Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста





Скачать 468.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста
страница1/4
Дата публикации04.10.2013
Размер468.54 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика – важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста

Основная цель практики – лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности. Особенно это важно приовладении профессии сферы «человек-человек»

Согласно государственному образовательному стандарту практика является обязательной и непрерывной, т.е. все студенты в соответствии с учебным планом периодически проходят практику на протяжении всех лет обучения. В сложившейся системе педагогического образования практическое обучение начинается с психолого-педагогической практики, включающей в себя овладение будущим учителем специфики воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения, исследования и анализа.

Так как воспитательная работа требует от студентов разносторонней готовности, практика проводится на базе разных типов образовательных учреждений: школ, учреждений дополнительного образования, специализированных общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Практика позволяет студентам непосредственно познакомиться ближе содержанием профессиональной деятельности учителя, расширить знания и представления о специфике деятельности учителя, полученных на теоретических занятиях в педагогическом училище, непосредственно соотнести их с практикой развития учебных способностей и интересов школьников в учебном процессе. В связи с этим, методические указания отражают содержание психолого-педагогической практики и построены с учётом практической подготовки будущего учителя в соответствии с учебным планом и обязательным минимумом содержания к уровню подготовки выпускников специальностей 050709 и 050720 по психолого-педагогическому блоку дисциплин.

Задания по педагогике и психологии способствуют расширению у студентов субъективного образа профессии через изучение субъекта будущей деятельности (учащегося школы) и психологических особенностей личности и деятельности учителя, а также установлению ими межпредметных связей педагогики и психологии с частными методиками, овладению навыками ведения дневниковых записей, психодиагностики личности. В процессе выполнения заданий студенты усваивают общие закономерности психического развития и формирования личности учащегося, учатся понимать его внутренний мир, потенциальные возможности, выявлять интересы, склонности, а также возможные причины проявления отдельными учащимися девиантного поведения. Большое значение в процессе прохождения практики придаётся овладению студентами методами психолого-педагогического исследования, развитию умения применять их в работе со школьниками. В программе данной практики особое значение придается овладению студентами методами психолого–педагогического исследования, развитию умения принимать их в педагогической практике.

Диагностика профессиональной компетенции учителя фиксируется студентами через оформление кратких записей, отражающих характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока, своеобразие педагогической рефлексии в сфере общения, рефлексию личностных качеств и т.п.

В ходе практики студенты ведут педагогический дневник. В нем планируются организаторская деятельность студента, фиксируются результаты наблюдений психолого-педагогической диагностики и др.

Деятельность студентов оценивается на основе наблюдений и анализа содержания их деятельности, записей в дневнике педагогической практики.

По итогам деятельности студентов в период практики дифференцированно оценка по пятибалльной шкале: «5», «4», «3», «2».

Программа практики может быть реализована как понедельно (в соответствии с планом учебного процесса), так и концентрированно. Поэтому в приложении к программе дается календарно-тематическое планирование по системе погружения.

Задачи практики: способствовать формированию у студентов устойчивой педагогической мотивации, исследовательских и коммуникативных умений, профессионально значимых качеств личности.

Содержание деятельности студентов на практике:

  1. Овладение комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения своеобразия личности и деятельности учителя, особенностей обучения и воспитания школьников в процессе учебных занятий.

  2. Проведение серии наблюдений за организацией учителем учебно-воспитательной работы по всестороннему развитию школьников с последующим анализом полученных результатов.

  3. Знакомство с документацией учителя, порядком ее ведения, технологией планирования им урочной и внеурочной работы с учащимися в образовательном учреждении.



Обязанности студента на практике:

  1. Участвовать в установочной и итоговой конференциях, соблюдать график работы, регулярно присутствовать на практике, заранее извещать группового руководителя о причине отсутствия на практике;

  2. Своевременно выполнять все задания, предусмотренные программой педпрактики, тщательно к ним готовиться;

  3. Постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием, изучать специальную педагогическую, психологическую и методическую литературу, рекомендованную для выполнения конкретного практического задания;

  4. Совершенствовать педагогические умения, развивать культуру педагогического общения;

  5. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения, выполнять инструкции и распоряжения администрации данного учреждения и руководителей практики, соблюдать требования, предъявляемые ими внешнему виду и культуре речи студента;

  6. Своевременно и аккуратно оформлять записи в дневнике педагогической практики, предоставлять групповому руководителю необходимую для каждого вида практического задания или другую требуемую отчетность;

  7. Высказывать предложения по организации данного вида практики и совершенствованию теоретической и практической подготовки к ней студентов.

  8. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает зам. директора по организации педагогической практики студентов педагогического училища.



Обязанности преподавателя-методиста на практике:

  1. Методическое руководство группой студентов, контроль их работы, просмотр документации, выявление и устранение недостатков в организации и проведении педпрактики;

  2. Проведение консультаций по вопросам организации диагностики учебно-воспитательной работы учителя с учащимися, оформления полученных результатов в отчетной документации;

  3. Анализ совместно со студентами итогов психолого-педагогического исследования, педагогических наблюдений на уроках учителей, подведение итогов исследовательской деятельности студентов в школе.

  4. Заполнение журнала по педагогической практике, выставление в нем оценок за выполнение студентами запланированных видов деятельности и итоговой оценки за практику.

  5. Подготовка к конференции по итогам практики: анализ проведения практики, замечания и предложения по улучшению ее организации, организация защиты студентами результатов педагогической практики.


Календарно–тематическое планирование содержания деятельности студентов

по специальности 050709


п/п №

Содержание деятельности

1 неделя

Установочная конференция:

- сообщение студентам цели, задач и содержания психолого- педагогической практики;

- ознакомление с примерным календарным планированием практики, содержанием заданий психолого-педагогического аспекта;

- оформление и требования к ведению дневника практики;

- ознакомление с обязанностями практиканта;

- требования и задания к зачету по практике.

2 неделя

  1. Введение в педагогическую профессию. Педагогическая деятельность, ее аспекты. Личность педагога. Профессиональные и личные качества педагога.

  2. Личность ребенка как субъект воспитания и образования. Возрастные особенности детей;

  3. Запись схем анализа уроков, кружков и внеклассных занятий;

  4. Разучивание подвижных игр.

3 неделя

Посещение студентами школы:

1) Встреча с администрацией школы (организационная беседа с завучем по учебно – воспитательной работе):

- знакомство со школой: тип учебного заведения, школьная документация (Устав школы, учебный план, план учебно – воспитательной работы, журнал и т. д.).

- знакомство с материально технической базой школы (оформление классов, методическая оснащенность учебно-воспитательного процесса и др.);

- знакомство с педагогическим коллективом школы (количество педагогов, стаж, образование…)

- знакомство с правилами внутреннего распорядка школы;

- основные направления деятельности педагогического коллектива;

- традиции, инновации учебно-воспитательного процесса.

2) Беседа с учителем, его должностными обязанностями.

3.Знакомство с творческой лабораторией учителя (УМК учителя, календарно-тематическое планирование, план воспитательной работы с классом, классный журнал).


4 неделя

1) Посещение уроков в начальной школе. (1 класс):

- наблюдение возрастных особенностей детей 1 класса;

- адаптация детей к школе;

- наблюдение за динамикой внимания учащихся и приемами, используемыми учителем для его поддерживания в учебном процессе;

- анализ посещенных уроков.

2) Беседа с учителем:

- особенности всего класса и отделения учащихся;

- система обучения, программы и учебники по которым обучаются учащиеся;

- пути сплочения детского коллектива.

3) Проведение подвижных игр с детьми на переменах.

4) Обработка результатов диагностики. Написание характеристики познавательной деятельности учащихся.



5 неделя

1) Посещение уроков в школе (3 класс) с целью наблюдения за использованием учителем диагностических методов в учебном процессе.

2) Беседа с учителем на тему: «Методы психолого-педагогического исследования учителем познавательной деятельности учащихся: особенности восприятия, наблюдательности, памяти».

3) Диагностика успеваемости школьника.

4) Оказание учителю помощи в организации учащихся учебно-воспитательного процесса.

5) Подготовка КТД.

6 неделя

1) Посещение уроков в школе с целью изучения направленности личности учащихся.

Наблюдение и анализ уроков;

2) Беседа с учениками:

- характеристика осознанных мотивов учащихся;

- интересы, их глубина, ширина, устойчивость, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

3) Проведение КТД «Праздник осени».

4) Написание характеристики направленности личности школьника.


7 неделя

Посещение уроков в школе с целью изучения познавательной деятельности учащихся.

1) Характеристика познавательной деятельности школьников:

- особенности восприятия;

- памяти;

- воображения;

- мышления;

- самостоятельность в суждениях и выводах;

- степень развития устной речи;

- наблюдение за учащимися на уроках.

2) Диагностика успеваемости школьников (проведение теста).

3) Обработка теста.

4) Изготовление дидактического материала к уроку по заданию учителя.

5) Подготовка к празднику «Веселые старты».

6) Написание характеристики познавательной деятельности.


8 неделя

Посещение уроков в школе.

1) Соотношение самооценки и уровня притязаний: характерная для школьника - оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям;

Наблюдение за учащимися на уроках.

2) Диагностика уровня притязаний, оценки своих возможностей (анкетирование).

3) Проведение КТД «Веселые старты».


9 неделя

Посещение уроков в школе.

1) Знакомство с возрастной деятельностью учащихся (2–4 классов):

- психолого-педагогическое наблюдение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

- сравнительная характеристика учащихся 1 и 2 – 4 классов;

- Анализ посещенных уроков.

2. Беседа с учителем:

- характеристика классного коллектива;

- успеваемость и дисциплина;

- отношение школьника к коллективу;

- классное самоуправление;

- отношение к отрицательным проявлениям в коллективе.

3. Игры на переменах.

4. Изготовление дидактического материала к урокам по заданию учителя.

5. Подготовка к КТД.


10 неделя

Посещение уроков в школе.

1) Знакомство с учащимися среднего звена 5 – 8 классов:

- психолого-педагогическое наблюдение возрастных особенностей детей среднего школьного возраста;

- анализ посещённых уроков.

- сравнительная характеристика учащихся начального и среднего звена;

2) Беседа с учителем - классным руководителем:

- характеристика классного коллектива;

- актив класса, классное самоуправление;

- успеваемость и дисциплина;

- дружба, симпатии и антипатии;

- традиции детского коллектива;

- отношение к общественной работе.

3) Написание сравнительной характеристики учащихся начальной школы и среднего звена.

4) Проведение КТД.

Подведение итогов дня.

11 неделя

Посещение школы.

1) Беседа с социальным педагогом и психологом на тему «Особенности работы с педагогически запущенными детьми».

2) Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми:

- отношение к ученику в семье;

- особенности взаимоотношений ученика с одноклассниками;

- отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности.

3) Составление характеристики на педагогически запущенного ученика.

12 неделя

1) Посещение уроков в школе с целью наблюдения характера взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на уроках.

2) Изучение педагогической рефлексии в сфере общения.

3) Определение психологического климата в классе, уровня воспитанности учащихся.

4) Беседа с учителем «Взаимоотношения детей в классе».

5) Изучение индивидуально – типологических особенностей личности школьника.

6) Творческие конкурсы (чтецов, художественные, музыкальные).


13 неделя

1) Посещение уроков в школе с целью изучения профессионально необходимых качеств личности учителя.

2) Составление психологического портрета личности учителя.

3) Беседа с учителем на тему: «Формы взаимодействия семьи и школы».

4) Посещение классного родительского собрания.

5) Подведение итогов дня.

14 неделя

Посещение образовательных учреждений дошкольного образования (ЦДТ, клуб «Юнга», станция «Юных натуралистов»).

1) Беседа с методистом учреждения:

- цели задачи, структуры учреждения, образовательные программы.

2) Посещение занятий кружка образовательного учреждения.

3) Особенности работы воспитателя в учреждениях дополнительного образования: изучение календарно-тематического планирования, плана занятий кружка.

15 неделя

Посещение учреждения дополнительного образования.

1) Посещение занятий кружка.

2) Наблюдение за особенностями деятельности воспитания в учебно-воспитательном процессе.

3) Оценка стиля поведения учителя со школьниками.

4) Оказание помощи воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса.

5) Изучение личностных отношений в группе.(тестирование)


16 неделя

Посещение учреждения дополнительного образования.

1) Посещение праздника.

2) Подготовка к творческому отчету. Оформление отчетной документации, дневника по педагогической практике.

3) Составление психолого-педагогической характеристики личности учителя, учащегося и класса.

17 неделя

Итоговая конференция (в виде «круглого стола»):

1) Творческий отчет студентов по итогам пед. практики (сочинение, конкурс, газета и др.).

2) Анализ деятельности студентов в период пед. практики.

3) Просмотр документации по практике (дневники, наглядность, характеристики, результаты диагностики и т.д.).

4) Подведение итогов, выставление студентам зачета по итогам пед. практики.



Календарно-тематическое планирование содержания деятельности студентов

по специальность 050720


1 неделя

Установочная конференция:

- сообщение студентам целей, задач и содержания психолого-педагогической практики;

- ознакомление с примерным календарным планированием практики, содержанием заданий психолого-педагогического аспекта;

- инструктаж по ведению дневника практики, по организации работы со школьниками;

- сообщение тематики докладов студентов для итоговой конференции;

- просмотр выставки нормативно-правовой и методической литературы, документации к педагогической практике.


2 неделя

1. Посещение студентами школы, встреча с администрацией школы, организация беседа с завучем по воспитательной работе.

2. Знакомство с учителем физической культуры, его должностными обязанностями.



3 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за динамикой внимания учащегося и приемами, используемыми учителем, для его поддержания в учебном процессе.

2. Беседа с учителем на тему: «Планирование и организация учителем физической культуры учебно-воспитательной работы». Знакомство с документацией учителя (учебной программой, учебным планом, методическими разработками, школьным журналом и пр.), порядком ее ведения.

3. Оказание посильной помощи учителю при организации учебно-воспитательного процесса.

4 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью изучения структуры педагогической деятельности учителя.

2. Оценка ценностных ориентаций и интересов школьника.

3. Оказание учителю посильной помощи в организации учебно-воспитательного процесса.

4. Подведение итогов дня.

5 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры.

2. Беседа с учителем на тему: «Особенности деятельности учителя физической культуры».

3. Оказание учителю помощи в организации учебно-воспитательного процесса.

4. Подведения итогов дня.

6 неделя

1.Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за использованием учителем диагностических методов в учебном процессе. Беседа с учителем на тему: «Методы психолого-педагогического исследования учителем физической культуры уровня психофизического развития учащихся».

2. Изучение мотивации учебной деятельности школьника.

3.Подведения итогов дня.

7 неделя

1. Наблюдения за организацией учителем учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Изучение эмоционально-волевой сферы личности школьника.

3. Оказание учителю помощи в организации учебно-воспитательном процессе.

4. Подведение итогов дня.

8 неделя

1. Изучение работы учителя по всестороннему воспитанию учащихся. Беседа с учителем на тему: «Организация воспитательной работы со школьниками».

2. Изучение профессиональной направленности учителя физической культуры.

3. Подведение итогов дня.

9 неделя

1. Определение дидактических способностей, профессионально необходимых качеств личности учителя, педагогической рефлексии личностных качеств учителя физической культуры.

2. Составление психологического портрета личности учителя физической культуры.

3. Подведения итогов дня.

10 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за особенностями поведения учителя в учебно-воспитательном.

2. Оценка стиля поведения учителя со школьниками.

3. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности школьника.

4. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.

5. Подведение итогов дня.

11 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью исследования психологического климата по характеру воздействия учителя на учащихся на разных этапах урока.

2. Оценка индивидуального стиля общения учителя физической культуры.

3. Изучение межличностных отношений в классе.

4. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.

5. Подведение итогов дня.

12 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения характера взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока.

2. Изучение педагогической рефлексии в сфере общения.

3. Определение психологических особенностей класса.

4. Подведение итогов дня.

13 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за особенностями межличностных отношений школьников.

2. Оценка способности учителя к саморазвитию, его готовности к проявлению педагогического творчества.

3. Изучение психологических особенностей личности школьника.

4. Подведение итогов дня.

14 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью выявления типа восприятия школьником учебного материала.

2. Изучение профессионального мастерства учителя.

3. Подведение итогов дня.

15 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью уточнения психолого-педагогической характеристики личности учителя.

2. Изучение профессиональной компетентности учителя физической культуры.

3. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.

4. Подведение итогов дня.

16 неделя

1. Посещение уроков физической культуры с целью уточнения данных психолого-педагогического исследования учителя, учащегося и класса. Составление психолого-педагогической характеристики личности учителя физической культуры, учащегося и класса.

2. Подведение итогов практики в школе.

3. Оформление выводов и отчетной документации, подготовка докладов к итоговой конференции, коллективное оформление стенда.

17 неделя

Итоговая конференция (в виде «круглого стола»):

- анализ деятельности студентов в период пед. практики;

- сообщение студентов по различным аспектам практики;

- просмотр выставки документации по практике, наглядных материалов, стендов и пр.

- выставление студентам зачета по итогам педагогической практики.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста icon«принято» Советом техникума Протокол №4 от «12» марта 2014 г. «Утверждаю»
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, Типового положения об образовательном учреждении...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002
...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconСистема профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного...
Охватывает все сферы профессиональной деятельности специалиста апк, создавая эффект устойчивого развития. При этом не исключается...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка. 12 класс /заочный
Программа по физике в 12-м классе рассчитана на 36 часа в учебном году, то есть в среднем на 1 час в неделю. Программа соответствует...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины и тематический...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 20 литература 22
Изучение иностранного языка рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста со средним профессиональным...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconСтруктура самообследования
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Культурология» в высшем учебном заведении направлено на формирование высокой общей культуры специалиста. В соответствии с требованиями...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Другими не менее важными после лекции формами учебной работы в высшем учебном заведении являются групповые практические, семинарские,...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка в системе подготовки специалиста-педагога в...
«Педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Основы хореографической драматургии», «Танцевальный репертуар», других специальных...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconФизическая культура 3 класс пояснительная записка
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке...
Ф. 08) для специальности «Финансы и кредит» и региональный компонент для специальности «Мировая экономика» (Р. 09), для специальности...
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной...
Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни
Пояснительная записка практика важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста iconРеферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор...
«Женский головной убор – важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск