Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 328.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.11.2013
Размер328.51 Kb.
ТипУчебная программа курса
100-bal.ru > Психология > Учебная программа курса
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет повышения квалификации


Учебная программа курса



«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ШКОЛА»
Автор и составитель программы:

И.С. ЯКИМАНСКАЯ

зав. лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор


  1. Введение

Цель – создание психолого-педагогических и методически-организованных условий для освоения слушателями методологии личностно ориентированного образования; технологии его проектирования и реализации в современной общеобразовательной школе.
Задачи:

  1. Знакомство слушателей с теоретическими (философскими, педагогическими, психологическими) основаниями проектирования и реализации личностно ориентированного образования.

  2. Деятельностное освоение слушателями приемов и методов разработки и реализации личностно ориентированной образовательной технологии.

  3. Выработка у слушателей практических умений и навыков по созданию личностно ориентированного дидактического материала; его гибкое вариативное использование на уроке при оценке достижений ученика, изучении личностных особенностей каждого школьника.

  4. Ознакомление слушателей с различными моделями построения личностно ориентированной школы, критериями выбора модели для реализации инновационного пути ее развития.

  5. Демонстрация на базе экспериментальных площадок основных этапов построения личностно ориентированной школы; функций различных участников этого процесса (педагогов, учеников, родителей, управленцев); системы мероприятий по организации образовательной среды.

  6. Повышение профессионального уровня слушателей, их готовности к реализации целей и ценностей личностно ориентированного образования, мотивации к работе с каждым учеником как неповторимой индивидуальности.


Реализация образовательных целей курсовой подготовки предполагает использование различных форм организации учебного процесса. Помимо традиционной лекционно-семинарской формы будут использоваться специальные задания и упражнения, дискуссии, коллективные обсуждения затрагиваемых проблем в виде мозгового штурма, блиц опросов, небольших эссе и т.п.

Особое место отводится практическим занятиям, где слушатели предлагают и обсуждают образцы карточек-заданий, выявляющих индивидуальную избирательность ученика к проработке предметных заданий, различающихся содержанием, видом и формой; анализируют конспекты личностно ориентированных уроков; рассматривают схемы изучения личности ученика в процессе овладения знаниями; обсуждают практику организации образовательной среды школы и т.п. Для этого используются такие формы занятий как посещение открытых уроков, просмотр видеоматериалов, организация творческих мастерских, подготовка и защита авторских проектов, участие в научно-практических семинарах, круглых столах, педсоветах по проблемам личностно ориентированного образования; ознакомление с практикой работы по созданию личностно ориентированной школы на базе Окружной экспериментальной площадки (школы № 505, 546, 574, 975, ННОУ «Интеграл» ЮАО г. Москвы).

  1. Содержание и последовательное изложение учебного курса

Раздел 1. Цели и ценности личностно ориентированной школы.

Тема 1.1. Личностно ориентированное образование в современной школе.

Обсуждение понятия «личностно ориентированное образование», его использование в традициях отечественной школы. Инновационные модели личностно ориентированного образования, условия и перспективы их использования в образовательной практике. Принцип вариативности в образовании, пути его реализации в обучении. Формы и содержание вариативности образования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите основные критерии личностно ориентированного образования.

  2. Опишите учебную ситуацию, которая, по Вашему мнению, отвечает целям и ценностям личностно ориентированной школы.

  3. Дайте характеристику известных Вам инновационных моделей обучения.

  4. Как используется принцип вариативности образования в Вашей школе?

Тема 1.2. Типы образовательных технологий, реализующих разные подходы к школьнику как субъекту учения.

Сравнительный анализ разных подходов к ученику в процессе обучения: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъектно-личностный. Их цели, ценности, технология, результаты. Образовательная технология – средство обеспечения оптимального соотношения социализации и индивидуализации обучения. Раскрытие и обсуждение понятий «обучение», «учение», «образование». Ученик как субъект учения. Критерии оценки проявления субъектности ученика в образовательном процессе. Психолого-педагогические условия, способствующие становлению и проявлению субъектности ученика при организации познавательной деятельности. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите основные подходы, которыми Вы пользуетесь при работе с учеником.

  2. Выделите и кратко охарактеризуйте педагогические приоритеты при выборе образовательной технологии.

  3. Что такое «образованность» ученика, чем она отличается от «обученности»?

  4. В чем, по Вашему мнению, проявляется субъектность ученика в процессе овладения знаниями?

  5. Как Вы используете на уроке данные о личностных особенностях ученика?

Тема 1.3. Философия и методология личностно ориентированного образования.

Обсуждение понятия индивидуализации в обучении, выявление отличительных особенностей индивидуализации в личностно ориентированном обучении. Цели, ценности и принципы личностно ориентированного образования. Обучение на основе личной активности учащихся. Обсуждение личного опыта слушателей в организации образовательной среды в их классах. Сравнительный анализ основных компонентов образовательной среды (планировка и оборудование помещения класса, система планирования уроков, характер межличностного взаимодействия учителя с детьми, сбор данных о развитии учащихся) в системе традиционного и личностно ориентированного образования. Влияние образовательной среды на чувства и поведение ученика.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какова роль индивидуализации в обучении?

  2. Запишите известные Вам способы и методы индивидуализации, которыми обычно пользуются школьные учителя. Затем определите роль учителя и самого ученика в каждом из этих способов.

  3. Как понимается индивидуальный подход в системе личностно ориентированного образования?

  4. Каковы основные цели, ценности и принципы личностно ориентированного образования?

  5. Из каких основных компонентов состоит личностно ориентированная образовательная среда? В чем их специфика по сравнению с традиционным образованием?

Тема 1.4. Индивидуализация обучения как основа реализации личностно ориентированного образования.

Понятие «индивидуальность» ученика. Структура индивидуальности, ее проявление в учебном процессе. Избирательность ученика в проработке им программного материала с учетом его содержания, вида и формы. Проявление его активности, самостоятельности в выборе учебных заданий. Содержание, структура и функции субъектного опыта ученика, его использование в обучении. Опора на субъектный опыт ученика, интегрирующего в себе результаты житейского (спонтанного) и научного (специально организованного) познания. Вклад разных источников познания в образовательный процесс. Технология работы с субъектным опытом учеников на уроке.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Что такое индивидуальность ученика? Дайте Ваше определение данному понятию.

  2. Какие проявления индивидуальности Вы больше всего цените в ученике?

  3. Опишите несколько условий, при которых Вам удается выявить индивидуальные особенности ученика при овладении знаниями.

  4. Раскройте содержание, структуру и функции субъектного опыта ученика.

  5. Дайте несколько примеров использования Вами субъектного опыта ученика для повышения эффективности педагогических воздействий.

  6. Как, по Вашему мнению, можно выявить личностное отношение ученика к усваиваемому знанию?

Раздел 2. Основы психологии учения.

Тема 2.1. Психология познания ребенком окружающего мира.

Выявление и обсуждение условий построения эффективного обучения на основе личного опыта слушателей. Психолого-педагогическое обоснование условий построения эффективного учебного процесса в школе. Обсуждение особенностей реализации принципов эффективного обучения в современном российском образовании. Анализ возрастных психологических особенностей ребенка. Формула «взрослого эгоцентризма». Особенности восприятия детьми окружающего мира, детская логика и детское словотворчество. Практикум по развитию способности учителей видеть мир глазами ребенка (педагогическая децентрация).
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите несколько условий, при которых дети учатся быстрее и легче.

  2. Какова роль стихийного научения в развитии ребенка?

  3. Приведите примеры успешной реализации принципов эффективного обучения в Вашей школе.

  4. Каковы основные проблемы учения в современном российском образовании?

Тема 2.2. Создание позитивной мотивации учения.

Обсуждение значения познавательной мотивации в учебном процессе. Понятие Я-концепции. Роль позитивной самооценки и самоуважения ученика в его личностном развитии. Обсуждение способов развития и поддержания позитивной самооценки детей. Анализ системы оценивания учебных достижений ребенка в традиционном российском образовании с позиции принципов личностно ориентированного обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какую роль в учебном процессе играет познавательная мотивация?

  2. Составьте список из 5-6 обдуманных ответов на вопрос «Мне нравится учиться, когда…» Сравните свои ответы на этот вопрос с ответами других слушателей. Найдите общие и отличительные черты.

  3. Почему позитивная Я-концепция ребенка так важна в учебном процессе?

  4. Какими средствами и способами можно развивать и поддерживать позитивную самооценку учащихся?

  5. Чем отличается оценка от учебной отметки? Опишите 3-4 способа оценивания учебных достижений ребенка помимо традиционной отметки.

  6. Каковы основные недостатки существующей в российском образовании системы оценивания учебных достижений ребенка?

Тема 2.3. Новая роль учителя в школе личностно ориентированного образования.

Выявление и анализ основных функций учителя в традиционной системе образования. Определение профессиональной роли учителя в традиционной школе. Обсуждение профессиональной роли учителя в школе личностно ориентированного образования. Раскрытие понятий «фасилитация», «педагогическая поддержка». Роль личностно ориентированного учителя в различных учебных ситуациях из реальной практики обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Как в общих чертах можно определить роль учителя в традиционном обучении? Придумайте свое название этой роли (1-2 слова).

  2. Какова роль учителя в личностно ориентированном образовании? Придумайте свое название этой роли (1-2 слова).

  3. Как профессиональная роль учителя в классе влияет на личностное развитие учащихся?

  4. Чем отличается роль фасилитатора от роли традиционного учителя в школе?

Тема 2.4. Принципы и методы развивающего сотрудничества учителя с учащимися.

Анализ личного опыта слушателей как участников межличностного взаимодействия с преподавателем (учителем) в учебном процессе. Обсуждение основных профессиональных задач учителя при общении с детьми в личностно ориентированном образовании. Анализ роли учителя как «фасилитатора учения» (К. Роджерс). Вербальные и невербальные сигналы при построении отношений развивающего сотрудничества учителя с учащимися. Основные методы построения развивающего сотрудничества учителя с учащимися: их описание, выполнение практических упражнений и обсуждение результатов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какова роль учителя при общении с детьми в личностно ориентированном образовании?

  2. Придумайте несколько способов поведения учителя, которые, с одной стороны, оставляют ребенку право действовать самостоятельно, а с другой стороны, позволяют учителю руководить его деятельностью.

  3. Придумайте несколько способов поведения учителя, которые помогают ему лучше и полнее узнать о чувствах и размышлениях ученика.

  4. Что такое вербальные и невербальные сигналы общения? Каково их значение в общении между людьми?

  5. Каковы основные приемы и методы построения развивающего сотрудничества учителя с учащимися?

  6. Каковы принципы поведения учителя как «фасилитатора учения» (по К. Роджерсу)?

Тема 2.5. Разработка и использование дидактического материала в личностно ориентированном обучении.

Понятие «дидактический материал», основные научные принципы его разработки. Психодидактика – база для использования дидактического материала в личностно ориентированном образовании. Классификация дидактического материала (учебных карточек-заданий). Понятия – «задача», «задание», «упражнение», «пример-образец»; их различия. Приемы учебной работы – логические инструменты познания. Прием и способ учебной работы, их отличие. Психолого-педагогические требования к разработке дидактического материала. Использование вариативного дидактического материала в образовательном процессе с учетом познавательных возможностей ученика.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Что такое психодидактика? Какие научные принципы положены в основу ее разработки?

  2. Как Вы подбираете учебные задания для своих учеников? Опишите несколько типичных ситуаций такого подбора.

  3. Предоставляете ли Вы ученикам свободу выбора выполнения заданий. Как организуете этот выбор?

  4. Чем различаются прием и способ учебной работы?

  5. Какие процедуры по выявлению и оценке способов учебной работы учащихся используются в личностно ориентированном образовании?

  6. Приведите из практики Вашей педагогической деятельности несколько примеров по рефлексии учениками способов учебной работы.

Тема 2.6. Анализ и оценка педагогом результативной и процессуальной стороны учения как проявлений субъективности ученика.

Социальная и психологическая направленность в оценке результата и процесса учения. Школьная отметка и оценка ученика; их сходство и различия. Выявление когнитивных, мотивационно-потребностных и эмоционально-волевых компонентов личности ученика; их индивидуальные проявления. Влияние личностных компонентов (их сочетаний) на процесс овладения знаниями. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие оценку личности ученика в образовательном процессе.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Как сочетать отметку и оценку ученика в образовательном процессе?

  2. Назовите основные критерии, которыми Вы пользуетесь при выставлении школьной отметки.

  3. Что должно входить, по Вашему мнению, в оценку достижений ученика как личности?

  4. Как Вы добиваетесь повышения учебной мотивации ученика в зависимости от его индивидуальности? Приведите примеры из практики Вашей работы.

  5. Опишите несколько учебных ситуаций, оказавших положительное (или отрицательное) воздействие на отношение ученика к овладению знаниями.

  6. Что, с Вашей точки зрения, надо изменить в школе, чтобы ученик был ее центральной фигурой?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск