значительной степени определяют содержание деятельности и взаимосвязь различных социальных институтов участвующих в процессе допризывной подготовки молодежи;

- формированию готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства способствует ряд педагогических условий: совместная деятельность социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальности; разработка и реализация комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежи; создание муниципального координационного центра управления процессом допризывной подготовки.

Структура диссертационного исследования. Работа общим объемом 182 листа, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (179 наименований) и 3 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определяются методологические основы и методы исследования, представлена научная новизна и практическая значимость диссертации, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ как педагогическая проблема» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; приведен анализ понятия «готовность молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ», выделяются его отличительные характеристики, критерии, рассматриваются формы, методы, анализируется потенциал социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Обеспечение подготовленности к службе в армии – важнейшая государственная задача в воспитании молодежи допризывного возраста – ближайшего пополнения рядов Вооруженных Сил, для защиты границ и жизненных интересов государства.

Готовность молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ мы рассматриваем как совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке, готовность выполнить свой долг перед Родиной.

Допризывная подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ предусматривает обязательную и добровольную подготовку (см. рис. 1).

Социальное партнерство в области формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ - это важный элемент в формировании современного подхода к допризывной подготовке, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии.



Рис. 1. Основные виды и направления допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ
Социальное партнерство по отношению к образованию понимается нами как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества.

Институт социального партнерства в сфере образования, применительно подготовки специалистов для государственных и коммерческих структур, а в нашем случае, осуществляющий допризывную подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, значительно отличается от института социального партнерства в области экономики и бизнеса. В отличие от коммерческого интереса, итоговым результатом социального партнерства в сфере образования по допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах – является хорошо обученный и подготовленный по всем критериям отбора в Вооруженные Силы призывник. В результате подготовки призывник должен получить необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств, гарантирующий выполнение задач, стоящих перед профессией в рамках общественного разделения труда, а также соответствовать социальному статусу избранной профессии.

Социальными партнерами могут быть органы государственной власти, министерства и ведомства самого различного уровня, коммерческие организации, общественные организации, организации некоммерческого партнерства, индивидуальные предприниматели и т.д.

Опираясь на проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства. Разработанная модель наглядно демонстрирует взаимодействие социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ (см. рис. 2).

Так, целью формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ является всестороннее развитие необходимых для военной службы свойств и качеств личности.

Основными задачами формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выступают: формирование у подростков представлений о предстоящей военной службе и служебной деятельности, возможных изменениях обстановки и последующих за этим действиях; формирование способности преодолевать трудности, связанные с несением всех видов службы; психологическая адаптация к факторам служебно-боевой обстановки, воздействию стрессогенов катастроф и других особых условий деятельности; обеспечение устойчивых навыков владения воинским и служебным мастерством и способов поведения.


Социальный партнер

Компоненты процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ и их содержания




всестороннее развитие важных для данной службы свойств и качеств личности

цель

задачи

формирование у подростков представлений о предстоящей военной службе и служебной деятельности; формирование способности преодолевать трудности, связанные с несением всех видов службы; психологическая адаптация к факторам служебно-боевой обстановки,; обеспечение устойчивых навыков владения воинским и служебным мастерством и способов поведения

принципы

научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания

направления

содержание

методы

духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое

Социально-педагогический компонент: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества

общеразвивающие: беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д.

формы

убеждающее педагогическое воздействие, упражнение, педагогическое взаимодействие и др.

Специфический компонент: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества

специфичные: практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих


интегрированные: оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения

средства

материально-технические: учебные аудитории, классы и музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры и др.


образовательные: рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов и др.

организационные: комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах

критерий

показатели

готовность личности к военной службе (критерий обоснован Ю.А. Танюхиным)

сформированность знаний о военной службе и воинской деятельности, отношение к военной службе, нравственные и социально значимые ценности, свойства и качества личности, гражданственность как интегральное свойство личности, осознанность профессионального самоопределения



в качсетве вности е знания после Рис. 2. Педагогическая модель взаимодействия социальных партнеров при формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ




Среди основополагающих принципов формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.

Методы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ: убеждающее педагогическое воздействие (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки); упражнение – решение задач нравственного выбора, гражданской позиции, результатами которого являются осознание собственного выбора, умение согласовать позиции с оппонентами; поощрение (стимуляция); педагогическое взаимодействие, направленное на становление социального опыта (опыта жизни в гражданском обществе) и др.

Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на две основные группы обусловленные соответственно общеразвивающим компонентом и спецификой содержания военно-патриотического воспитания.

Выявлены следующие направления формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое.

В содержании процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Второй, специфический компонент содержания процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

В нашем исследовании в качестве интегрального критерия, по которому оценивается результат подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, взята готовность личности к военной службе. Данный критерий представлен следующими показателями: а) сформированность знаний о военной службе и воинской деятельности; б) отношение к военной службе; в) нравственные и социально значимые ценности; г) свойства и качества личности; д) гражданственность как интегральное свойство личности: е) осознанность профессионального самоопределения.

Во второй главе «Педагогические условия эффективного формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства» содержится обоснование разработанных организационно-педагогических условий эффективности формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства, описание организации и проведения педагогического эксперимента по их проверке, а также представлена математическая обработка и интерпретация результатов исследования.

Совместная деятельность социальных партнеров в процессе овладения призывниками ВУС представляет собой систему, направленную на максимальное участие всех социальных партнеров в различных этапах данного процесса, координирующих их активность, основанную на выработке и применении общих подходов, методов деятельности, мониторинга деятельности. Совместная деятельность в ходе нашего исследования обеспечивала комплексную реализацию операций, функций и управленческих воздействий социальных партнеров с целью получения максимально возможного результата от их совместной деятельности.

Необходимо отметить, что осуществить совместную деятельность всегда достаточно сложно, поскольку большинство социальных партнеров участвующих в процессе допризывной подготовки имеют четкую организационную структуру, часто не предусматривающую какое-либо взаимодействие с другими социальными институтами. Поэтому приходится говорить о стихийной совместной деятельности социальных партнеров, выражающейся в единичных случаях совместного проведения различного рода конференций, обучающих семинаров и т.д. Безусловно, такие редкие и неконкретные совместные мероприятия не могут существенным образом повлиять на эффективность процесса подготовки допризывников по ВУС. Требуется проведение крупномасштабной и четко скоординированной совместной работы всех социальных партнеров, целью который станет оптимизация процесса допризывной подготовки молодежи по ВУС (военно-учетная специальность).

Попытка проведения такой работы была предпринята в рамках данного диссертационного исследования, проследить которую представляется возможным в ходе изучения механизма допризывной подготовки молодежи по ВУС (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальности

Социальный партнер

Этап допризывной подготовки по ВУС

Направления совместной деятельности

Военные комиссариаты,

учебные заведения, общественные организации,

военные части

Формирование государственного заказа

Конкретизация потребностей и возможностей выполнения государственного заказа на допризывников по ВУС,

Военные комиссариаты,

учебные заведения, допризывники и их родители

Набор учебных групп допризывников для их дальнейшей подготовки по ВУС,

Набор учебных групп с учетом пожеланий допризывников и месторасположения учебного заведения

Учебные заведения и общественные организации РОСТО

Разработка и реализация программ подготовки специалистов

Взаимодействие в ходе использования материально-технической базы

Учебные заведения,

Военные комиссариаты

Организация и проведение выпускных экзаменов

Совместное участие в работе военной экзаменационной комиссии

Таким образом, совместная деятельность в ходе нашего исследования обеспечивала комплексную реализацию операций, функций и управленческих воздействий социальных партнеров с целью получения максимально возможного результата от их совместной деятельности.

Эффективная допризывная подготовка оказалась возможной лишь в рамках дополнительного образования молодежи, предоставляющего широкие возможности для развития творческих способностей учащегося в различных видах деятельности и областях знаний. Необходимость осуществления допризывной подготовки молодежи в рамках дополнительного образования вызвана также комплексностью разработанной программы, предполагающей огневую, тактическую, медицинскую и др. подготовку, что оказывается затруднительным в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, регламентированным учебным расписанием.

В связи с этим была разработана комплексная программа дополнительного образования по допризывной подготовке молодежи (именуется далее комплексная программа) разработана на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи», Постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», результатов исследования, проводимого лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики ИПППО РАО по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание студентов ссуз», а также пожеланий и предложений общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. В ходе этого анализа была выявлена необходимость разработки комплексной программы по допризывной подготовке молодежи, т.к. большинство изученных нами программ делают упор на том или ином аспекте подготовки, при этом, другие направления остаются не охвачены. Программа начальной военной подготовки, напротив, оказывается слишком громоздкой и требует при реализации значительных временных и финансовых ресурсов, не предусмотренных в планах деятельности учебных заведений различного уровня. Поэтому эффективная допризывная подготовка оказалась возможной лишь в рамках дополнительного образования молодежи, предоставляющего широкие возможности для развития творческих способностей учащегося в различных видах деятельности и областях знаний. Анализ основных направлений допризывной подготовки молодежи позволил выделить 11 разделов программы, посвященные гражданско-правовым, морально-психологическим, медицинским аспектам допризывной подготовки, а также навыкам использования оружия и ведения боя.

В ходе формирующего эксперимента мы во многом пересмотрели традиционные подходы к управлению процессом допризывной подготовки и технологий управленческой деятельности, которые бы в наибольшей степени соответствовали современным социально-экономическим условиям, способствовали реализации человеческого фактора, развитию демократических, гуманистических процессов в образовательном пространстве учебного заведения. В ходе данного анализа была выявлена слабая эффективность управления процессом допризывной подготовки молодежи в рамках отдельно взятого региона, где большинство учебных заведений осуществляют допризывную подготовку изолировано от других социальных партнеров ввиду отсутствия тесно налаженных связей. В связи с этим было принято решение о необходимости создания новой организационной структуры – муниципального координационного центра допризывной подготовки молодежи, сочетающего в себе как образовательные, так и управленческие функции, учредителем которого выступил Комитет по делам молодежи и туризму администрации Московской области.

Создание муниципального координационного центра по формированию готовности и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в муниципальном районе позволило: изучать возможности муниципального района и социальных партнеров для подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. Состояние учебных баз социальных партнеров, необходимость их пополнения и объема работ по их реконструкции с целью формирования долгосрочного государственного заказа с позиций постоянного увеличения количества призывников, подготовленных по ВУС и расширения сектора этих специальностей; разрабатывать регламент заключения и выполнения договоров с социальными партнерами на подготовку призывников по ВУС по количеству и качеству в соответствии с государственным заказом на основании делегированных полномочий администрации муниципального района и городского (районного) военного комиссариата; разрабатывать и постоянно дополнять и корректировать учебно – методические программы обучения по подготовке призывников по ВУС для социальных партнеров в соответствии с государственным заказом для муниципального района и изменением требований Вооруженных Сил РФ; изучать и применять действующую нормативную базу, связанную с допризывной подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ и правовой защиты прав допризывников, при необходимости готовить проекты законодательных актов муниципальных районов направленных на углубление взаимодействия социальных партнеров по улучшению состояния допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ; изучать состояние спортивных и спортивно – технических баз муниципального района и социальных партнеров, военных лагерей войсковых частей, для проведения занятий по начальной военной подготовке, прикладными видами спорта и физической подготовки призывников, а также определять объем физической подготовки допризывной молодежи, исходя из требований ВУС и нормативов Вооруженных Сил РФ; изучать состояние морально – психологической подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, разработать единую программу для социальных партнеров по формированию морально – психологической подготовки призывников в рамках ВУС и требований нормативов Вооруженных Сил РФ; систематизировать работу СМИ муниципального района для формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ; определять объем учебного курса допризывной подготовки на основании социального партнерства с учетом государственного заказа на ВУС; осуществлять переподготовку преподавателей ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).

После заключения договоров с социальными партнерами, была разработана организационная структура муниципального координационного центра в рамках социального партнерства по формированию готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, которая обеспечила распределение ролей и функций в системе социальных партнеров, а также установление необходимых связей между партнерами внутри структуры. Муниципальный координационный центр допризывной подготовки как инновационный вид учебного заведения, оказавшегося в режиме эксперимента и научного исследования, доказывает свою состоятельность и прежде всего качеством функционирования. Одним из определяющих условий эффективного педагогического регулирования процесса социально-профессионального становления допризывников является сложившаяся в центре допризывной подготовки система управления, имеющая адаптивный характер.

Спецификой данной технологии является то, что организация работы по патриотическому воспитанию в региональной системе образования рассматривается не только в рамках организации педагогического процесса непосредственно в образовательном учреждении, но и с точки зрения комплексного подхода, включающего в себя, в том числе, и организацию патриотического воспитания через интеграцию структур социума во взаимодействии учреждения профессионального образования с другими учреждениями образования, социальной сферы, военными учреждениями, институтами воспитания; в процессе организационно-педагогических действий рассматривается социализация молодых людей через их участие в системе программных мероприятий.

Опытно-экспериментальная работа, в ходе которой апробировались педагогические условия формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в РФ, проводилась в три этапа.

Первый этап – констатирующий, когда определялась степень готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в РФ.

Второй этап – формирующий. На данном этапе проводилась работа по внедрению в процесс формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в РФ выявленных педагогических условий.

Третий этап – итоговый. На данном этапе определялся достигнутый уровень готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в РФ.

В эксперименте принимали участие учащиеся 11 классов общеобразовательных школ г. Солнечногорска допризывного возраста. Общая численность испытуемых 127 человек (экспериментальная - 61 учащихся, контрольная 66 учеников). Были определены две переменные величины: независимые и зависимые. Независимые переменные - это комплекс выделенных нами педагогических условий, разработанных на основе модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства и обеспечивающих взаимосвязь целей, содержания образования, форм организации, методов и средств допризывной подготовки. Зависимые переменные - это то, что подвергается изменению под влиянием независимых переменных; например готовность допризывников к несению военной службы в реальных условиях. Именно это качество будущих допризывников является конечным показателем эффективности всей опытно-экспериментальной работы.

На основе методики Д.Г. Давыдова «Установки на военную службу» был определен ряд диагностических признаков и разработана анкета (бланк) позволяющая выявить высокий, средний и низкий уровни готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

В соответствии с разработанной нами методикой эксперимента проведен срез начального уровня готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ, который был принят за исходный. По результатам диагностики уровней готовности допризывников разделили на три группы (см. табл. 2). На итоговом этапе эксперимента результаты, полученные в экспериментальных группах, показали существенное влияние педагогических условий, выявленных нами, на эффективность подготовки молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ, о чем свидетельствует повышение уровня готовности курсантов к этому виду деятельности.

Таблица 2

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвиг воинов-интернационалистов остается прочным фундаментом воспитания подрастающего поколения на боевых традициях, помогает успешно...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПостроение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма Просвещения в концепции Я. А. Коменского
Специальности: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13. 00. 08 – Теория и методика профессионального...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПриказ от 18 июня 2011 г. N 800 об утверждении руководства по диспансеризации...
Утвердить прилагаемое Руководство по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПриказ от 21 апреля 2009 г. N 200 об утверждении наставления по физической...
Утвердить прилагаемое Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках мероприятий, проводимых в Год молодежи Патриотическая акция для юношей допризывного возраста «Равняемся на подвиги отцов...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы....
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon1. (1г). Вступ
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ на основе социального партнерства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconЛитература по дисциплине «Социология»
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск