Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
_________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
_________________
/Л. П. Филатова/
«___»_______201_ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР
______________________
/Л.П.Филатова/
«____» ______________ 200__ г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
учебная программа и методические рекомендации
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогика»
Профиль: управление дошкольным образованием
Нижний Тагил 2012
Утверждено на заседании кафедры технологий дошкольного и начального образования института психолого-педагогического образования
(протокол № ___ от ___________ г.) Зав. кафедрой
___________________Зубарева Е.С.
| Утверждено на заседании Ученого Совета института психолого-педагогического образования (протокол № ___ от ____________ г.) Председатель Совета
_________________________ Ломаева М.В.
|
Составитель:
Аракелова Т.Л., к.п.н., доцент кафедры технологий дошкольного и начального образования;
Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры возрастной педагогики и психологии
Содержание
Пояснительная записка 5
План и содержание педагогической практики 12
I. Учебно-исследовательская практика 12
II. Педагогическая практика 28
Требования к уровню освоения и критерии оценки педагогической практики студентов 39
Литература 43
Приложение 1. 48
В помощь студенту 48
(рекомендации для студента-практиканта) 48
Приложение 2. 49
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении 49
Приложение 3. 56
Анкета для родителей 56
Приложение 4 59
Содержание основной деятельности по управлению дошкольным учреждением 59
Приложение 5. 62
Научная организация труда руководителя 62
Приложение 6. 64
Диагностика стиля деятельности сотрудника ДОУ 64
А 65
Приложение 7 66
Метод экспертных оценок 66
Приложение 8 68
Приложение 9 73
Анкета «Особенности саморазвития педагогов». 73
Приложение 10 75
Тест «Пульсар» (модификация) 75
Приложение 11 76
Анкета №1. Определение трудностей в работе педагога. 76
Анкета №2 Психологический климат в коллективе. 77
Приложение 12. 78
Методические рекомендации к проведению итоговых конференций 78
Приложение 13. 80
Определение типа отношения к проблемам 80
освоения педагогического опыта 80
Приложение 14 82
Тест профессиональной направленности личности студента 82
Приложение 15. 84
Примерная схема характеристики студента-практиканта 84
Примерный план самоотчета по итогам практики 84
Приложение 16 85
Глоссарий (словарь терминов) 85
Пояснительная записка Дошкольное учреждение является ступенью системы непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Оно имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива дошкольного учреждения.
Важнейшая черта современного обучения – подготовка специалистов, способных активно осваивать ситуацию социальных перемен. Одной из наиболее эффективных форм подготовки студентов к профессиональной деятельности считается практика, которая выступает связующим звеном между теоретической и практической подготовкой, создает фундамент для дальнейшей деятельности. В процессе управленческой практики студенты знакомятся с деятельностью руководителя (заведующей) ДОУ, учатся применять полученные психолого-педагогические знания, строить взаимодействие между коллективами – «взрослые – взрослые», «взрослые – дети», конечной целью которого является развитие личности ребенка, определяющее специфику управления, особенности реализации управленческих функций и методов. Данный вид организации учебного процесса способствует также формированию первоначальных умений практического управления.
Эффективность осуществления различных видов практики зависит от создания условий – материальной базы ДОУ, методического руководства практикой, качества консультирования студентов.
Цель педагогической практики:
Формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и взаимодействиях субъектов воспитательного процесса в детском саду (ребенок, педагог дошкольного образовательного учреждения, методист (старший воспитатель), заведующая и др.).
Задачи практики:
формирование системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту ДОУ для выполнения своих функций;
овладение способами и тактикой общения, обеспечивающими личностно-ориентированного взаимодействие с ребенком, его родителями, коллегами, методистом и заведующей ДОУ;
формирование творческой профессиональной позиции в образовательном процессе ДОУ;
развитие способностей выбирать педагогические технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени, индивидуальным особенностям ребенка-дошкольника;
формирование Я-концепции будущего педагога;
формирование культуры педагогической деятельности (культура речи, культура педагогического общения, культура внешнего вида);
развитие у студентов педагогической рефлексии и потребности в самопознании и самосовершенствовании;
овладение средствами и методами диагностики личности и деятельности педагога и детей раннего и дошкольного возраста.
Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных умений и навыков (согласно Государственному образовательному стандарту).
Принципы построения программы.
Основными принципами построения программы педагогической практики являются:
принцип единства теоретической подготовки и практической деятельности студентов; предлагаемые задания по педагогической практике не только отражают содержание теоретической подготовки студентов, но и направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование конкретного комплекса педагогических умений;
принцип деятельностного подхода; он находит отражение в характере профессионально-деятельностных заданий;
принцип систематичности и преемственности, обеспечивающий взаимопереход и взаимообусловленность всех видов практик между собой, усложнение их содержания и методов проведения по годам обучения;
принцип развития, определяющий становление личности будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности;
соответствие содержания и организации практики требованиям, предъявляемым к современному учителю.
Обязанности руководителей практики.
Руководство педагогическими практиками осуществляется руководителем практики, преподавателями-методистами, психологом. В дошкольном образовательном учреждении практикой руководят заведующая, методист и воспитатели.
Руководитель практики:
обеспечивает четкую организацию и планирование всех видов практики, подводит итоги;
подбирает (по согласованию с органами управления образованием) базовые учреждения для практики;
проводит совещание по организации и проведению практики с групповыми руководителями, заведующими и методистами дошкольных образовательных учреждений;
организует совместную работу кафедр по руководству педагогической практикой;
контролирует оформление документации по оплате специалистов, привлекаемых при проведении педагогической практики;
готовит предложения к поощрению работников учреждений образования, студентов, преподавателей;
составляет отчет по практике;
обобщает опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию
Преподаватель-методист:
участвует в установочной и итоговой конференциях;
консультирует студентов по вопросам разработки и проведения занятий;
выборочно посещает занятия, проводимые студентами, анализирует и оценивает их;
проверяет и оценивает дневники студентов по практике;
помогает студентам подготовить выступления и творческие материалы (газеты, методические разработки и др.) к итоговой конференции;
составляет отчет по практике закрепленных за ним студентов и представляет его руководителю практики;
оказывает научно-методическую помощь базовым учреждениям.
Руководитель (заведующая, методист) дошкольного образовательного учреждения:
обеспечивает условия для проведения педагогической практики;
знакомит студентов с детским садом и его сотрудниками;
обеспечивает распределение студентов и выполнение программы практики;
выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками;
участвует в итоговом педагогическом совете и конференции.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые занятия и другие режимные моменты;
консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий;
помогает студентам установить контакт с детьми, изучить взаимоотношения в группе дошкольников;
присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке;
принимает участие в анализе и оценке работы студента на практике.
Психолог:
принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
консультирует студентов по вопросам изучения детского коллектива, выбора различных диагностических методик, их проведения и анализа;
оказывает помощь студентам в составлении психолого-педагогической характеристики детского коллектива и отдельного ребенка, проверяет и оценивает ее;
принимает участие в итоговой оценке педагогической практики студентов.
В период учебно-исследовательской практики целесообразно в каждой подгруппе студентов назначить помощника руководителя практики (из числа студентов), который помогает при составлении графика практики, информирует руководителя практики о ходе практики, о недостатках ее организации, возможных изменениях; дополнительно информирует по вопросам организации практики студентов из подгруппы; следит за посещением студентов и своевременным предоставлением студентами подгруппы отчетной документации.
Основные критерии оценки практики студентов:
качество выполненных заданий;
уровень и глубина анализа педагогической деятельности;
отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);
проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;
умение реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, коллегами и родителями
Отчетная документация:
Педагогический дневник с материалами выполненных заданий.
Методические материалы для работы с детьми, коллегами, родителями (в зависимости от заданий педагогической практики).
Рефлексия практики, где студенты делают самоанализ профессионального становления, указывают трудности, с которыми столкнулись, и высказывает свои предложения и пожелания.
Установочные и итоговые конференции.
Каждый вид педагогической практики начинается с установочной конференции и заканчивается проведением итоговой конференции, которые проводит руководитель практики.
На установочных конференциях студенты знакомятся с целями, задачами практики, получают профессионально-деятельностные задания и информацию по отчетности, закрепляются за методистами, распределяются по дошкольным образовательным учреждениям. На конференции присутствуют преподаватели-методисты, психолог, заведующие / методисты дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с распоряжением начальника отдела производственной практики НТГСПА итоговые конференции проводятся через две недели после окончания практики. К этому времени каждый студент должен сдать всю необходимую отчетную документацию.
Итоговые конференции могут проводиться в разной форме (см. Приложение 12). На итоговых конференциях студенты делятся впечатлениями о практике (что понравилось, что было неудачным, что дала практика в плане самосовершенствования профессиональных качеств и т.п.); отчитываются по заданиям, полученным на установочной конференции (защита различных педпроектов, показательные фрагменты уроков, выступления, доклады, подготовка и проведение выставок, представление стенгазет и т.д.); намечаются пути совершенствования практики. В завершение руководитель практики подводит итоги, сообщает результаты практики.
|