Скачать 3.62 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы Тверь 2009 Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. – 176 стр. Редакционная коллегия: Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии труда, декан факультета психологии и социальной работы И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы Н.В. Борисова, председатель совета студенческого научного общества факультета психологии и социальной работы, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии развития Е.А. Гаврилова, ассистент кафедры психологии труда и клинической психологии В сборнике содержатся материалы ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов, состоявшейся 23 апреля 2009 г. на факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета. Представленные материалы могут быть полезны специалистам в области психологии, педагогики, социальной работы. Печатается с авторских оригиналов Содержание Раздел 1. Научно-исследовательская деятельность аспирантов Борисова Н.В. Личностная детерминация профессионального развития специалиста 6 Буренина Г.А. Женщина как клиент психологической службы 8 Варелджян К.Р. Основные элементы психологической модели сопровождения трудовой деятельности осужденных женщин 11 Гаврилова Е.А. Профессиональная самореализация в системе релевантных понятий 13 Карачарова Ю.А. Психологические характеристики как важный субъектный фактор успешности в профессии 17 Кузьмина Е.В. Социально-психологические детерминанты отношения к времени 21 Пупанова О.А. К проблеме морального выбора субъектов молодежного добровольческого движения 24 Скаткова А.И. Генезис государственно-социальной политики по отношению к беспризорным детям в России 1920-х годов 25 Соколова А.С. Междисциплинарный подход в определении понятия «компетентность» 27 Черепанова О.Н. Летний палаточный лагерь как средство профилактики и коррекции девиантного поведения подростков 30 Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность студентов I. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Анцибор Ю.А. Кросскультурное исследование изменения жизненных приоритетов в зависимости от возраста 33 Беляева Г.Ю. Сравнительное исследование уровня развития компетенции тверских школьников в контексте международной программы PISA 36 Беляева О.В. Психологические проблемы взросления в подростковом возрасте 38 Бойцова О.В. Стресс и его влияние на развитие личности 39 Вековешникова A.M. Детская одаренность: понятие и значение 41 Велижанина М.В. Психологические особенности осознания семьи подростками с девиантным поведением 43 Ганина Л.А. Исследование проблемы тревожности 48 Глаголева М.А. Подростковый возраст – важный этап в формировании личности 49 Золотёнкова А.А. Психофизиологическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте 50 Коряпина Ю.А. Особенности психосоциального развития в среднем детстве 52 Митрофанова О.А. О когнитивном развитии в период младенчества 54 Молодцова И.С. Организация времени жизни студентов 54 Оганисян С.М., Чивчян Я.Р. Некоторые аспекты проблемы абортов 56 Родюшкина В.Н. Специфика психического развития ребенка 60 Рябова В.М. Формирование интересов в подростковом возрасте 61 Савина А.С. Взаимосвязь уровней обучаемости и развиваемости студентов вуза 63 Фомина С.В. Исследование типов взаимодействия младших школьников со сверстниками в ситуации буллинга 65 Хлебосолова А.Н. Психологическая готовность детей к школьному обучению 67 Хомякова Н.В. Психологические особенности представлений о себе подростков, подвергшихся жестокому обращению 69 Швец В.А. Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей 71 Швец М.А. Психологические особенности выявления способностей у старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение 73 II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Акопова М.М. Особенности клинико-психологического консультирования ВИЧ-инфицированных беременных женщин 77 Антипова Н.С., Беляева Г.Ю. Взаимосвязь типа личности и профессиональной мотивации 79 Антошина И.С. Индивидуально-психологические особенности лиц, зависимых от ролевых игр живого действия 82 Бакрадзе Т.Г. Саморегуляция психических состояний и ее влияние на адаптацию студентов 83 Баранова Е.Б. Разработка программы индивидуального клинико-психологического консультирования женщин, переживающих кризис отношений с противоположным полом 85 Васильев С.В., Игнатова О. М. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних обвиняемых, обуславливающие ограниченную вменяемость 87 Егорова Е.В. Проблема обучения детей с диагнозом умственная отсталость 89 Кондратьева А.А., Шустрова С.А. Интегральные и дифференциальные свойства профессиограммы психолога 92 Левохо Н.Г. Мотивация трудовой деятельности в условиях экономического кризиса 96 Молодцова И.С. Самоорганизация и саморегуляция деятельности – залог успешности будущего специалиста 100 Орехов И.Н. Исследование изменённых состояний сознания у лиц с патологической склонностью к азартным играм 103 Панасенкова Л.А. К проблеме искажения восприятия и оценки ситуации при депрессивных расстройствах 105 Родькина О.А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и стилей копинг-поведения у матерей, воспитывающих детей с психической патологией 106 Савина А.С. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе обучения в вузе 108 Сиротюк А.С. Сравнительный анализ динамики развития высших психических функций младших школьников в процессе применения нейропсихологической коррекционно-развивающей программы с учетом половых различий 110 Соколенко А.С. Сказкотерапия как эффективный метод психотерапии у больных шизофренией 113 Устинова А.Л. Сравнительный анализ влияния компьютерных игр агрессивного содержания на агрессивность подростков, играющих и не играющих в компьютерные игры 115 Хазова И.А. Разработка тренинга социальной перцепции в целях реабилитации депрессивных больных 117 Швец В.А. Психологическое насилие в образовательной среде 120 III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ Кузьминова Э.В. Социально-психологический климат и межличностные отношения как факторы внутригруппового взаимодействия 122 Михайлова О.Е. Взаимосвязь СПК и групповой сплочённости в трудовом коллективе 123 Пашкова Н.А. Об актуальных проблемах в исследовании малых групп 124 IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Артющик Ю.В. Особенности психообразовательной работы с родственниками психически больных людей 125 Бастаева А. В. Комплексная реабилитация детей с ДЦП 127 Васильева А.А. Коммуникативная компетентность специалистов по социальной работе 129 Виноградова М.Н. Адаптационные проблемы молодой семьи 131 Володина Е.В. Портфолио как инструмент оценки готовности студентов к оказанию психосоциальной поддержки подросткам девиантного поведения 135 Гоголина Е.В. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере г. Твери) 137 Жиляева А.Н. К вопросу об эмоциональном выгорании специалиста по социальной работе 140 Кострова О.В. Готовность к браку как фактор успешной адаптации молодой семьи 143 Кудрявцева Т.А. Субъектность как аспект модели качества жизни социальной работы 146 Мишуренко М.А. Особенности ценностных ориентаций у специалистов по социальной работе 148 Муравьева С.А. Социальное самочувствие семей с различным уровнем жизни 150 Орешенкова Р.В. Психосоциальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями 151 Прозорова Н.С. К проблеме воспитания детей в условиях семьи и в государственных учреждениях 154 Рулёва О.С. Особенности организации жизнедеятельности и воспитания ребёнка-инвалида в семье 156 Сигова И.С. Психосоциальная поддержка семей кадровых военнослужащих 158 Силаева Е.К., Сошникова Т.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов 160 Симонова Е.С. Старение население как глобальная проблема современности 163 Соколова А.О. Психосоциальные технологии превенции разводов в семье 165 Табакова А.В. Насилие в семье: понятие и проблемы 166 Тихонова А.П. К вопросу о формах неблагополучия современной семьи 169 Черашева А.М. Досуг как особая область формирования молодёжных объединений 171 Щербакова Е.А. Проблемы женщин в сфере бизнеса 173 Щербакова С.И. Социально-психологические проблемы военнослужащих и членов их семей при переезде на новое место жительства 175 Раздел 1. Научно-исследовательская деятельность аспирантов Н.В. Борисова, аспирант кафедры общей психологии и психологии развития Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Н.В. Копылова ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА Задачи совершенствования профессиональной деятельности расширяют сферу профессионального мастерства, включают в нее самые разные области, в том числе связанные с саморазвитием. Исследование факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности с позиций личностного подхода, получило свое отражение в трудах Б.Ф. Ломова, В.А. Бодрова, Л.Г. Дикой, М.А. Пономаренко, Г.М. Зараковского и др. Выявлено, что субъект трудовой деятельности характеризуется определённой специфической совокупностью личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности. Успешное осуществление профессиональной деятельности требует не только высоких профессиональных навыков, но и определенных индивидуально-личностных особенностей. В настоящее время предметом исследования психологов является проблема профессиональной успешности субъекта труда. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием профессионального успеха, какие механизмы участвуют в регуляции поведения успешного профессионала, каким образом можно помочь личности в решении проблемы профессиональной и личностной самореализации. Деятельностный подход (Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Н.В. Кузьмина и др.), основанный на ведущем принципе психологии о развитии личности в деятельности, определяет структуру деятельности специалиста как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности, необходимых для решения профессиональных задач. Профессионализм – это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач [1]. Специфика профессиональной деятельности дирижеров-хоровиков включает в себя: высокую степень технологичности хоровой работы в сочетании с высоким уровнем творчества как музыканта- художника, высокую степень эмоциональной напряженности трудового процесса; а также все сложности труда музыканта-педагога. Профессиональная деятельность дирижера-хоровика составляет три компонента: дирижерско-хоровая деятельность, общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в деятельности и в общении. Дирижерско-хоровая деятельность— это технология труда, общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы дирижера-хоровика. Музыкально-педагогическая деятельность дирижера-хоровика — это его профессиональная активность, с помощью различных действий, решающего задачи обучения и развития поющих в хоре (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Актуальной проблемой построения акмеологической концепции саморазвития, связанной с ростом и совершенствованием профессиональной деятельности дирижера-хоровика, является профессиональная детерминация личностного развития специалиста. Профессиональная детерминация обусловлена развитием профессионально-важных качеств (ПВК) дирижера-хоровика. На основании использования общих теоретических и методических положений были составлены профессиограмма и психограмма деятельности дирижера- хоровика. На примере схемы профессиографического исследования, разработанной Е.А. Климовым и его сотрудниками мы сделали профессиографическое описание деятельности дирижера-хоровика. Профессиографическое описание труда дирижера-хоровика: 1. Цели труда:
2. Орудия и средства труда
3. Степень проблемности трудовых ситуаций.
4. Социально-психологические параметры.
- исполнитель (как работник организации) - организатор собственной деятельности (дирижер, руководитель хора) - организатор работы других людей (дирижер хора; руководитель-педагог)
- по количеству контактов - является ситуативным моментом: многочисленное (в условиях работы с большим хором по количественному составу), не многочисленное (при работе с ансамблем, при наличии малого состава хора ); - по типу партнера – группа ( хор); - по степени постоянства круга партнеров – постоянный (постоянство кадрового состава обеспечивает успех хоровой деятельности, текучесть кадров затрудняет работу дирижера- хоровика). 5. Эмоционально-волевые параметры.
- четко заданы ритм и темп работы ( вызывает психическую напряженность т.к. не обязательно совпадает с характерологическим ритмом, требуют повышенного внимания, высокой организованности собственной деятельности и деятельности других людей, постоянное удержание внимания и активизация солистов); - физические нагрузки (на голосовой аппарат (во время пения происходит обезвоживание организма), длительное удержание внимания); - длительное пребывание в одном положении (специфика деятельности требует от дирижера хора длительного стояния); - специфические условия (нарушение температурного режима (ситуативно); постоянное изменение световой динамики в согласии с требованиями концертной практики. Таким образом, мастерство в любой профессии является своеобразным идеалом, образцом, к которому нужно стремиться. Оно определяется как высокое искусство в профессиональной деятельности, а мастер – как специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Главным для успешного осуществления профессиональной деятельности дирижера-хоровика является совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности. А среди всего спектра личностных детерминант успешности профессиональной деятельности мы выделяем такие, как: коммуникабельность, самообладание, устойчивость психики, высокая переключаемость внимания, перцептивность, эмпатия, музыкально-эстетический вкус, музыкально-образное мышление, музыкальное восприятие. Литература: 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. 2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 3. Томашевская Н.П. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя опытно-экспериментального комплекса по развитию эстетических качеств школьников (Диссертация). Тверь, 2003. Г.А. Буренина, соискатель кафедры психологии труда и клинической психологии Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент С.Б. Калинина ЖЕНЩИНА КАК КЛИЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ |
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической... | Программа дисциплины Социальная психология для направления 080100. 62 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Итоги исследований по актуальным проблемам подготовки спортсменов... Дано краткое содержание наиболее интересных исследований. Раскрыты актуальные направления исследований, проводимых крупнейшими научными... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения | ||
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной... Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине б в. Дв. 12. 1 Педагогическая конфликтология для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое... | ||
Курса «Социальная психология» «Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных... | Программа дисциплины Социальная психология для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины Социальная психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Социальная психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины Социальная психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Социальная психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Прикладная социальная психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)... |