Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология





Скачать 230.64 Kb.
НазваниеОсобенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология
Дата публикации31.07.2013
Размер230.64 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат


Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи

Орлова Анна Владимировна

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА

19.00.05 – Социальная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Санкт - Петербург – 2009

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета

психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Куницына Валентина Николаевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Лабунская Вера Александровна
кандидат психологических наук, ведущий

научный сотрудник

Филимоненко Юрий Иванович

Ведущая организация: Российский государственный

педагогический университет

имени А.И. Герцена.
Защита состоится «___ »_________________2009 г. в_____часов

на заседании совета Д 212. 232. 53 по защите докторских и кандидатских

диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете, по

адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6, факультет психологии,

ауд. 227.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького

Санкт-Петербургского государственного университета по адресу:

г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.
Автореферат разослан «____»__________________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.О. Свешникова

I. Общая характеристика работы
Актуальность исследования.

Особенности социальной перцепции лица другого человека является важной составляющей коммуникативного процесса. Необходимо отметить, что большая часть исследований, посвященных данной теме, основана на изучении восприятия лица человека по фотографии. В нашем исследовании в качестве стимульного материала была использована фотография лица человека, предъявляемая на экране монитора.

С развитием компьютерных технологий и Интернета в жизни человека появляются новые возможности. Некоторые сферы деятельности людей, такие как профессиональная, познавательная, игровая, коммуникативная, уже осуществляются посредством компьютера. Существует множество исследований, посвященных Интернет-зависимости, самопрезентации в Интернете, типологии пользователей и так далее. Следовательно, актуальность исследования определяется использованием опосредованного общения и взаимодействия людей, сетей виртуального общения, развитием Интернет-технологий и дистанционного обучения.

Представляется важным выделить общие тенденции в восприятии электронного изображения человека в силу использования изображения лица участника взаимодействия, как иногда единственного доступного визуального образа, фигурирующего в Интернет-общении. Взаимодействие посредством компьютера чаще осуществляется путем передачи текста собеседнику, но электронный текст не отражает физического облика. Электронные изображения являются единственным сигналом, передающим физический облик другого человека.

Проблему социальной перцепции лица человека в последнее время изучают по нескольким направлениям: адекватность восприятия другого человека, взаимосвязь особенностей личности воспринимаемого и воспринимающего, восприятие эмоций на лице. В то же время, социально-психологические особенности социальной перцепции лица человека остаются не изученными.

В нашем исследовании представлена ситуация первичного контакта, то есть создание первого впечатления о незнакомом ранее человеке. При этом испытуемым предлагалось оценить другого человека по его электронной фотографии. Такой подход продиктован запросом практики, так как именно в Интернете люди часто имеют дело с незнакомыми людьми и единственной возможностью посмотреть на этого человека является его электронное изображение. Мы сталкиваемся с такими изображениями в социальных сетях, блогах, на сайтах знакомств, при электронной переписке. Нас интересовало восприятие не только лица человека, мы также учитывали и обрамление лица (прическу, уши, шею), то есть непосредственно внешность человека.

Цель исследования – изучение особенностей социальной перцепции лица другого человека, предъявляемого на экране монитора. Взаимодействие людей в Интернет-общении рассматривается нами как практическое применение данной работы.

Объект исследования:

Всего в исследовании приняли участие 167 человек в возрасте 19-31 год, средний возраст опрошенных – 20,7 года, 84 мужчины и 83 женщины. Выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что это наиболее активные пользователи сети Интернет, а, следовательно, и люди, имеющие опыт взаимодействия посредством компьютера и использующие компьютерное изображение.

Предмет исследования – взаимосвязь личностных особенностей испытуемых и восприятия электронного изображения лица человека на экране монитора.

Гипотеза исследования: особенности социальной перцепции лица другого человека, предъявляемого на мониторе, определяются группой социально-психологических характеристик.
Дополнительные гипотезы:

а) Личностные и индивидуально-психологические особенности оказывают влияние на процесс восприятия лица человека по его электронному изображению. Потребность человека в общении влияет на особенности социальной перцепции лица другого человека на экране монитора.

б) Существует набор качеств личности, по которым можно оценить человека, предъявляемого на экране монитора.

г) Опыт общения в сети Интернет влияет на особенности социальной перцепции и оценку лица другого человека на экране монитора. Существуют половые различия в описании опыта общения в сети Интернет.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы социальной перцепции лица человека (в том числе по электронному изображению) в отечественной и зарубежной психологии.

2. Раскрыть характеристики личности, которые люди отмечают в зависимости от пола воспринимаемого ими человека.

3. Дать определение понятию «выражение лица» и раскрыть смысл понимания «типичного выражения лица».

4. Проследить взаимосвязь особенностей личности воспринимающего и оценки им другого человека.

5. Рассмотреть особенности опыта общения через Интернет, сравнить данные полученные у мужчин и у женщин.

6. Определить группу качеств личности, которые могут быть оценены по электронному изображению лица другого человека.

7. Выявить новые аспекты взаимодействия людей в Сети Интернет, положительные и отрицательные его стороны. Сравнить данные с работами прошлых лет.

Для решения данных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы:

  • Личностный опросник Г.Ю. Айзенка для взрослых (EPQ);

  • Опросник В.Н. Куницыной КОСКОМ (измерение коммуникативной и социальной компетентности);

  • Метод семантического дифференциала (СД) – оценка лица человека, показанного на экране монитора;

  • Анкета на восприятие лица человека;

  • Анкета, описывающая личный опыт общения в сети Интернет.

Для каждого испытуемого были установлены личностные особенности и их связь с восприятием и описанием лица человека на экране монитора по заданным характеристикам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологические характеристики воспринимающего человека определяют особенности перцепции человеческого лица, предъявляемого на экране монитора.

2. Имеются половые различия в восприятии лица другого человека на экране монитора. Мужчины оценивают другого человека по электронному изображению более позитивно, чем женщины. Женщинам свойственна более негативная оценка другого человека по электронному изображению, в отличие от мужчин.

3. Уровень экстраверсии и нейротизма оказывает влияние на восприятие другого человека. Экстраверты оценивают другого человека по электронному изображению более негативно, чем интроверты. Люди с высоким уровнем нейротизма оценивают другого человека как обладающего активностью и внешней привлекательностью (волевой, самостоятельный, сексуальный, мужественный/женственный), с низким уровнем нейротизма – как открытого для взаимодействия (безопасного, простого, щедрого).

4. Выражение лица – это совокупность взгляда и всех мимических проявлений человека. Выражение лица отражает не только эмоциональное состояние человека в данный момент, но также его жизненный опыт и жизненную позицию.

5. Существует группа характеристик, по которым можно четко оценить человека, лицо которого предъявлено на экране монитора. К таким характеристикам относятся: плавный/порывистый, безопасный/опасный, внимательный/равнодушный, терпимый/нетерпимый, предсказуемый/ непредсказуемый, уступчивый/упрямый, открытый/скрытный.

6. Со временем круг пользователей Сети Интернет увеличивается, возрастают и новые возможности использования Интернета. Возрастает практическая значимость использования виртуальной реальности в личных и деловых контактах.

Научная новизна исследования.

Была разработана и применена анкета, определяющая особенности восприятия лица человека на мониторе и анкета, отражающая специфику взаимодействия посредством сети Интернет. Выявлены взаимосвязи особенностей личности воспринимающего и теми характеристиками, которыми он наделяет воспринимаемое им электронное изображение. Определены новые тенденции в Интернет-общении. Дано определение понятию «выражение лица».

Практическая значимость работы.

Работа имеет свое практическое значение в сфере Интернет-коммуникаций, рекламы, построения образа с использованием компьютера. В связи с возрастающим интересом исследователей к проблеме развития компьютерных технологий, данные работы могут быть использованы в качестве основы изучения межличностной перцепции в Интернет-коммуникации. Результаты проведенного исследования могут использоваться в практике общения посредством Интернета, особенно на сайтах, где важен выбор объекта для общения и дальнейшего построения отношений с ним (сайты знакомств). Понимание процесса восприятия в зависимости от пола собеседника дает нам возможность контролировать и создавать нужное впечатление о себе. Работа может представлять интерес для специалистов, занимающихся фотографией, созданием портфолио и организующим фотосессии.

Материалы работы могут быть использованы в лекциях по социальной психологии, психологии личности, психологии рекламы. Результаты исследования могут применяться в консультативной работе психолога и специалистов в сфере создания имиджа.

Апробация результатов работы.

Материалы диссертации были представлены на заседаниях кафедры социальной психологии СПбГУ (2005-2008), научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2008". Материалы диссертации используются в учебном процессе на факультете психологии, философии СПбГУ.

Объем и структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (171 источник, в том числе 19 на иностранном языке) и 9 Приложений. Общий объем работы 151 страница. В тексте содержится 9 таблиц и 10 рисунков.

II. Основное содержание работы

Во введении обозначена актуальность выбранной темы; определены задачи, гипотезы, объект и предмет исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.

Глава первая «Социальная перцепция и взаимодействие людей в сети Интернет» освещает данные психологических исследований и научные разработки в сфере восприятия человеком других людей, а также исследований особенностей взаимодействия людей посредством компьютера. Глава состоит из семи параграфов.

В первом параграфе «Понятие социальной перцепции» рассматриваются возможные определения термина авторами различных направлений психологической науки (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына). Параграф содержит описание близких по значению терминов, таких как межличностная перцепция, восприятие одним человеком другого, перцептивная сторона общения. Рассматривается проблема самовосприятия человека (Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин).

Во втором параграфе «Формирование образа другого человека» определяются этапы процесса восприятия одним человеком другого, раскрываются свойства наблюдаемого объекта, позволяющие вынести суждение о нем. Рассматриваются факторы межличностного восприятия: пол, возраст, профессия. Указывается роль индивидуальных различий в восприятии одним человеком другого. Установлено, что оценка другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как уверенность в себе, отношение его к людям и его личная «теория личности». В.Н. Панферовым определено, что важными качествами в других людях с точки зрения субъектов суждения являются способности и волевые свойства характера. При этом в положительных качествах очерчен общепринятый идеал, в отрицательных обозначены неприемлемые качества личности.

В третьем параграфе «Особенности восприятия лица человека» раскрывается важность исследования именно восприятия лица человека. Параграф содержит описание психологических исследований по восприятию и оценке одним человеком другого. В последнее время в отечественной науке множество исследований посвящено адекватности оценки личности и эмоционального состояния другого человека по фотоизображению его лица (В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко, А.О. Болдырев, А.В. Жегалло и другие). В результате исследований были определены качества, позволяющие давать более точные оценки личности другого человека, такие как проницательность и открытость.

Четвертый параграф «Восприятие лица в исследованиях зарубежных психологов» содержит подробное описание направлений исследований зарубежных психологов. К ним относятся: привлекательность мужских и женских лиц (D. I. Perrett, K. J. Lee, I. Penton-Voak, D. Rowland и другие); черты лица и особенности их восприятия (G. Rhodes, C. Hickford, L. Jeffery); внешняя привлекательность и состояние здоровья (S.M. Kalick, L.A. Zebrowitz, J.H. Langlois, R.M. Johnson); особенность лицевых признаков возраста, пола, расы и эмоционального состояния в дифференциации лиц (J.M. Montepare, A. Opeyo); лицевая симметрия (G. Rhodes, A. Sumich, G. Byatt) и многое другое.

Пятый параграф «Первое впечатление» раскрывает суть понятия. Описывается влияние стереотипов на формирование первого впечатления. Рассматривается три класса стереотипов: антропологические, социальные, эмоционально-эстетические. В параграфе произведен обзор эффектов восприятия человека: эффект контрастных представлений, эффект ореола («гало-эффект»), эффект проекции, эффект первичности, эффект новизны.

Шестой параграф «Фотография в психологических исследованиях» содержит описание исследований с использованием фотографии. Рассмотрены функции и роль фотографии в психологических исследованиях. Описаны четыре формы представлений о фотографии и процессе фотографирования: внешняя память, средство самовыражения и творческой реализации внутренних ресурсов, элемент моды и профессиональная деятельность. Представлено использование фотографии в терапевтическом процессе.

Седьмой параграф «Особенности взаимодействия в сети Интернет» посвящен описанию специфики общения людей в Интернете и причин обращения к Сети для общения. Рассматривается роль физической привлекательности в коммуникации посредством компьютера. Выделены следующие виды деятельности человека в Интернете: познавательная, профессиональная, игровая, коммуникативная. Описаны такие свойства общения в Интернете, как: массовость, анонимность, объединение по общим интересам, поддержка стремления к самовыражению, добровольность и желательность контактов, возможность прервать контакт в любой момент, пространственно-временная неограниченность коммуникации, затрудненность эмоционального компонента общения. Рассматривается классификация видов общения в сети (Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский) и формы общения в Интернете (А. Жичкина).

Во второй главе «Методы и организация эмпирического исследования» описаны методы психологического исследования, организация исследования. Глава имеет два параграфа. Первый параграф «Организация эмпирического исследования» рассматривает этапы исследования, процедуру исследования, выборку, процедуру расчета данных. Во втором параграфе указаны методы и методики исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе были определены тема, объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.

На втором этапе были подобраны и разработаны методики, касающиеся восприятия внешности человека и опыта общения в Интернете. Проведено исследование восприятия лица другого человека по его электронному изображению.

На третьем этапе проведен статистический анализ результатов, полученных в ходе исследования, сформулированы выводы и подготовлен текст диссертации.

Третья глава «Восприятие лица человека, предъявляемого на экране монитора» отражает результаты исследования и анализ полученных данных. Эта глава работы посвящена изучению восприятия лица человека по его фотографии на экране монитора и содержит три раздела:

  1. Влияние личностных особенностей на восприятие лица;

  2. Восприятие внешности человека по электронному изображению лица мужчинами и женщинами;

  3. Опыт общения в сети Интернет: мужчины и женщины.

Первый раздел имеет четыре параграфа. Здесь рассматриваются различия в восприятии другого человека в зависимости от личностных особенностей воспринимающего.

В первом параграфе «Уровень нейротизма и особенности восприятия лица человека на экране монитора» было определено, что люди с высоким уровнем нейротизма, то есть склонные к тревожности, беспокойству, нервозности, эмоциональности, неуверенности и ипохондрии, склонны оценивать других людей как возбужденных, волевых и самостоятельных, то есть – обладающих активностью. Они приписывают человеку сексуальность и женственность/мужественность, то есть определенную внешнюю привлекательность для противоположного пола. Люди с низким уровнем нейротизма оценивают другого человека как простого, безопасного и щедрого, то есть с позиции коммуникативных свойств.

Во втором параграфе «Уровень экстраверсии и особенности восприятия лица человека на экране монитора» показано, что экстравертированные личности склонны оценивать другого человека как яркого, безопасного и наивного. Люди интровертированные, то есть замкнутые, оценивают человека как волевого, самостоятельного и уверенного в себе. Экстраверты обладают социально значимыми качествами (понимание других, работа над собственным обликом, социально осведомлены, имеют потребность в общении) и успешно применяют их в общении. Для экстраверта в другом человеке важна его внешность и особенности взаимодействия с социумом. Интроверты, будучи людьми замкнутыми, наделяют других большей активностью и уверенностью в себе.

В третьем параграфе «Взаимосвязь особенностей личности и восприятия внешности другого человека» рассмотрены результаты корреляционного анализа. Экстраверсия (то есть общительность, активность, разговорчивость, оптимизм) связана с уверенностью человека в себе, различными видами социальной компетентности и потребностью в общении. Экстраверты не просто любят общаться, но и умеют; они быстро адаптируются к ситуации, умеют высказать свои мысли, решать межличностные проблемы и ладить с людьми. Они хорошо ориентируются в сфере оценочных стереотипов и шаблонов. Подтвердилось, что чем более человек направлен на общество (чем выше уровень экстраверсии), тем более у него развиты коммуникативные навыки, социальная компетентность, уверенность, меньше чувство одиночества и есть потребность в поддержании контактов с людьми. Но тем более он не организован. Была найдена следующая закономерность: чем выше уровень экстраверсии, тем более склонен человек оценивать другого как безопасного и наивного. Также с повышением уровня экстраверсии люди более склонны видеть в другом человеке пассивность, отсутствие воли и уверенности в себе, не самостоятельность. Для экстраверта окружающие люди не представляют опасности и наивны. Он оценивает другого человека как неуверенного в себе, лишенного самостоятельности, активности и воли. То есть, экстраверт наделяет другого человека пассивностью, неуверенностью и отмечает его наивность.

Чем выше уровень нейротизма (беспокойство, неуверенность, нервозность, эмоциональность), тем более человек склонен к переживанию чувства одиночества и доверчивости, но тем адекватнее он оценивает себя и свои поступки. То есть, несмотря на свойственную человеку неуверенность и нервозность, он склонен к адекватности самооценки. Но, тем сложнее ему адаптироваться в обществе – сложность в понимании других людей и ситуации. Люди с высоким уровнем нейротизма в меньшей степени испытывают потребность в общении и поддержании социальных контактов. У них не так развита социальная компетентность, знание механизмов взаимодействия между людьми. Люди, склонные к беспокойству и эмоциональной нестабильности оценивают других как опасных, хитрых, активных и сильных, видя в них, таким образом, возможный источник опасности. Чем выше уровень нейротизма у человека (то есть неуверенность в себе), тем увереннее в себе ему представляются окружающие люди. Люди с высоким уровнем нейротизма видят в других людях опасность (оценивают как опасных и хитрых), что является дополнительным источником тревоги и беспокойства. Для них окружающие сильные, уверенные в себе, волевые, активные и это может порождать в них некоторую неуверенность в себе.

В четвертом параграфе «Потребность в общении и особенности восприятия лица другого человека на экране монитора» были определены отличительные особенности людей с высокой потребностью в общении. С увеличением потребности в общении испытуемый оценивает другого человека как более безопасного, но менее уверенного в себе. Возможно, что человек, испытывающий потребность в общении и устанавливающий контакт с человеком по своей инициативе наделяет другого человека качеством неуверенности в себе.

Второй раздел «Восприятие внешности человека по электронному изображению лица мужчинами и женщинами» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Восприятие электронного изображения мужчинами и женщинами» было исследовано различие в восприятии электронного изображения лица в зависимости пола испытуемого. Оказалось, что мужчины оценивают другого человека по электронному изображению как, более плавного, доброжелательного, яркого, терпимого, предсказуемого, простого, сексуального в отличие от женщин. То есть, в целом мужчины склонны оценивать незнакомого им человека по электронному изображению более позитивно, чем женщины, вне зависимости от пола показанного им человека.

Во втором параграфе «Восприятие мужских и женских лиц» были установлены значимые различия в восприятии мужского и женского лица испытуемыми-мужчинами и испытуемыми-женщинами. Для испытуемых-мужчин мужчины на фотографиях оказались более просты, терпимы, предсказуемы, мужественны и интересны. Данные характеристики в большей мере описывают характер мужчины. Для мужчины человек того же пола кажется более предсказуемым, более простым. В целом мужчины давали более позитивные оценки мужчинам на фотографии, наделяя их такими качествами, как мужественный и интересный. Женщины-испытуемые по этим характеристикам оценивали мужчин значимо ниже.

Мужчины-испытуемые оценивали женщин на фотографии на мониторе как более ярких и самостоятельных. Женщины-испытуемые описывали женщин как доброжелательных, упорядоченных, постоянных, скованных, предсказуемых и довольных своей внешностью. Для женщин представительницы своего пола были более предсказуемыми. Женщины наделяли женщин качествами, которые в наибольшей степени характеризуют женщину: доброжелательность, упорядоченность, постоянство. Тем не менее, женщины отмечали и такую характеристику, как скованность. Возможно, это связано со степенью активности женщин.

Мужчины видели в женщинах больше яркости и самостоятельности, чем это отмечали женщины.

Можно говорить о различиях в восприятии мужского и женского лица на экране монитора представителями обоих полов. Мужчины более позитивно оценивают мужчин как интересных, терпимых и мужественных. Выявленные качества важны в достижении жизненных целей. Женщин мужчины оценивают как ярких и самостоятельных, то есть способных привлечь внимание и независимых. Женщины считают женщин более упорядоченными, постоянными, доброжелательными, довольными своей внешностью, то есть, стабильными и направленными на людей.

В третьем параграфе «Характеристики оценки лица человека» определены качества, по которым наблюдалось достоверное сходство оценок испытуемых лица человека, предъявленного на мониторе. В их число вошли следующие характеристики: плавный/порывистый, безопасный/опасный, внимательный/ равнодушный, терпимый/нетерпимый, предсказуемый/ непредсказуемый, уступчивый/упрямый, открытый/скрытный, постоянный/ легкомысленный, простой/сложный, скованный/раскованный, тактичный/ бестактный, женственный/неженственный или мужественный/ немужественный (в зависимости от пола). Необходимо отметить, что в характеристики, достоверно оцениваемые по электронному изображению, не вошли оценки внешности испытуемых (приятный, красивый, сексуальный и так далее). Можно предположить, что оценка привлекательности очень индивидуальна и целиком зависит от стереотипов красоты, имеющихся у человека. Согласованность оценок наблюдается в оценках качеств личности (постоянный, простой, плавный и другие) и касается взаимодействия человека с другими людьми (безопасный, предсказуемый, открытый, тактичный, внимательный).

В четвертом параграфе «Общие закономерности восприятия лица человека на экране монитора» рассмотрены особенности первого впечатления электронного изображения лица человека и восприятие взгляда человека; характеристики экспрессии лица человека, производящие большее впечатление; описана специфика восприятия лица человека на мониторе; произведен анализ отличительных особенностей мужского лица и женского по описанию их испытуемыми; дано определение понятию «выражение лица» и выделены характеристики типичного выражения лица.

Выражение лица можно обозначить как совокупность взгляда и всех мимических проявлений человека. Выражение лица отражает не только эмоциональное состояние человека в данный момент, но также его жизненный опыт и жизненную позицию.

Третий раздел «Опыт общения в сети Интернет: мужчины и женщины» включает в себя рассмотрение форм общения в Интернете, отношение опрошенных к данному виду общения, анализ отличительных особенностей мужчин и женщин в использовании Интернета, причины обращения к сети, положительные и отрицательные стороны Интернет-общения.

Оказалось, что в описании своего опыта общения в Интернете между мужчинами и женщинами видимых различий не существует. И те, и другие в основном используют Интернет ежедневно, в основном в вечернее время. В качестве основной причины обращения к сети указывается возможность общения с человеком, находящимся далеко.

Испытуемыми были выделены следующие положительные стороны виртуального общения: доступность, быстрота и удобство, экономия времени, разнообразие информации, возможность легкого знакомства и широкого круга общения. В качестве отрицательных сторон были названы следующие: зависимость и уход от реальной жизни, наличие в Интернете ложной информации.

Многие из испытуемых не нуждаются в том, чтобы видеть лицо собеседника на экране в момент общения (особенно если он хорошо знаком) и отмечают, что свои чувства и эмоции легче выражать в реальной жизни, чем в Интернете. Взаимодействие посредством компьютера носит «знаковый характер», осуществляется путем передачи письменных сообщений и некоторых символов, выражающих чувства и эмоции («смайлики»).

Выводы:

1. Были рассмотрены исследования зарубежных психологов в сфере восприятия лица человека и отмечено, что женские черты лица оцениваются как более привлекательные и у мужчин, и у женщин; привлекательность лица в юности не связана со здоровьем, и не прогнозирует его в более старшем возрасте; лучшие результаты (оценивалась скорость ответа и количество ошибок) были получены относительно расы человека по сравнению с параметрами возраста, пола, или эмоционального выражения; усредненные лицевые формы являются наиболее привлекательными.

2. Личностные особенности воспринимающего, прежде всего экстраверсия и нейротизм, оказывают значительное влияние на оценку человеком других людей по их фотографии в электронном виде. Экстраверты более адаптированы в социуме, имеют высокий уровень социальной компетентности. Люди с высоким уровнем нейротизма в меньшей степени испытывают потребность в общении и поддержании социальных контактов. У них не так развита социальная компетентность, знание механизмов взаимодействия между людьми.

Экстраверты оценивают другого человека как безопасного, то есть другие люди для них не представляют угрозы и они готовы к взаимодействию с ними. Экстраверты наделяют других пассивностью, что дает им возможность лидерства и проявления активности в отношении других людей. Люди с высоким уровнем нейротизма видят в других людях опасность (оценивают как опасных и хитрых), что является дополнительным источником тревоги и беспокойства. Для них окружающие сильные, уверенные в себе, волевые, активные и это может порождать в них некоторую неуверенность в себе.

3. Потребность в общении является ведущей характеристикой, побуждающей человека к активному установлению контакта с окружающими. Обнаружено, что мужчины значительно чаще женщин испытывают потребность в общении. Чем ниже уровень нейротизма, тем более выражена у человека потребность в общении. Возможно, из-за своей неуверенности, ипохондрии, нервозности люди замыкаются на своих переживаниях и не склонны испытывать потребность в социальных контактах. Наличие потребности в общении не предполагает рассмотрение другого человека как привлекательного объекта, или наличие у него стремления к взаимодействию.

Потребность в общении включает в себя стремление к коммуникации, поддержанию контакта, к ежедневному взаимодействию с людьми. Как показало исследование, люди с низкой потребностью в общении оценивая электронное изображение человека, наделяли его независимостью и придерживались нейтрального мнения о человеке (не оценивали как неприятного, жесткого, опасного и так далее).

4. В целом мужчины склонны более позитивно оценивать электронное изображение лица человека на мониторе, чем женщины. Мужчины оценивают мужчин с позиции социально значимых качеств, женщин оценивают по их внешности. Женщины оценивают женщин с точки зрения стабильности и постоянства личностных свойств.

5. Определены качества, по которым возможно оценить воспринимаемое электронное изображение лица человека. В их число вошли следующие характеристики: плавный, безопасный, внимательный, терпимый, предсказуемый, уступчивый, открытый, постоянный, простой, скованный, тактичный, женственный или мужественный (в зависимости от пола). Необходимо отметить, что в характеристики, достоверно оцениваемые по электронному изображению, не вошли оценки внешности испытуемых (приятный, красивый, сексуальный и так далее). Можно предположить, что оценка привлекательности очень индивидуальна и целиком зависит от стереотипов красоты, имеющихся у человека. Согласованность оценок наблюдается в основном в оценках качеств личности (постоянный, простой, плавный и другие) и касается взаимодействия человека с другими людьми (безопасный, предсказуемый, открытый, тактичный, внимательный).

6. Широко употребляемое в обыденной жизни понятие «выражение лица» не имело до сих пор научного обоснования. По результатам исследования можно определить его как совокупность взгляда и всех мимических проявлений человека. Выражение лица отражает не только эмоциональное состояние человека в данный момент, но также его жизненный опыт и жизненную позицию.

Понимание этого термина в обыденном сознании четкое и не содержит размытых характеристик, что сохраняется при восприятии лица другого человека на мониторе. Можно говорить о том, что это распространенное понятие и достаточно четко определенное как среди мужчин, так и среди женщин. Испытуемые, давая определение понятию «выражение лица», не использовали такие характеристики, как «неуловимое», «необъяснимое», «непонятное». Исключение составляют ситуации выражения сильных эмоций, когда сама эмоция захватывает человека полностью и он способен лишь на выражение эмоции.

Было изучено толкование «типичного выражения лица». «Типичное» выражение лица испытуемые описывали следующим образом: 1) как состояние с точки зрения эмоциональной наполненности; 2) «типичное» лицо как определенный типаж, имидж. Женщины чаще рассматривали «типичное» выражение лица как состояние, а не как имидж.

7. Женщинам свойственна более детальная оценка электронного изображения лица человека, они замечают напряженность и застывшую маску (то есть отсутствие мимических проявлений и неподвижность лица). Мужчины в первую очередь склонны обращать внимание на общие моменты – выражение лица и национальность человека. Мужчины, оценивая взгляд другого человека, отмечают выразительность, женщины по взгляду чаще оценивают характер другого человека.

8. В Интернете и мужчины и женщины имеют общие закономерности опыта общения. Отличительной особенностью мужчин является инициатива в общении, использование ненормативной лексики и предпочтение игр как формы общения в Интернете.

Нам удалось выявить новые особенности взаимодействия людей в Интернете: а) возможность легкого знакомства; б) Интернет заменяет телефон; в) возможность самому формировать свой имидж. В качестве отрицательных сторон общения в сети испытуемыми были указаны: отнимает много времени, «шаблонное общение», негативное влияние на здоровье.

Таким образом, были определены особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора.

В заключение диссертации подведены общие итоги и намечены перспективы дальнейших исследований.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Орлова А.В. Особенности самовосприятия лица // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена №34 (74). Часть II. Педагогика, психология, теория и методика обучения: Научный журнал. – СПб., 2008. – с.213-216.

  2. Орлова А.В., Куницына В.Н. Исследование восприятия лица в зарубежной психологии //Ярославский психологический вестник. Выпуск 24. – Москва-Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество», 2008. 176 с. С.37-40.

  3. Орлова А.В. Некоторые проблемы восприятия лица человека //Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2008" / Под редакцией Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталёвой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. - 840 с.- С.219-221.

  4. Орлова А.В. Выражение лица как его описательная интегральная характеристика //Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Выпуск 7. Ярославль, Москва, 2009. С. 133-134.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconФакультет журналистики
Но хранится она не на бумаге, а в памяти компьютера. И увидеть ее можно только на экране монитора. Цифровая фотография – это файл,...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconСоздаем презентацию Ошибка №1: слайдоменты
А между тем слайды предназначаются для показа на экране монитора или на настенном экране, которые имеют
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование заранее созданной презентации (ms power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование заранее созданной презентации (ms power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconКурс 3 семестр специальность: Дошкольная педагогика и психология Курс: Социальная психология
Цель: рассмотреть научный аппарат социальной психологии, ее историю и место в ряду других наук
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconПсихология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconПсихология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора 19. 00. 05 Социальная психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск