ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика – важнейший компонент учебной работы в среднем специальном учебном заведении, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста
Основная цель практики – лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности. Особенно это важно приовладении профессии сферы «человек-человек»
Согласно государственному образовательному стандарту практика является обязательной и непрерывной, т.е. все студенты в соответствии с учебным планом периодически проходят практику на протяжении всех лет обучения. В сложившейся системе педагогического образования практическое обучение начинается с психолого-педагогической практики, включающей в себя овладение будущим учителем специфики воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения, исследования и анализа.
Так как воспитательная работа требует от студентов разносторонней готовности, практика проводится на базе разных типов образовательных учреждений: школ, учреждений дополнительного образования, специализированных общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Практика позволяет студентам непосредственно познакомиться ближе содержанием профессиональной деятельности учителя, расширить знания и представления о специфике деятельности учителя, полученных на теоретических занятиях в педагогическом училище, непосредственно соотнести их с практикой развития учебных способностей и интересов школьников в учебном процессе. В связи с этим, методические указания отражают содержание психолого-педагогической практики и построены с учётом практической подготовки будущего учителя в соответствии с учебным планом и обязательным минимумом содержания к уровню подготовки выпускников специальностей 050709 и 050720 по психолого-педагогическому блоку дисциплин.
Задания по педагогике и психологии способствуют расширению у студентов субъективного образа профессии через изучение субъекта будущей деятельности (учащегося школы) и психологических особенностей личности и деятельности учителя, а также установлению ими межпредметных связей педагогики и психологии с частными методиками, овладению навыками ведения дневниковых записей, психодиагностики личности. В процессе выполнения заданий студенты усваивают общие закономерности психического развития и формирования личности учащегося, учатся понимать его внутренний мир, потенциальные возможности, выявлять интересы, склонности, а также возможные причины проявления отдельными учащимися девиантного поведения. Большое значение в процессе прохождения практики придаётся овладению студентами методами психолого-педагогического исследования, развитию умения применять их в работе со школьниками. В программе данной практики особое значение придается овладению студентами методами психолого–педагогического исследования, развитию умения принимать их в педагогической практике.
Диагностика профессиональной компетенции учителя фиксируется студентами через оформление кратких записей, отражающих характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока, своеобразие педагогической рефлексии в сфере общения, рефлексию личностных качеств и т.п.
В ходе практики студенты ведут педагогический дневник. В нем планируются организаторская деятельность студента, фиксируются результаты наблюдений психолого-педагогической диагностики и др.
Деятельность студентов оценивается на основе наблюдений и анализа содержания их деятельности, записей в дневнике педагогической практики.
По итогам деятельности студентов в период практики дифференцированно оценка по пятибалльной шкале: «5», «4», «3», «2».
Программа практики может быть реализована как понедельно (в соответствии с планом учебного процесса), так и концентрированно. Поэтому в приложении к программе дается календарно-тематическое планирование по системе погружения.
Задачи практики: способствовать формированию у студентов устойчивой педагогической мотивации, исследовательских и коммуникативных умений, профессионально значимых качеств личности.
Содержание деятельности студентов на практике:
Овладение комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения своеобразия личности и деятельности учителя, особенностей обучения и воспитания школьников в процессе учебных занятий.
Проведение серии наблюдений за организацией учителем учебно-воспитательной работы по всестороннему развитию школьников с последующим анализом полученных результатов.
Знакомство с документацией учителя, порядком ее ведения, технологией планирования им урочной и внеурочной работы с учащимися в образовательном учреждении.
Обязанности студента на практике:
Участвовать в установочной и итоговой конференциях, соблюдать график работы, регулярно присутствовать на практике, заранее извещать группового руководителя о причине отсутствия на практике;
Своевременно выполнять все задания, предусмотренные программой педпрактики, тщательно к ним готовиться;
Постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием, изучать специальную педагогическую, психологическую и методическую литературу, рекомендованную для выполнения конкретного практического задания;
Совершенствовать педагогические умения, развивать культуру педагогического общения;
Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения, выполнять инструкции и распоряжения администрации данного учреждения и руководителей практики, соблюдать требования, предъявляемые ими внешнему виду и культуре речи студента;
Своевременно и аккуратно оформлять записи в дневнике педагогической практики, предоставлять групповому руководителю необходимую для каждого вида практического задания или другую требуемую отчетность;
Высказывать предложения по организации данного вида практики и совершенствованию теоретической и практической подготовки к ней студентов.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает зам. директора по организации педагогической практики студентов педагогического училища.
Обязанности преподавателя-методиста на практике:
Методическое руководство группой студентов, контроль их работы, просмотр документации, выявление и устранение недостатков в организации и проведении педпрактики;
Проведение консультаций по вопросам организации диагностики учебно-воспитательной работы учителя с учащимися, оформления полученных результатов в отчетной документации;
Анализ совместно со студентами итогов психолого-педагогического исследования, педагогических наблюдений на уроках учителей, подведение итогов исследовательской деятельности студентов в школе.
Заполнение журнала по педагогической практике, выставление в нем оценок за выполнение студентами запланированных видов деятельности и итоговой оценки за практику.
Подготовка к конференции по итогам практики: анализ проведения практики, замечания и предложения по улучшению ее организации, организация защиты студентами результатов педагогической практики.
Календарно–тематическое планирование содержания деятельности студентов
по специальности 050709
п/п №
| Содержание деятельности
| 1 неделя
| Установочная конференция:
- сообщение студентам цели, задач и содержания психолого- педагогической практики;
- ознакомление с примерным календарным планированием практики, содержанием заданий психолого-педагогического аспекта;
- оформление и требования к ведению дневника практики;
- ознакомление с обязанностями практиканта;
- требования и задания к зачету по практике.
| 2 неделя
| Введение в педагогическую профессию. Педагогическая деятельность, ее аспекты. Личность педагога. Профессиональные и личные качества педагога.
Личность ребенка как субъект воспитания и образования. Возрастные особенности детей;
Запись схем анализа уроков, кружков и внеклассных занятий;
Разучивание подвижных игр.
| 3 неделя
| Посещение студентами школы:
1) Встреча с администрацией школы (организационная беседа с завучем по учебно – воспитательной работе):
- знакомство со школой: тип учебного заведения, школьная документация (Устав школы, учебный план, план учебно – воспитательной работы, журнал и т. д.).
- знакомство с материально технической базой школы (оформление классов, методическая оснащенность учебно-воспитательного процесса и др.);
- знакомство с педагогическим коллективом школы (количество педагогов, стаж, образование…)
- знакомство с правилами внутреннего распорядка школы;
- основные направления деятельности педагогического коллектива;
- традиции, инновации учебно-воспитательного процесса.
2) Беседа с учителем, его должностными обязанностями.
3.Знакомство с творческой лабораторией учителя (УМК учителя, календарно-тематическое планирование, план воспитательной работы с классом, классный журнал).
| 4 неделя
| 1) Посещение уроков в начальной школе. (1 класс):
- наблюдение возрастных особенностей детей 1 класса;
- адаптация детей к школе;
- наблюдение за динамикой внимания учащихся и приемами, используемыми учителем для его поддерживания в учебном процессе;
- анализ посещенных уроков.
2) Беседа с учителем:
- особенности всего класса и отделения учащихся;
- система обучения, программы и учебники по которым обучаются учащиеся;
- пути сплочения детского коллектива.
3) Проведение подвижных игр с детьми на переменах.
4) Обработка результатов диагностики. Написание характеристики познавательной деятельности учащихся.
| 5 неделя
| 1) Посещение уроков в школе (3 класс) с целью наблюдения за использованием учителем диагностических методов в учебном процессе.
2) Беседа с учителем на тему: «Методы психолого-педагогического исследования учителем познавательной деятельности учащихся: особенности восприятия, наблюдательности, памяти».
3) Диагностика успеваемости школьника.
4) Оказание учителю помощи в организации учащихся учебно-воспитательного процесса.
5) Подготовка КТД.
| 6 неделя
| 1) Посещение уроков в школе с целью изучения направленности личности учащихся.
Наблюдение и анализ уроков;
2) Беседа с учениками:
- характеристика осознанных мотивов учащихся;
- интересы, их глубина, ширина, устойчивость, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.
3) Проведение КТД «Праздник осени».
4) Написание характеристики направленности личности школьника.
| 7 неделя
| Посещение уроков в школе с целью изучения познавательной деятельности учащихся.
1) Характеристика познавательной деятельности школьников:
- особенности восприятия;
- памяти;
- воображения;
- мышления;
- самостоятельность в суждениях и выводах;
- степень развития устной речи;
- наблюдение за учащимися на уроках.
2) Диагностика успеваемости школьников (проведение теста).
3) Обработка теста.
4) Изготовление дидактического материала к уроку по заданию учителя.
5) Подготовка к празднику «Веселые старты».
6) Написание характеристики познавательной деятельности.
| 8 неделя
| Посещение уроков в школе.
1) Соотношение самооценки и уровня притязаний: характерная для школьника - оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям;
Наблюдение за учащимися на уроках.
2) Диагностика уровня притязаний, оценки своих возможностей (анкетирование).
3) Проведение КТД «Веселые старты».
| 9 неделя
| Посещение уроков в школе.
1) Знакомство с возрастной деятельностью учащихся (2–4 классов):
- психолого-педагогическое наблюдение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- сравнительная характеристика учащихся 1 и 2 – 4 классов;
- Анализ посещенных уроков.
2. Беседа с учителем:
- характеристика классного коллектива;
- успеваемость и дисциплина;
- отношение школьника к коллективу;
- классное самоуправление;
- отношение к отрицательным проявлениям в коллективе.
3. Игры на переменах.
4. Изготовление дидактического материала к урокам по заданию учителя.
5. Подготовка к КТД.
| 10 неделя
| Посещение уроков в школе.
1) Знакомство с учащимися среднего звена 5 – 8 классов:
- психолого-педагогическое наблюдение возрастных особенностей детей среднего школьного возраста;
- анализ посещённых уроков.
- сравнительная характеристика учащихся начального и среднего звена;
2) Беседа с учителем - классным руководителем:
- характеристика классного коллектива;
- актив класса, классное самоуправление;
- успеваемость и дисциплина;
- дружба, симпатии и антипатии;
- традиции детского коллектива;
- отношение к общественной работе.
3) Написание сравнительной характеристики учащихся начальной школы и среднего звена.
4) Проведение КТД.
Подведение итогов дня.
| 11 неделя
| Посещение школы.
1) Беседа с социальным педагогом и психологом на тему «Особенности работы с педагогически запущенными детьми».
2) Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми:
- отношение к ученику в семье;
- особенности взаимоотношений ученика с одноклассниками;
- отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности.
3) Составление характеристики на педагогически запущенного ученика.
| 12 неделя
| 1) Посещение уроков в школе с целью наблюдения характера взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на уроках.
2) Изучение педагогической рефлексии в сфере общения.
3) Определение психологического климата в классе, уровня воспитанности учащихся.
4) Беседа с учителем «Взаимоотношения детей в классе».
5) Изучение индивидуально – типологических особенностей личности школьника.
6) Творческие конкурсы (чтецов, художественные, музыкальные).
| 13 неделя
| 1) Посещение уроков в школе с целью изучения профессионально необходимых качеств личности учителя.
2) Составление психологического портрета личности учителя.
3) Беседа с учителем на тему: «Формы взаимодействия семьи и школы».
4) Посещение классного родительского собрания.
5) Подведение итогов дня.
| 14 неделя
| Посещение образовательных учреждений дошкольного образования (ЦДТ, клуб «Юнга», станция «Юных натуралистов»).
1) Беседа с методистом учреждения:
- цели задачи, структуры учреждения, образовательные программы.
2) Посещение занятий кружка образовательного учреждения.
3) Особенности работы воспитателя в учреждениях дополнительного образования: изучение календарно-тематического планирования, плана занятий кружка.
| 15 неделя
| Посещение учреждения дополнительного образования.
1) Посещение занятий кружка.
2) Наблюдение за особенностями деятельности воспитания в учебно-воспитательном процессе.
3) Оценка стиля поведения учителя со школьниками.
4) Оказание помощи воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса.
5) Изучение личностных отношений в группе.(тестирование)
| 16 неделя
| Посещение учреждения дополнительного образования.
1) Посещение праздника.
2) Подготовка к творческому отчету. Оформление отчетной документации, дневника по педагогической практике.
3) Составление психолого-педагогической характеристики личности учителя, учащегося и класса.
| 17 неделя
| Итоговая конференция (в виде «круглого стола»):
1) Творческий отчет студентов по итогам пед. практики (сочинение, конкурс, газета и др.).
2) Анализ деятельности студентов в период пед. практики.
3) Просмотр документации по практике (дневники, наглядность, характеристики, результаты диагностики и т.д.).
4) Подведение итогов, выставление студентам зачета по итогам пед. практики.
|
Календарно-тематическое планирование содержания деятельности студентов
по специальность 050720
1 неделя
| Установочная конференция:
- сообщение студентам целей, задач и содержания психолого-педагогической практики;
- ознакомление с примерным календарным планированием практики, содержанием заданий психолого-педагогического аспекта;
- инструктаж по ведению дневника практики, по организации работы со школьниками;
- сообщение тематики докладов студентов для итоговой конференции;
- просмотр выставки нормативно-правовой и методической литературы, документации к педагогической практике.
| 2 неделя
| 1. Посещение студентами школы, встреча с администрацией школы, организация беседа с завучем по воспитательной работе.
2. Знакомство с учителем физической культуры, его должностными обязанностями.
| 3 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за динамикой внимания учащегося и приемами, используемыми учителем, для его поддержания в учебном процессе.
2. Беседа с учителем на тему: «Планирование и организация учителем физической культуры учебно-воспитательной работы». Знакомство с документацией учителя (учебной программой, учебным планом, методическими разработками, школьным журналом и пр.), порядком ее ведения.
3. Оказание посильной помощи учителю при организации учебно-воспитательного процесса.
| 4 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью изучения структуры педагогической деятельности учителя.
2. Оценка ценностных ориентаций и интересов школьника.
3. Оказание учителю посильной помощи в организации учебно-воспитательного процесса.
4. Подведение итогов дня.
| 5 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры.
2. Беседа с учителем на тему: «Особенности деятельности учителя физической культуры».
3. Оказание учителю помощи в организации учебно-воспитательного процесса.
4. Подведения итогов дня.
| 6 неделя
| 1.Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за использованием учителем диагностических методов в учебном процессе. Беседа с учителем на тему: «Методы психолого-педагогического исследования учителем физической культуры уровня психофизического развития учащихся».
2. Изучение мотивации учебной деятельности школьника.
3.Подведения итогов дня.
| 7 неделя
| 1. Наблюдения за организацией учителем учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Изучение эмоционально-волевой сферы личности школьника.
3. Оказание учителю помощи в организации учебно-воспитательном процессе.
4. Подведение итогов дня.
| 8 неделя
| 1. Изучение работы учителя по всестороннему воспитанию учащихся. Беседа с учителем на тему: «Организация воспитательной работы со школьниками».
2. Изучение профессиональной направленности учителя физической культуры.
3. Подведение итогов дня.
| 9 неделя
| 1. Определение дидактических способностей, профессионально необходимых качеств личности учителя, педагогической рефлексии личностных качеств учителя физической культуры.
2. Составление психологического портрета личности учителя физической культуры.
3. Подведения итогов дня.
| 10 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за особенностями поведения учителя в учебно-воспитательном.
2. Оценка стиля поведения учителя со школьниками.
3. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности школьника.
4. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.
5. Подведение итогов дня.
| 11 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью исследования психологического климата по характеру воздействия учителя на учащихся на разных этапах урока.
2. Оценка индивидуального стиля общения учителя физической культуры.
3. Изучение межличностных отношений в классе.
4. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.
5. Подведение итогов дня.
| 12 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения характера взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока.
2. Изучение педагогической рефлексии в сфере общения.
3. Определение психологических особенностей класса.
4. Подведение итогов дня.
| 13 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью наблюдения за особенностями межличностных отношений школьников.
2. Оценка способности учителя к саморазвитию, его готовности к проявлению педагогического творчества.
3. Изучение психологических особенностей личности школьника.
4. Подведение итогов дня.
| 14 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью выявления типа восприятия школьником учебного материала.
2. Изучение профессионального мастерства учителя.
3. Подведение итогов дня.
| 15 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью уточнения психолого-педагогической характеристики личности учителя.
2. Изучение профессиональной компетентности учителя физической культуры.
3. Оказание учителю помощи при организации учебно-воспитательного процесса.
4. Подведение итогов дня.
| 16 неделя
| 1. Посещение уроков физической культуры с целью уточнения данных психолого-педагогического исследования учителя, учащегося и класса. Составление психолого-педагогической характеристики личности учителя физической культуры, учащегося и класса.
2. Подведение итогов практики в школе.
3. Оформление выводов и отчетной документации, подготовка докладов к итоговой конференции, коллективное оформление стенда.
| 17 неделя
| Итоговая конференция (в виде «круглого стола»):
- анализ деятельности студентов в период пед. практики;
- сообщение студентов по различным аспектам практики;
- просмотр выставки документации по практике, наглядных материалов, стендов и пр.
- выставление студентам зачета по итогам педагогической практики.
|
|