Скачать 328.51 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет повышения квалификации Учебная программа курса«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ШКОЛА» Автор и составитель программы: И.С. ЯКИМАНСКАЯ зав. лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор
Цель – создание психолого-педагогических и методически-организованных условий для освоения слушателями методологии личностно ориентированного образования; технологии его проектирования и реализации в современной общеобразовательной школе. Задачи:
Реализация образовательных целей курсовой подготовки предполагает использование различных форм организации учебного процесса. Помимо традиционной лекционно-семинарской формы будут использоваться специальные задания и упражнения, дискуссии, коллективные обсуждения затрагиваемых проблем в виде мозгового штурма, блиц опросов, небольших эссе и т.п. Особое место отводится практическим занятиям, где слушатели предлагают и обсуждают образцы карточек-заданий, выявляющих индивидуальную избирательность ученика к проработке предметных заданий, различающихся содержанием, видом и формой; анализируют конспекты личностно ориентированных уроков; рассматривают схемы изучения личности ученика в процессе овладения знаниями; обсуждают практику организации образовательной среды школы и т.п. Для этого используются такие формы занятий как посещение открытых уроков, просмотр видеоматериалов, организация творческих мастерских, подготовка и защита авторских проектов, участие в научно-практических семинарах, круглых столах, педсоветах по проблемам личностно ориентированного образования; ознакомление с практикой работы по созданию личностно ориентированной школы на базе Окружной экспериментальной площадки (школы № 505, 546, 574, 975, ННОУ «Интеграл» ЮАО г. Москвы).
Раздел 1. Цели и ценности личностно ориентированной школы. Тема 1.1. Личностно ориентированное образование в современной школе. Обсуждение понятия «личностно ориентированное образование», его использование в традициях отечественной школы. Инновационные модели личностно ориентированного образования, условия и перспективы их использования в образовательной практике. Принцип вариативности в образовании, пути его реализации в обучении. Формы и содержание вариативности образования. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 1.2. Типы образовательных технологий, реализующих разные подходы к школьнику как субъекту учения. Сравнительный анализ разных подходов к ученику в процессе обучения: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъектно-личностный. Их цели, ценности, технология, результаты. Образовательная технология – средство обеспечения оптимального соотношения социализации и индивидуализации обучения. Раскрытие и обсуждение понятий «обучение», «учение», «образование». Ученик как субъект учения. Критерии оценки проявления субъектности ученика в образовательном процессе. Психолого-педагогические условия, способствующие становлению и проявлению субъектности ученика при организации познавательной деятельности. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 1.3. Философия и методология личностно ориентированного образования. Обсуждение понятия индивидуализации в обучении, выявление отличительных особенностей индивидуализации в личностно ориентированном обучении. Цели, ценности и принципы личностно ориентированного образования. Обучение на основе личной активности учащихся. Обсуждение личного опыта слушателей в организации образовательной среды в их классах. Сравнительный анализ основных компонентов образовательной среды (планировка и оборудование помещения класса, система планирования уроков, характер межличностного взаимодействия учителя с детьми, сбор данных о развитии учащихся) в системе традиционного и личностно ориентированного образования. Влияние образовательной среды на чувства и поведение ученика. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 1.4. Индивидуализация обучения как основа реализации личностно ориентированного образования. Понятие «индивидуальность» ученика. Структура индивидуальности, ее проявление в учебном процессе. Избирательность ученика в проработке им программного материала с учетом его содержания, вида и формы. Проявление его активности, самостоятельности в выборе учебных заданий. Содержание, структура и функции субъектного опыта ученика, его использование в обучении. Опора на субъектный опыт ученика, интегрирующего в себе результаты житейского (спонтанного) и научного (специально организованного) познания. Вклад разных источников познания в образовательный процесс. Технология работы с субъектным опытом учеников на уроке. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Раздел 2. Основы психологии учения. Тема 2.1. Психология познания ребенком окружающего мира. Выявление и обсуждение условий построения эффективного обучения на основе личного опыта слушателей. Психолого-педагогическое обоснование условий построения эффективного учебного процесса в школе. Обсуждение особенностей реализации принципов эффективного обучения в современном российском образовании. Анализ возрастных психологических особенностей ребенка. Формула «взрослого эгоцентризма». Особенности восприятия детьми окружающего мира, детская логика и детское словотворчество. Практикум по развитию способности учителей видеть мир глазами ребенка (педагогическая децентрация). Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 2.2. Создание позитивной мотивации учения. Обсуждение значения познавательной мотивации в учебном процессе. Понятие Я-концепции. Роль позитивной самооценки и самоуважения ученика в его личностном развитии. Обсуждение способов развития и поддержания позитивной самооценки детей. Анализ системы оценивания учебных достижений ребенка в традиционном российском образовании с позиции принципов личностно ориентированного обучения. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 2.3. Новая роль учителя в школе личностно ориентированного образования. Выявление и анализ основных функций учителя в традиционной системе образования. Определение профессиональной роли учителя в традиционной школе. Обсуждение профессиональной роли учителя в школе личностно ориентированного образования. Раскрытие понятий «фасилитация», «педагогическая поддержка». Роль личностно ориентированного учителя в различных учебных ситуациях из реальной практики обучения. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 2.4. Принципы и методы развивающего сотрудничества учителя с учащимися. Анализ личного опыта слушателей как участников межличностного взаимодействия с преподавателем (учителем) в учебном процессе. Обсуждение основных профессиональных задач учителя при общении с детьми в личностно ориентированном образовании. Анализ роли учителя как «фасилитатора учения» (К. Роджерс). Вербальные и невербальные сигналы при построении отношений развивающего сотрудничества учителя с учащимися. Основные методы построения развивающего сотрудничества учителя с учащимися: их описание, выполнение практических упражнений и обсуждение результатов. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 2.5. Разработка и использование дидактического материала в личностно ориентированном обучении. Понятие «дидактический материал», основные научные принципы его разработки. Психодидактика – база для использования дидактического материала в личностно ориентированном образовании. Классификация дидактического материала (учебных карточек-заданий). Понятия – «задача», «задание», «упражнение», «пример-образец»; их различия. Приемы учебной работы – логические инструменты познания. Прием и способ учебной работы, их отличие. Психолого-педагогические требования к разработке дидактического материала. Использование вариативного дидактического материала в образовательном процессе с учетом познавательных возможностей ученика. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Тема 2.6. Анализ и оценка педагогом результативной и процессуальной стороны учения как проявлений субъективности ученика. Социальная и психологическая направленность в оценке результата и процесса учения. Школьная отметка и оценка ученика; их сходство и различия. Выявление когнитивных, мотивационно-потребностных и эмоционально-волевых компонентов личности ученика; их индивидуальные проявления. Влияние личностных компонентов (их сочетаний) на процесс овладения знаниями. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие оценку личности ученика в образовательном процессе. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
|