Скачать 9.28 Mb.
|
Роберт Л. Солсо КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТрИВОАС! МОСКВА, 1996 ББК88 C60 Рецензенты: акад. Российской академии образования Е. А. Климов, д. п. н. В. И. Дружинин Под общей редакцией акад. РАО 5. П. Зинченко Редактор А. И. Назаров СбО Солсо Р. Л. Когнитивная психология.-1996.— 600 с.: ил. Пер. с англ.— М.: Тривола, В книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии — восприятия, памяти, мышления искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и их прикладные аспекты. Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного так и технического профиля), связанных с различными видами деятельности человека в условиях современной техники, Для психологов, преподавателей психологии, эргономики и инженерной психологии, а также для разработчиков программного обеспечения ЭВМ и систем с интеллектуальным поведением. ISBN 5-88415-024-5 ББК88 © Н. Ю. Спомиор, пер. на русс.язык, 1995 © E. H. Загрядский, оформление переплета, 1996 © "Тривола", оформление, оригинал-макет. 1996 Русское издание подготовлено по материалам 1988-1995 г., любезно предоставленным автором издательству "Тривола" в 1995 г. PSYCHOLOGY second edition Robert L. Solso University of Nevada— Reno Allyn and Bacon, Inc. Boston London Sydney Toronto Русское издание осуществлено при поддержке Международного фонда "Культурная инициатива" Перевод выполнен по англоязычному изданию Robert L. So/so. Cognitive Psychology. Second Edition, выпущенному Allyn and Bacon, Inc. © 1988, с дополнением материалами 1995 г., любезно предоставленными автором Российской академии образования и издательству "Тривола" Под общей редакцией акад. РАО В. П. Зинченко Перевод с англ. Редактор Компьютерная верстка Оформление переплета Н. Ю. Спомиор A. И. Назаров О. Я. Фоменко, B. И. Полищученко Е. Н. Загрядский Эта книга посвящается моей матери, Элизабет Пресли Солсо, научившей меня любить жизнь, и памяти моего отца, Ф.И.Солсо, научившего меня любить знание. Содержание Вступительная статья ..............................................................................11 Предисловие к русскому изданию...........................................................21 Предисловие.............................................................................................24 |\ччм-** l Введение 27 Информационный подход.........................................................................31 Сфера когнитивной психологии...............................................................32 Восприятие.............................................................................'..................32 Распознавание образов............................................................................33 Внимание..................................................................................................34 Память......................................................................................................34 Воображение ............................................................................................35 Язык..........................................................................................................35 Психология развития...............................................................................35 Мышление и формирование понятий......................................................35 Человеческий интеллект..........................................................................36 Искусственный интеллект.......................................................................36 Предыстория современной когнитивной психологии..............................36 Репрезентация знаний: древний период..................................................37 Репрезентация знаний: средневековый период.......................................38 Репрезентация знаний: начало двадцатого века.....................................40 Возрождение когнитивной психологии ...................................................41 Концептуальные науки и когнитивная психология.................................43 Когнитивные модели................................................................................45 Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов П:к '*. Обнаружение сенсорных сигналов 53 Ощущение и восприятие..........................................................................55 Порог........................................................................................................58 Теория обнаружения сигналов................................................................ 60 Концепция наблюдателя и порога...........................................................62 Теория связи и теория информации........................................................63 Объем восприятия....................................................................................64 Иконическое хранение.............................................................................66 Влияние задержки инструкции на воспроизведение.........................68 Емкость...............................................................................................68 Иконы и иконоборцы..........................................................................70 Эхоическое хранение..........................................................................71 Функции сенсорных хранилищ..........................................................73 3» Распознавание паттернов 77 Подходы к распознаванию зрительных паттернов..................................80 Принципы гештальта................................................................................80 Принципы обработки информации: "снизу-вверх" и "сверху-вниз"...........................................................83 Сравнение с эталоном.......................................................................85 Подетальный анализ , 87 Прототипное сравнение......................................................................90 Роль наблюдателя в распознавании паттернов......................................103 Внимание Сознание . 107 ill Сознание и специфичность полушарий...........................................113 Пропускная способность и избирательность внимания........................115 Слуховые сигналы............................................................................116 Зрительные сигналы.........................................................................117 Модели избирательного внимания........................................................119 Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................................119 Модель делителя (Трейсман)...........................................................123 Модель уместности (Дойч/Норман)...............................................126 Оценка моделей внимания...............................................................129 Возбуждение и внимание.......................................................................133 Возбуждение и внимание в контексте деятельности......................133 Управление и внимание.........................................................................136 Автоматическая обработка...............................................................137 Память Модели памяти 143 Краткая история.....................................................................................144 Строение памяти....................................................................................150 Два хранилища памяти.....................................................................150 Место памяти в когнитивной сфере......................................................153 Модели памяти.......................................................................................154 Модель Во и Нормана......................................................................154 Модель Аткинсона и Шифрина........................................................156 Уровни воспроизведения (УВ).........................................................160 Уровни обработки (УО) ...................................................................161 Эффект отнесения к себе (ЭОС).....................................................165 Эпизодическая и семантическая память, по Тульвингу..................169 - »'»' ; Память: структуры и процессы 175 Кратковременная память.......................................................................176 Объем КВП.......................................................................................179 Кодирование информации в КВП....................................................181 Воспроизведение информации из КВП............................................191 Долговременная память.........................................................................193 ДВП: структура и хранение.............................................................194 Сверхдолговременная память (СДВП).............................................198 Забывание.........................................................................................201 Семантическая организация памяти 213 Теории семантической организации......................................................214 Кластерная модель..................Г.........................................................215 Групповая модель.............................................................................215 Модель сравнительных семантических признаков..........................216 Сетевые модели................................................................................216 Ассоцианизм и его развитие..................................................................217 Свободное воспроизведение: кластеры, по Бусфилду.....................217 Организационные переменные (Бауэр)...........................................219 Когнитивные модели семантической памяти........................................221 Групповые модели.............................................................................222 Модель сравнительных семантических признаков..........................226 Сетевые модели................................................................................230 Пропозициональные сети.................................................................234 Элинор (ELINOR).............................................................................239 Мнемоника и образы Мнемоника и память 247 Мнемонические системы........................................................................248 Метод размещения...........................................................................248 Система слов-вешалок......................................:...............................250 Метод ключевых слов ......................................................................254 Организующие схемы.......................................................................255 Воспроизведение чисел....................................................................257 Воспроизведение имен......................................................................259 Воспроизведение слов......................................................................260 Способности к мнемонике .....................................................................262 Организация......................................................................................262 Опосредование..................................................................................263 Выдающиеся мнемонисты......................................................................264 Грегор фон Фейнегль........................................................................264 "S." (С.Д.Шерешевский)..................................................................265 "V.P." ................................................................................................269 Другие...............................................................................................272 Мысленные образы 275 Исторический обзор...............................................................................277 Количественная оценка..........................................................................278 Когнитивный подход...............................................................................279 Гипотеза двойного кодирования.......................................................280 Концептуально-пропозициональная гипотеза..................................288 Функциональная эквивалентность...................................................289 Радикальная теория образов............................................................292 Против мысленных образов...................................................................300 Язык и развитие познания 307 .308 314 Язык, раздел 1: слова и чтение Ранние системы письменности...................................................... Объем восприятия..................................................................................и it Тахистоскопическое предъявление букв и слов..............................316 Обработка текста..............................................................................318 Теория информации ...............................................................................322 Знакомость: частотность слов и опознавание слов..............................323 Влияние контекста.................................................................................324 Опознание слов.................................................................................324 Логоген Мортона..............................................................................326 Лексические задачи..........................................................................327 Орфография и намерения.................................................................330 Понимание..............................................................................................332 Знания и понимание текста...................................................................335 "Мыльная опера" и "воры"..............................................................336 Модель понимания, по Кинчу..........................................................336 Пропозициональная репрезентация текста и чтения......................340 |