Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии





Скачать 324.29 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии
страница1/2
Дата публикации06.10.2013
Размер324.29 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»
Курс _3-4_, семестр _5-8_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «Педагогическая практика» состоит в создании условий для отработки начальных предметно-методических умений и формирования мотивационной готовности к педагогической работе (преподаванию психологии)
При этом задачами дисциплины являются:

        1. познакомить с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценивания учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

  1. помочь в приобретении опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

  2. сформировать представление об индивидуально-психологических и личностных особенностях учащихся и педагогов, стилях их познавательной и профессиональной деятельности;

  3. сформировать умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности

  4. закрепить у студентов навыки психологической организации учебного и воспитательного процесса.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Дисциплина «Педагогическая практика» относится к части «Практики» профессионального цикла С.5. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Педагогика», «Введение в профессию», «Педагогическая психология», «Общий психологический практикум».

«Педагогическая практика» является предшествующей для дисциплин: «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение», «Психология здоровья», «Супервизия».
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- «Введение в профессию»

Знания: сущность и методологическая основа научного способа познания,

Умения: использование полученных знаний в процессе обучения при общении с преподавателями и сокурсниками

Навыки: организация собственной учебной деятельности
- «Педагогика»

Знания: основные методы и средства обучения и воспитания, принципы организации учебного и воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях.

Умения: использование знания основ педагогического общения для эффективной коммуникации в рамках учебного процесса

Навыки: ведение дискуссии, логическая аргументация своей позиции; владение научным понятийным языком в контексте анализа педагогических ситуаций.
- «Педагогическая психология»

Знания: понятие о современных образовательных технологиях, способах организации учебной деятельности, формах и методах контроля качества образования; возрастных особенностях формирования учебной деятельности; основных требованиях к профессиональным качествам преподавателя психологии.

Умения: анализ, планирование и оценка образовательного процесса и его результатов;
использование инновационных психолого-педагогических технологий в сфере образования;
реализация процесса профессионального самовоспитания и самообразования; применение методов эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.

Навыки: работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами самостоятельного анализа научной информации; проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов
- «Общий психологический практикум»

Знания: основные методы психодиагностического исследования, соответствующие диагностические приемы и инструменты; методологические основы и принципы построения экспериментальной и диагностической работы в рамках курса общей и клинической психологии; принципы психодиагностического исследования для выявления нарушений психической деятельности личности.

Умения: выбор общего метода и методик исследований познавательных и эмоционально-мотивационных процессов в зависимости от целей и задач исследования; взаимодействие с испытуемыми при психодиагностическом обследовании; свободное использование полученных знаний при общении с коллегами; представление результатов экспериментальных исследований на публичных мероприятиях.

Навыки: проведения психологической диагностики познавательной, эмоционально-волевой и потребностно-эмоциональной сфер личности; планирования психодиагностического исследования; взаимодействия с испытуемым при психодиагностическом исследовании

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплиныi:

  1. психолого-педагогическая,

  2. диагностическая

  3. организационно-управленческая

  4. психолого-просветительская деятельность


2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средстваii

1

2

3

4

5

6

7



(ОК-8 )

способности и готовности к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния

+

+

+

Элементы тренинга, деловая игра



(ОК-10)

способности и готовности к использованию на практике навыков и умений в управлении коллективом;

+

+

+

Дискуссия,

решение ситуацион-ных задач



(ПК-17)

умения формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий



+

+




Дискуссия, разработка плана-конспекта занятий



(ПК- 18)

владения навыками разработки критериев и оценивания результатов обучения;

+

+

+

Индивидуальный проект,



(ПК- 25)

владения основными методами руководства: постановки и распределения задач, индивидуального и группового принятия решений

+

+




Собеседование



В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
а) знать: различные способы структурирования и предъявления учебного материала, активизации учебной деятельности; особенности профессиональной риторики, способы и приемами оценивания учебной деятельности в высшей школе
б)уметь:
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс и его результаты;

-формулировать учебно-воспитательные цели; выбирать тип, вид занятия; использовать различные формы организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;

- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

- применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.
в) владеть:

- навыками планирования лекционных, семинарских и практических занятий по предмету, разрабатывать конспекты, самостоятельно проводить занятия;

- работы с методической, учебной литературой и программами; выбора наиболее эффективных формы, методов и приемов проведения занятий;

- навыком анализа психологический климата в коллективе учащихся; осуществления самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности, а также анализа пробных занятий других практикантов.
г) иметь представление:

- о сущности и специфике психолого-педагогической деятельности;

- о современных концепциях развивающего обучения и их реализации в различных учебных учреждениях

- о структуре учебного процесса как целостной системы в системе высшего профессионального образования.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр

5

часов

6

часов

7

часов

8

часов

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

216/6

36

72

36

72

Лекции (Л)

-

-

-

-

-

Практические занятия (ПЗ),

180

30


60

30

60

Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

36

6

12

6

12

План-конспект занятия

8

-

3

2

3

Отчёт по практике

12

4

3

2

3

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

16

2

6

2

6

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)













Зачет c оценкой

экзамен (Э)
















ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

216

36

72

36

72

ЗЕТ

6

1

2

1

2

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ПК-17

Введение в пед.практику


Знакомство с требованиями педагогической практики, программами учебных дисциплин, составление индивидуального плана работы на педагогической практике. Консультации преподавателя, ответственного за практику.



ПК-18

Пассивная педагогическая практика


Утверждение индивидуального плана работы на педагогической практике; посещение и анализ лекций преподавателей по различным психологическим дисциплинам; посещение и анализ практических занятий, проводимых студентами в рамках педагогической практики; написание отчётов по всем видам выполненной работы




ОК-8

ПК-17,

ПК-25

Активная педагогическая практика


Утверждение индивидуального плана работы на педагогической практике, самостоятельная разработка плана-конспекта занятия, проведение занятий у студентов младших курсов под контролем преподавателя, написание отчёта по всем видам выполненной работы

3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

С

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



5

Введение в пед. практику


-

-

10

2

12

Собеседование



5

Пассивная педагогическая практика

-

-

20

4

24

Собеседование, наблюдение, отчёт



6

Активная педагогическая практика

-

-

60

12

72

Собеседование, отчёт, выступление на конференции



7

Активная педагогическая практика

-

-

30

6

36

Собеседование, отчёт, выступление на конференции



8

Активная педагогическая практика

-

-

60

12

72

Собеседование, отчёт, выступление на конференции







ИТОГО:

-

-

180

36

216




3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля) - нет

3.2.4. Темы практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины – определяются индивидуальным планом педагогической практики

п/№

Название тем практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6



Анализ занятий, проведённых преподавателями и другими практикантами

30

-

-

-



Самостоятельное проведение занятий

-

60

30

60

3.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5





5

Введение в пед.практику

Написание отчёта о проведённом анализе занятия

6



Пассивная педагогическая практика



6

Активная педагогическая практика

Составление плана-конспекта занятий, написание отчёта по пратике

12



7

Активная педагогическая практика

Составление плана-конспекта занятий, написание отчёта по пратике

6



8

Активная педагогическая практика

Составление плана-конспекта занятий, написание отчёта по пратике

12

ИТОГО часов:

36

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов
Вопросы к зачету


  1. Обучение в высшей школе как особый вид совместной деятельности преподавателя и студента.

  2. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса.

  3. Активные методы обучения.

  4. Методы и формы интерактивного обучения.

  5. Подготовка и проведение лекции.

  6. Сценарии проведения семинара.

  7. Учебные задачи, реализуемые на практических занятиях.

  8. Таксономия учебных задач.

  9. Методика организации дискуссии и управления ею.

  10. Организация самостоятельной работы студентов.

  11. Особенности организации работы с литературой

  12. Проблемы оценки степени усвоения знаний и овладения умениями студентами (слушателями).

  13. Организации процесса усвоения знаний, его анализ и необходимая коррекция.

  14. Работа преподавателя с представлениями о самом себе.

  15. Овладение способами и средствами эффективной коммуникации.

  16. Конструирование сценариев ситуаций группового и индивидуального психологического консультирования

  17. Балльно-рейтинговая система в ВУЗе.



3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



5

ТК

Пассивная пед. практика

Отчёт

2/1

-



6

ТК

Активная пед.практика

Отчёт

1

-



7

ТК

Активная пед.практика

Отчёт

1

-



8

ТК

Активная пед.практика

Отчёт

1

-

3.4.2.Примеры оценочных средств:

для текущего контроля (ТК)

Анализ лекции преподавателя: Предмет: «Методика преподавания психологии».

Преподаватель: Терёхина Н.В. Выполнили: Студенты 3 курса Шуб Т.,Семёновых Ю.


1. Форма и структура занятия.


Цель занятия - дать студентам теоретический материал для написания отчета по завершению курса, теоретический материал по текущей теме лекции.

2. Характер взаимодействия преподавателя и аудитории.

Стиль преподавания – демократический (учитывается мнение аудитории, преподаватель старался привлечь внимание аудитории неформальным общением).

Преподаватель удерживал внимание студентов только на короткое время – 5-10 минут, после чего они снова отвлекались.

3. Методика проведения занятия.

На первой части занятия материал был изложен в форме повествования, темп речи умеренный с паузами.

Заинтересованность аудитории низкая. На второй части занятия была проведена деловая игра с целью закрепить пройденный материал.

Преподаватель был вовлечен в процесс.

Преподаватель использовал доску для записи основных пунктов плана, из которого состоял теоретический материал для отчета.

Преподаватель вел лекцию спонтанно, редко используя конспект.

4. Состояние аудитории.

Опоздало 10 человек (30%).

На первой части занятия студенты были плохо вовлечены в процесс, отвлекались, разговаривали. На второй части наблюдалась высокая активность и заинтересованность студентов, полная вовлеченность их в процесс игры.

5. Учебная обстановка.

Атмосфера в группе возбужденная.Температура +25С.

Освещение хорошее.

6. Оценка степени

достижения цели занятия

Преподаватель смог донести материал с помощью деловой игры, иллюстрирующей содержание темы лекции.



Для текущего контроля (ТК)

Московский государственный медико-стоматологический университет

Факультет клинической психологии

Кафедра общей психологии

Отчёт по предмету «Педагогическая практика»

Тема проведённого занятия: «Воображение. Метафора и смысл».
Выполнили: студенты 4 курса Шелуханова Е., Утеулина О.

Проверил: Терехина Н.В.

Москва, 2011 г.

Название дисциплины: «Общий психологический практикум».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Экономичность, надежность и долговечность дизелей в значительной мере oпределяются качеством процессов, идущих в цилиндрах. Обеспечение...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconОптимизация комплексного лечения гестоза с учетом применения комбинации...
Ственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconО проведении патентно-информационных исследований по диссертационной теме
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconОсобенности ведения пациентов со слюнно-каменной болезнью при патологии щитовидной железы
Та выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа дисциплины «патопсихология»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа дисциплины «личностные расстройства»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconОптимизация клинико-лучевого мониторинга стоматологического лечения с использованием имплантатов
Абота выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова кафедра общей психологии iconИ социального развития РФ государственное образовательное учреждение...
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск