Скачать 284.39 Kb.
|
Сургутский государственный педагогический университет Учебно-методическое управление Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса Развивающее обучение Обзор В начале 30-х годов ХХ в. выдающийся отечественный психолог-гуманист Выготский Л.С. обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребенка. По его убеждению, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Последователями теории развивающего обучения стали Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция (психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). В 50-60-х годах советский педагог В.В. Давыдов ввел в лексикон термин «развивающее обучение», который довольно скоро вошёл в массовую педагогическую практику. Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, пришедший на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В становлении системы развивающего обучения достаточно четко выделяются три этапа. Первый из них, охватывающий конец 50-х - 60-е гг., - это период создания принципиально новой теоретической концепции развития младших школьников в условиях школьного обучения. Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым и его соратниками. Группа ученых под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова разработала другой вариант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход. На сегодняшний день каждая группа в тесном контакте с педагогами создала полный комплект учебников для начальной школы. Обе системы обучения признаны государственными. Вместе с традиционным обучением они составляют три равноправные и самодостаточные системы обучения, используемые в начальной школе. На втором этапе (в 70-е гг.) на основе этой концепции по заказу Министерства просвещения СССР был разработан проект системы развивающего начального обучения. Наконец, после некоторого перерыва, обусловленного рядом известных обстоятельств, в конце 80-х гг. начался период освоения системы массовой общеобразовательной школой. К началу 1996-1997 учебного года в эту работу только в Российской Федерации включилось по неполным данным около 7000 учителей начальных классов. Это означает, что система развивающего обучения превратилась из проекта в реальность, стала фактом российского школьного образования. Цель развивающего обучения (далее РО) – воспитать из каждого ученика субъекта учения, субъекта готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы решения. Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании - инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей - трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки. РО ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Выготскому Л.С.). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Занкова Л.В. , технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Селевко Г.К. и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Альтшуллера Г.С.. Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации. Ценность концептуальных дидактических положений Занкова Л.В. в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления. Технология Эльконина-Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии: • формировать теоретическое сознание и мышление; • формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности (СУДы); • воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления. Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, диалогу-полилогу, формированию межличностных отношений в учебной деятельности. Педагогам высшей технической школы следует уделить пристальное внимание системам развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Волков И.П., Альтшуллер Г.С., Иванов И.П.). Акценты целей этих теорий следующие: 1. По Волкову И.П. - выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. 2. По Альтшуллеру Г.С. - обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи. 3. По Иванову И.П. - воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества. Важнейшими дидактическими принципами развивающего обучения являются: • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; • системность и целостность содержания; • ведущая роль теоретических знаний; • обучение на высоком уровне трудности; • продвижение в изучении материала быстрыми темпами; • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Основной единицей содержания учебного материала в РО является понятие (система понятий). С точки зрения теории развивающего обучения, «понятие – это закон, описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему, на основании каких средств предмета необходимо действовать с ним таким способом» [10]. В развивающем обучении для того, чтобы стать субъектом учения, деятельность ученика должна развертываться в рамках коллективного учебного диалога, учебной дискуссии – в процессе коллективно-распределенной деятельности. Коллективно-распределенная деятельность – специфическая разновидность взаимодействия учеников между собой и учителя с ними, опирающаяся на определенную целостную систему действий, реализующуюся в коллективно-распределенной между ними учебно-поисковой деятельности. Теория развивающего обучения создавалась для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. В традиционном обучении обычно применяется линейный способ структурирования учебного материала, когда обучение идёт от рассмотрения частных факторов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения. Согласно концепции развивающего обучения в дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. На начальной ступени обучения вводится общее абстрактное представление о каком-либо функциональном понятии, а в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями. Все вводимые в дальнейшем частные понятия помогают осмыслить уже имеющиеся общие представления. Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль содержательных теоретических обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.). Успешность реализации РО во многом определяется уровнем профессиональной подготовки педагогов, «основной задачей которого является не передача знаний учащимся, как в традиционном классе, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала» [1]. Определены квалификационные характеристики учителя РО: - способность к построению особой коллективно-распределенной формы учебной деятельности (УД); - знания о закономерностях групповой деятельности, уровнях групповой организации, способах разрешения конфликтов, формах общения; - способность выстраивать учебный предмет в виде учебных задач (УЗ), несущих понятийное содержание; - знания психологических закономерностей и механизмов построения УД, различия личности ребенка; - владение системой педагогических методов, позволяющих решать УЗ в ситуации совместной коллективной деятельности; - владение теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать УД. Основная и наиболее сложная задача, с которой сталкивается педагог, осуществляющий развивающее обучение, – это организация учебной деятельности обучающихся. При этом педагог должен:
4) хорошо владеть техникой педагогического общения, занимая позицию делового партнера, активно сотрудничая с учащимися в процессе решения учебных задач; 5) чтобы обучение стало развивающим, учителю следует добиваться реального усвоения учениками намеченной системы понятий в рамках "квазиисследовательской" деятельности, а это значит, что учитель должен овладеть методами педагогической диагностики, причем диагностика не только важна сама по себе, но и должна стать шагом в коррекции развития ребенка; 6) так как педагогическое взаимодействие может быть эффективным лишь в том случае, когда его участники (взрослый и дети) являются взаимно значимыми, учитель должен знать возрастные и индивидуальные особенности своих подопечных. Список литературы
Аннотированный указатель Шиян, О.А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 9-17. В статье описывается проект развивающего обучения для высшей школы, разработанный в рамках структурно-диалектического подхода, в котором целью обучения является развитие диалектического мышления, позволяющего анализировать феномены развития за счет выделения отношений противоположности и разрешения противоречивых ситуаций в изучаемом содержании. Для структурно-диалектического подхода средством психической деятельности становится диалектическое понятие и диалектическая схема. Основываясь на опыте проведения позиционных семинаров (как одной из технологий структурно-диалектического обучения), автор обосновывает необходимость особого структурирования содержания изучаемых дисциплин. В данной статье автор представляет концепцию диалектически структурированного содержания курса на примере учебного предмета «Экспериментальная психология». Автор говорит о высокой степени продуктивности методики двойной стимуляции, «встроенного задания», которая позволяет сделать зримым и само умственное действие, и скрытый механизм его работы – использования средства. Выдвинуто предположение, что овладение методом двойной стимуляции ставит студентов в позицию, позволяющую не только превратить содержание культуры из отчужденного в живое, развивающееся, но и экстраполировать освоенный метод на решение собственных исследовательских задач. Миронов, А.В. Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации развивающих технологий // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 88-92, 96. Автор делает упор на то, что причина недостаточного распространения системы развивающего обучения заключается в неготовности подавляющего числа выпускников к реализации развивающих технологий, отсутствие налаженной системы послевузовской подготовки учителя в этой области. Учителю, получившему традиционное педагогическое образование, трудно перестроиться на развивающее обучение. Автор обращает внимание, что учебная дисциплина «Окружающий мир» в системе развивающего обучения вызывает наибольшее затруднение. Преподаватель привык, что критерием оценки его работы выступают знания и умения, а не способность детей самостоятельно добывать знания. В этой связи, автор дает характеристику качеств, которыми должен обладать учитель для успешной реализации данной учебной дисциплины в рамках развивающего обучения. С этой целью он указывает направление работы со студентами по приобретению должных качеств. Автор указывает на актуальность разработки специального курса для студентов, который позволял бы решать такие задачи как: - систематизация уже имеющейся информации по рассматриваемой развивающей системе; - «привязывать» полученные ранее естествоведческие, обществоведческие и иные знания к содержанию школьного курса; - формирование умения организовывать занятия по предмету в рамках указанной системы обучения. |